Образовательные цели урока:
- познакомиться с интерпретацией образа Иуды в русской литературе;
- определить позицию автора в обрисовке главного персонажа;
- исследуя текст, выявить, опираясь на исследования художественной антропологии, ведущую черту личности Иуды.
Развивающие цели урока:
- способствовать развитию составляющих коммуникативной компетенции6 слушания, говорения, диалога;
- способствовать развитию эмоционально-образного и аналитического мышления.
Воспитательные цели урока:
- способствовать воспитанию нравственных качеств личности.
Оборудование: мультимедиа система
Практическое обеспечение: компьютерные презентации, текст повести.
Прошлые состояния культуры постоянно забрасывают в ее будущее свои обломки: тексты, фрагменты, отдельные имена и памятники. Каждый из этих элементов имеет свой объем “памяти”, каждый из контекстов, в который он включается, актуализирует некоторую степень его глубины.
Ю.М. Лотман
Ход урока
1. Подготовка к восприятию. Определение целей урока.
2. Вступительное слово учителя (музыка И. Корнелюка – гимн Воланда). Приложение
- Послушайте отрывок из музыкального произведения. Может кто-то из вас вспомнит, когда и где слышали эту мелодию, с какими образами она ассоциируется?
- Посмотрите внимательно на эпиграф нашего урока. Как он соотносится с темой?
Евангельская тема традиционна в мировой литературе. Уходя своими корнями в далекое прошлое, она на протяжении ряда столетий привлекала внимание многих философов, поэтов, писателей. Вопросы нравственно-этического характера делают Библию источником вдохновения многих писателей, а ее мотивы и образы входят в круг самых популярных и важных тем русской и мировой культуры. Авторы разных эпох давали новые интерпретации Вечной книги, приспосабливая жизнь библейских героев к изменениям в исторической обстановке.
Так, ХХ век, насыщенный кризисами, социально-политическими проблемами, является периодом, когда евангельская тема становится особенно актуальной. Современное состояние общества, атмосфера духовной жизни заставляют задуматься над многими “вопросами бытия”: что такое любовь, истина, ложь, предательство, вера. Этим и обусловлено частое обращение писателей именно XX века – века катастроф, массового уничтожения людей, обесценивания человеческой жизни – к образу Иуды, предавшего Христа всего за 30 сребреников.
Известно, что одним из первых в мировой литературе положил традицию изображения Иуды-предателя Данте Алигьери. В его “Божественной комедии” Иуда за свой грех попадает в самое ужасное место Ада – в пасть Люфицера. По мнению Данте, предательство – это самое страшное злодеяние. В свое время к библейским мотивам и непосредственно к образу Иуды обращались: Л.Толстой, Н. Голованов, Л.Андреев, М.Булгаков, Ю.Нагибин, М.Волошин, Х.Л. Борхес и т.д. Образ Иуды, одного из учеников Христа, вызывает неоднозначное отношение к себе на протяжении многих веков существования христианства. Традиционно Иуда Искариот ассоциируется с идеей предательства как в религиозной литературе, так и в сознании обычного человека. Однако в XX веке появились художественные тексты, где этот библейский образ осмыслялся по-новому.
Свою работу мы построили на анализе образа Иуды в произведении Л. Андреева Для удобства описания основных черт данного персонажа в исследуемом тексте мы выделили следующие характеристики: портрет; образ жизни, основные ценности героя; действия, поступки, проступки; речевая характеристика.
3. Работа в группах.
Выступление 1 группы. Номинации (именные и вторичные). (Презентация 1)
- В процессе подготовки наша группа работала над вычленением из текста ХП 2 групп номинаций (именной и вторичных). Номинации - это текстовые маркеры ХО, которые позволяют читателю осмыслить персонаж. Поскольку именная номинация включает фамилию, имя, патроним, прозвище, то можно отметить, что в тексте такого рода номинаций не очень много Иуда из Кариота, Иуда, он). Большей группой представлены вторичные номинации, благодаря которым и можно составить представление об Иуде.
Вывод: Анализ номинаций показывает отсутствие какой-либо положительной характеристики персонажа. Автор неоднократно подчеркивает хтоническое (животное) начало в Иуде, проводит параллель между Предателем и моллюском, его сноровкой, подвижностью. Кроме того, у осьминогов есть странная привычка – поедать самих себя, свойственно также им такое “средство” для спасения от врагов, как отрывание своих же конечностей. Автор, называя Иуду моллюском, символически задает тему самоубийства, предательства самого себя. Сравнение со скорпионом еще раз подчеркивает склонность героя к самоуничтожению. Однако хочется отметить, что все указанные характеристики (за исключением самохарактеристики) даются другими персонажами, а присутствие авторской оценки здесь не ощущается.
