Урок-размышление по рассказам В.М. Шукшина "Билетик на второй сеанс", "Случай в ресторане", "Алеша Бесконвойный"

Разделы: Литература


Тип урока: урок-размышление

Цели урока: Формировать умение самостоятельно исследовать художественное произведение, развивать навыки творческого чтения литературного произведения, расширять представление об особенностях творческой манеры В.М.Шукшина, воспитывать нравственные качества личности.

Эпиграф к уроку:

“Как басня, так и жизнь, ценится не за длину, но за содержание”. Сенека

Ход урока

1. Слово учителя

Герои русской литературы часто задаются вопросом: в чем состоит счастье, каким человеком нужно быть, что нужно делать, чтобы испытать хотя бы миг счастья. Сегодня мы обратимся к рассказам В.М. Шукшина, герои которого находятся в поисках ответа на эти сложные вопросы. Попробуем определить, как писатель воссоздает духовный мир своих героев, следит за развитием их чувств, настроений. Как писатель относится к своим героям, и почему они его заинтересовали.

2. Работа в группах

Задание 1 группе учащихся по рассказу “Билетик на второй сеанс”

1  Какое настроение у Тимофея Худякова и чем оно вызвано?

2. Как он пытается лечить заболевшую вдруг внезапно свою душу?

3. Как он прожил жизнь?

4. Почему ему немного полегчало после разговора с Полей?

5. Чего просит Тимофей у старца?

6. Удивился ли Тимофей тому, что попадает почти в сказочную ситуацию? Как ведет себя? Искренен ли он в своем покаянии? Почему о грехах человеческих он говорит во множественном числе?

7. Ради чего Тимофей хочет начать жизнь заново?

8. Если бы желание вновь родиться осуществилось, стал бы Тимофей счастливым?

9. Почему рассказ называется “Билетик на второй сеанс”, а не “билет на второй сеанс”? Какой оттенок в название рассказа вносит суффикс – ик ?

Индивидуальное задание. Воспользуйтесь словарем имен и объясните значение имени и фамилии героя. (Тимофей (греч)-“почитающий Бога”, Худяков-худо, плохо.)

Задание 2 группе учащихся по рассказу “Случай в ресторане”

1. Как завязывается ресторанное знакомство старичка и детины?

2. Какова внешность героев?

3. О чем напоминает старичку пение ресторанной дивы?

4. Зачем старичок провоцирует детину на хулиганские поступки (“рявкни”, “выбей дверь ногой”)?

5. Почему он постоянно забывает, что собеседника зовут не “Ваня”, а “Семен”?

6. По какой высокой цели тоскует душа старичка? Что ему нужно, чтобы представить жизнь имеющей смысл и значение?

7. Почему он не использовал шанс, подаренный судьбой вторично, - начать новую жизнь, поехать в Сибирь?

Индивидуальное задание. Воспользуйтесь этимологическим словарем, найдите происхождение слова “случай”. Почему, как вам кажется, Шукшин назвал рассказ “Случай...”, а не, скажем, “Встреча...” или “Происшествие в ресторане”?

Индивидуальное задание. Объясните значение имен героев. (Семен (еврей) - “услышание”, Иван(еврей) - “Бог смилостивился”. Здесь - большой, сильный, Иван-богатырь.

Задание 3 группе учащихся по рассказу “Алеша Бесконвойный”

1. Почему в деревне Костю Валикова все называют Алешей Бесконвойным?

2. Почему по субботам он “выпрягался”? Это его прихоть или потребность?

2.Что значил для Алеши ритуал топить баню?

3. На какие размышления наводят героя разгорающиеся поленья?

4. Почему он не любил фильмы о войне?

5. Почему Алеша никогда и никому не рассказывал об “Але крепдышиновой”?

6. Как он относится к извечной проблеме “отцов” и “детей”?

7. Почему он вдруг вспомнил о сочиненном дочкой в детстве стихотворении?

8. Что Алеша любил больше всего? Как он относится к людям и жизни в целом?

9. Можно ли назвать героя счастливым?

10. В финале рассказа есть пейзажная зарисовка: “И загорится куст тихим огнем сверху...”

11. Какие ассоциации у вас возникают в связи с этим эпизодом? Вспомните библейскую притчу о неопалимой купине.

Индивидуальное задание. Объясните значение имени и фамилии героя. (Константин(латин) - “стойкий” ,валик-деревянная колотушка использовалась при полоскании белья в проруби. Алексей - “Божий человек”, Бесконвойный - свободный.)

3. Обсуждение ответов участников групп

Выводы по уроку. Слово учителя

Мы обратились к трем рассказам В.М.Шукшина -“Билетик на второй сеанс”, “Случай в ресторане ”, “Алеша Бесконвойный ”, перед нами прошли такие разные герои, у них разные судьбы, но всех их объединяет желание как-то изменить жизнь, найти в ней смысл и оправдание своего существования на земле. И рядом со своими героями присутствовал сам автор, осуждавший или оправдывавший своих героев.

Прожил неправедную жизнь Тимофей, ловчивший, хитривший, но не заслуживший права на “второе рождение”. (“Билетик на второй сеанс”)

Нереализованными остались мечты старичка, дважды получавшего от судьбы шанс на изменение своей жизни, но не сумевшего взять на себя ответственность, не совершившего поступка. И жизнь прошла. Не состоялась...(“Случай в ресторане”)

Им противопоставлен герой рассказа “Алеша Бесконвойный”, любящий своих детей и весь мир вокруг, стремящийся наполнить жизнь трудом, бережно относящийся к душевной стороне бытия. И автор утверждает за ним право быть счастливым на земле.

Домашнее задание

Перед вами две цитаты:

  • “А тут – как циркач на проволоке: пройти прошел, а коленки трясутся”.
  • “Прожил, как песню спел, а спел плохо. Жалко – песня-то была хорошая”.

Продолжите размышления В.М.Шукшина, написав сочинение по одной из цитат (на выбор)