Цели:
- Углубить знания учащихся о личности и творчестве В.П. Астафьева, писателя – гуманиста.
- Формировать глубокое восприятие художественного текста через освоение анализа эпического произведения.
- Воспитывать нравственную личность, способную видеть и ценить прекрасное, быть отзывчивой на чужую боль, противостоять безнравственным поступкам человека.
- Развивать познавательную и творческую активность ребят.
Оборудование:
видеофильм, грам.запись, выставка по творчеству писателя.
Ход урока.
- Орг. момент.
1. Слово учителя:
Урок литературы посвящаем произведениям В.П. Астафьева, нашего писателя-земляка. В одном читаем завет, знакомый каждому грузину: "Пусть каждый, входящий в этот храм, наступит на моё сердце, чтобы слышал я боль его…"
О чем говорит нам "мудрая печаль нетленных слов"?
2. Фронтально:
Виктор Петрович, размышляя о своей судьбе, спрашивал себя:
- За что судьба даровала мне счастье жизни?
- Достоин ли я его, этого счастья?
- Все ли я сделал для счастья других?
- Не разменял ли так тяжко доставшуюся мне на пятаки?
- Всегда ли был честен перед собою?
- Не рвал ли хлеб изо рта близких?
- Не оттирал ли с дороги локтями слабых?
- Что можно сказать о человеке, так настойчиво задающего себе вопросы?
3. Объявление темы и познавательного вопроса урока.
Виктор Петрович считал: "Назначение человека и писателя – творить на земле добро". Сумел ли выполнить своё назначение Астафьев?
4. – Каково назначение книги?
- Что такое затесь?
- Каков жанр этих "Затесей"?
5. Литературоведческая минутка.
6. Анализ миниатюры "Хрустальный звон":
7. Анализ миниатюры "Записка":
8. Анализ миниатюры "Хвостик".
Задание:
1 ряд – Охарактеризуйте в прошлом место, где происходят события?
- Какие чувства испытывает автор?
- Какие средства помогли ему выразить их?
2 ряд – Охарактеризуйте настоящее того места, где разворачиваются события рассказа?
- Какие чувства испытывает Астафьев?
- Какие средства художественной выразительности позволили вам говорить об этом?
3 ряд – Какой приём использует писатель в изображении прошлого и настоящего? Для чего это необходимо?
- Что, на ваш взгляд, для писателя самое страшное в истории, которую он рассказал? Почему это произошло?
- Как бы вы поступили, если б оказались на месте событий?
- Над чем заставляет задуматься эта "Затесь"?
9. Видеофрагмент.
- Какие уроки извлекли вы из реалий нашего дня? Какие меты появились в вашей "записной книжке"?
10. Анализ миниатюры "Костер возле речки".
11. Решение проблемы:
Сумел ли Астафьев выполнить своё назначение "творить на земле добро"? Какие проблемы поднимает в своём творчестве? Какие меты унесете в своём сердце?
12. Домашнее задание и оценка деятельности учащихся:
- Продолжить чтение книги;
- Написать отзыв;
- Написать собственную "Затесь";
- Создать иллюстрации к книге "Затеси" В.П. Астафьева.