Выступление 2 группы. Портретная характеристика Иуды. (Презентация 2). Над каждым элементом портрета работал 1-2 ученика.
В книге “Мир человека” автор утверждает, что “… в самой высшей точке напряжения, очищения и обобщения изображение человека и частей его тел становится знаковым, что позволяет глубже понять сущность каждого из нс и всех нас вместе”. Работая с внешней поэтикой телесного, образом внешнего тела, мы сосредоточились на следующих моментах, показавшимися нам ключевыми:
1) Голова, цвет волос. В книге “Художественная антропология и творчество писателя” говорится о том, что “..голова соотносится с умом человека, символизирует духовное начало..”. “Голова включает в себя такие важные части, как лицо, череп, волосы”. “В мифологии и фольклоре череп символизирует вершину человеческого духа, символ бессмертия. Череп - вместилище жизненной силы”. Необыкновенная форма черепа - раздвоенность - представляется нам символичной и демонстрирует двойственность духа его владельца: наличие светлого и темного начал. Интересная деталь: автор в тексте упоминает, что Иуда имел рыжий цвет волос. В мифологии это часто означает избранность богом, близость к Солнцу, право на власть. Боги войны часто рыжие или на рыжем коне. Многие вожди, известные личности имели этот огненный цвет волос. “Рыжий” является эпитетом божеств. Андреев недаром присваивает герою именно этот цвет волос, ведь по рассказам Предателя всегда оказывалось так, что именно ОН будет первый возле Иисуса. Иуда искренне верил в свою правоту и избранность, а главное он стремился к своей цели любыми средствами – предательство и стало способом приближения к Мессии. Кроме того, Иуда несколько раз “спасал” Христа от расправы толпы, проявляя воинственность. Но рыжий цвет волос приписывается и Иосифу, мужу Марии, матери Иисуса (например, на картине Рембрандта “Симеон в храме” - в знак его происхождения от рыжего же, по преданию, Царя-Псалмопевца). Возможно, этим в данном случае еще раз подчеркивается противоречивую природу персонажа.
2) Лицо, глаза. В книге “Художественная антропология и творчество писателя говорится, что “лицо - это обычное, каждодневное, изменчивое, телесное “я” человека”. Но есть еще проявление духовного начала в человеке. И тогда мы должны говорить не о лице, а о лике- сущности человеческого лица, об идее образа-персонажа… Хочется отметить, что изображение лица Иуды производит очень неприятное впечатление. Складывается ощущение, что за тобою постоянно подсматривает кто-то. Возможно, именно выражение лица изначально и оттолкнуло Апостолов от него. Двойственность в изображении лица, с нашей точки зрения, символизирует мертвое и живое начало. Неподвижная часть лица - омертвевшая часть души, а живая ,подвижная- это та часть, которая способна к чувственности. Вот только и эта часть обрисовывается “мимическим оркестром”, она словно меняет маски: от интереса, сострадания, искренней любви ко Христу до притворного спокойствия, смирения, чаще проявляемого в общении с учениками. “Напрасно …показывал он себя, стараясь сделать скромным свое раздвоенное, хищное, с крючковатым носом лицо..”, “Лицо искариота побелело и вдруг как-то быстро надвинулось на Фому - словно белое облако нашло и закрыло дорогу..”, “…Иуда стыдливо оправился … и принял покорно угнетенный вид”, “…в дверях стоял бледный, криво улыбающийся Иуда…”.
3) (Выбираются цитаты по всему тексту). Особое внимание автор уделяет обрисовке глаз Иуды, возвращаясь к ним каждый раз, когда нужно было сделать акцент на душевном состоянии персонажа. Как известно, “глаза - зеркало души”. Мы отметили, что Образ Иуды у Андреева соотносится с традиционным представлением о бесе, нечистой силе, которых принято изображать в профиль, то есть одноглазыми (“…и вдруг уходит внезапно, оставляя по себе неприятности и ссору - любопытный, лукавый и злой, как одноглазый бес” [2; 137]). Кроме того писатель подчеркивает, что один глаз у Иуды был слепой. Его он называет никогда не смыкающимся, сравнивает его с замерзшим озером. Напротив, видящий глаз, как живая половина лица, очень подвижен. В разных ситуациях он различен: то он “живой”, “насмешливый”, то “беспокойный”, “воровской”. Разнополярна и характеристика взгляда: от полной любви, задумчивой до насмешливой, ощупывающей, презрительной. Таким образом, зеркало души также подтверждает двойственность духовного мира Иуды (предполагается глубокая работа с цитатным материалом по тексту).
