Цели урока:
1. Развивающие: развивать речь и образное мышление учащихся;
2. Воспитательные: воспитать любовь к животным, ответственность за братьев наших меньших.
3. Учебные: в изучаемом материале уметь выделять главное; сравнивать, обобщать, логически излагать свои мысли
Оборудование:
1. Игрушки-лошади
2. Рисунки
3. Музыка
4. Слайды по теме
Эпиграф к уроку: “ ... Тяжелая лошадиная тоска навалилась на меня, прuгнула к земле. И вскоре я уже сам казался себе существом из той же лошадиной породы … ”
Ф.А. Абрамов
“О чем плачут лошади”
Словарная работа
Угар - (диалект.)- пригорок.
Стати (стать)- телосложение, общий склад фигуры.
Репродукции к произведениям (слайд с заданием)
• В.П. Астафьев “Конь с розовой гривой”
• К. Паустовский “Теплый хлеб”
• Н.А. Некрасов “Крестьянские дети”
• И.С. Тургенев “Бежин луг”
Задание:
1) Рассмотрите репродукции, назовите автора и название его произведения, в которых рассказывается о лошадях.
2) Какие еще вам знакомы произведения?
Ход урока
I. Слово учителя:
А. Барто:
Я люблю свою лошадку,
Причешу ей шерстку гладко,
Гребешком приглажу хвостик
И верхом поеду в гости.
§ Формулирование темы урока и определение учебной задачи.
II. Стадия вызова (кластер)
III. Этап усвоения новых знаний.
Тема урока: Ф.А. Абрамов “О чем плачут лошади”
1. Выявление первоначального читательского восприятия.
ь Вы прочитали рассказ Ф. Абрамова “О чем плачут лошади”
ь Понравился ли вам этот рассказ?
ь Какие мысли, чувства возникли при чтении?
(Создание диалоговой ситуации)
2. Работа с текстом.
Кто является главными героями данного рассказа?
Рассказчик |
Рыжуха |
- уже немолодой модный мужчина, Навестил свою деревушку, встретился с любимыми лошадями, Как раньше нес им хлеб, общался, Дружелюбно похлопывая по спине, Трепал по теплым бархатным губам, Подбадривая ласковым словом. | - некрyпная, неказистая, из породы мезенок, но очень выносливая и неприхотливая приспособлена к тяжелым условиям севера. Кобылка чистая с веселым неунывающим характером. |
Но разноречивые чувства всегда вызывали у рассказчика эти лошади.
Какие?
Волновали, радовали крестьянское сердце, (обладали лошадиной-особой-красотой, это добрые и умные животные.)
Вызывали чувство жалости, какой-то вины перед ними.
Почему?
Одни обладали |
Другие |
•Какой-то особой лошадиной красотой •Добрые, умные животные •Сокровище, опора и надежда всей крестьянской семьи •Кормилица семьи |
· Какие-то неряшливые · Опустившиеся, нечищеные · с клокастой шерстью, с гноящимися глазами · понурая · сгорбленная фигура · обреченный взгляд · тупая покорность |
- Почему среди других лошадей рассказчик выделяет именно Рыжуху? (ответ: кобылка чистая ..... (зачитать)
Диалоговая ситуация:
1. Но что случилось, почему поменялось настроение Рыжухи? (пересказ отрывков)
1 ученик - “Сегодня….. (до) “Но ты можешь сказать в чем дело?”
2 ученик - со слов: “И вот что она мне рассказала ... ” до “ И вот сегодня я начала петь … Вранье, вранье, замолчи ... итак помню”
2. С какой целью вводит автор этот диалог, наделяя лошадь речью? (ответ: человек в ответе за тех, кого приручил~ поэтому Рыжуха и спрашивает у рассказчика, действительно ли так было)
3. А именно? (Зачитайте)
Вывод по теме:
1. Теперь вы можете сказать, почему рассказчик не ответил Рыжухе, не сказал правды?
- Мнение учащихся
- Слово учителя:
Да, теперь лошадей заменили техникой. А если и есть где еще лошади, то не так бережливо, заботливо ухаживают за ними. Поэтому рассказчик чувствует вину перед лошадьми, нечего ему сказать в оправдание, поэтому поспешно убегает.
2. А зачем автор упоминает пушкинского вещего Олега?
3. Что же сотворил вещий Олег?
· Он предал своего коня-друга, воина. А когда вернулся, чтобы убедиться в неправоте кудесника, наказан, погибает. Так и рассказчик – наказан.
· “ ... тяжелая тоска навалилась, себе казался ... существом из той же лошадиной породы ... ”
4. А каково сейчас положение лошади?
· Их практически нет, многие видели только на картинке или по телевизору.
5. С какой целью автор вводит диалог, наделяя лошадей речью?
6. Но что случилось, почему поменялось настроение рыжухи?
IV. Задание:
Напишите мини-сочинение, опираясь на слова эпиграфа.
V. Проблемы текста.
Человек Лошадь
Человек Человек
1. Обсуждение данных проблем.
VI. Домашнее задание.
Ребята, мы на уроке ничего не сказали о языковых средствах рассказа. (в файлах дано задание – двухчастный дневник)
1) Объясните следующие выражения:
Цитирование текста | Мои размышления |
1) Я вновь и вновь попадал ... в мир
лошадей 2) Она ... обегала вокруг кола, т.е. совершала ... свой приветственный круг радости. 3) И что же я увидел? Слёзы. Большие, с добрую фасоли ну, лошадиные слёзы. 4) В фиолетовой глубине глаз я вдруг увидел себя - маленького, крохотного человечка. 5) На меня смотрели большие и пытливые лошадиные глаза. б) Лошади тоже победу ковали, да ещё как ... 7) В каждом из нас, должно быть, живёт пушкинский Вещий Олег ... |
Вывод:
- Так о ком же рассказ Абрамова?
- О чём заставляет задуматься?
- Актуален ли он для нашего времени?
- Куда девалось всё хорошее, чем издавна славился русский человек?
2)Напишите, какие средства выразительности использует автор. (Подсказка: страницы учебника)
(Эпитет, метафора и т.д.)
VII. Итоги урока:
1. Заключительное слово учителя.
2. Вывод детей по теме: Чему учит этот рассказ?