Мы отмечаем, что в Евангелии портретная характеристика Иуды отсутствует вообще. Возможно, портретное описание “оживило” бы образ предателя, вызвало бы у кого-то сочувствие, а это противоречило бы основной идее - канонизации ученика-отступника. Андреев, напротив, сосредотачивает свое внимание на портретной характеристике возможно остро. Он дает почувствовать нам, что вся противоречивость этого образа - это оголосок вселенского Хаоса, противостояния, тайны, опасности, переменчивости. Но если эта тайна не открыта, то кто может с точностью сказать, что она хороша или плоха?
4) Руки и пальцы. В повести изображения рук, пальцев носят экспрессивную окраску, рассказывают нам о движении чувств персонажа. “Широкая ладонь”, потирающая грудь – мнимая болезнь, желание вызвать сочувствие, машущие руки – освобождение от настойчивости Апостола Фомы, нежелание открыть душу, руки, прижатые ладонь к ладони - размышление, погружение в свой внутренний мир. С отрицательной экспрессией выписаны следующие описания “липкие объятия”, “ласково забрал в сои железные пальцы всю душу”, “впивался в него длинными пальцами”. Таким образом, описание движения рук и пальцев также свидетельствуют о раздвоенности натуры Иуды - склонной к серьезным раздумьям и вынимающей душу наизнанку, прилипчивой и дьявольски сильной.
5) Речь Иуды, как и прочие портретные характеристики, двойственна. В начале повести говорится, что “..голос имел переменчивый: то мужественный и сильный, то крикливый… досадно-жидкий и неприятный для слуха; и часто слова Иуды хотелось вытащить из своих ушей, как гнилые шероховатые занозы”. Речь изобилует ложью, от которой становится то просто весело, то неприятно. Апостолы часто отмечают, что Иуда - самый умный из всех. И это небеспочвенно: наряду с насмешливостью, злостью, она богата, афористична. Он легко вспоминает афоризмы царя Соломона, заставляет задуматься и ввергает в размышления упрямого Фому своими необыкновенными сравнениями, размышляет над вечными категориями. За нарочитой шутливость, угодничеством, откровенной лестью, злостью скрывается недюжинная натура, способная к фейерверку чувств: настоящей, искренней любви, страданию, разочарованию. Именно через речевую характеристику, с нашей очки зрения, просматривается авторская позиция, отношение к персонажу. Андреев не спешит поставить точки над “и”, давая портретную характеристику. Он словно бы говорит нам: “Присмотритесь, прислушайтесь! Не все так однозначно в этом мире!”. (Данное выступление может быть также оформлено презентацией, а может быть просто устным, так как требуется выборочное чтение или пересказ эпизодов из текста)
Моральные качества Иуды (данное выступление предлагается тезисно, так как часть выступления планируется на 2-м уроке при выявлении идейного содержания повести, где будут рассматриваться отношения Иуды и Апостолов, а также анализироваться сцены предательства Иуды и смерти). Вновь отмечается двойственность: отрицательное в поведении определяет его философская позиция – будто знает всех людей, и каждый человек “.. совершил в жизни какой- нибудь дурной поступок или даже преступление”, “.. хорошие люди ..те, которые умеют скрывать свои дела и мысли”. Следуя его философии, только Иисус – Истина в Абсолюте. Поэтому он бросает жену, бессмысленно шатается по миру, кривляется, ссорит людей, насмешничает, дурачит всех. И эти действия приносят ему удовольствие. С другой стороны, он способен на самопожертвование, на заботу о тех же Апостолах, на искренность, раскаяние. Исследование текста дает основание сказать, что Л. Андреев не стремился выписать образ Иуды однозначным, а оставил место для размышления, сомнения.
Итог урока (подводит учитель): исходя из наших наблюдений, давайте попробуем определить доминирующую черту в изображении Иуды Л.Андреевым. Неоднозначность, двойственность - это доминирующая черта. Сегодня ни одна из групп, кроме первой, не могла дать этому персонажу однозначно отрицательную характеристику, всегда оставалось что-то недосказанное. Свои размышления, выводы по изображению Иуды мы сделаем в концеследующего урок. А сейчас попробуйте написать свои синквейны по образу, который мы рассматривали на уроке. (Последний слайд). Презентация 3
- Спасибо за активную и глубокую работу по тексту. Жду открытых мыслей по проблеме на следующем уроке.
Список литературы
- Рита Спивак. “Иуда Искариот” Л.Андреева. Поэтика и интерпретация.
- М.Полосухина “Интерпретация образа Иисуса в литературе 20 века”.
- “Художественная антропология и творчество писателя”. Усть-Каменогорск. - Алматы, 2007. Савельева В.В., Л.И. Абдуллина, М.Г. Васильев, А.А.Джилкибаева, Т.И. Сидихменова, Г.И. Полторжицкая.