Урок-размышление по стихотворению М.Ю. Лермонтова "Дума". 9-й класс

Разделы: Литература

Класс: 9


Тема: «Печально я гляжу на наше поколенье…» (Урок-размышление по стихотворению М.Ю. Лермонтова «Дума»)

Цели:

  1. Тема судьбы поколения в истории русской литературы;
  2. Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «Дума»;
  3. Связь с современностью, с дагестанским автором. Актуальность для современных молодых людей.

Оборудование, наглядность: компьютер, экран, слайды.

Ход урока

1. Внимание на экран. (I слайд - стихотворение).

(На экране текст стихотворения К.Ф. Рылеева) («Гражданин»).

Я ль буду в роковое время
Позорить Гражданина сан
И подражать тебе, изнеженное племя
Переродившихся славян?
Нет, неспособен я в объятьях сладострастья,
В постыдной праздности влачить свой век младой
И изнывать кипящею душой
Под тяжким игом самовластья.
Пусть юноши, своей не разгадав судьбы,
Постигнуть не хотят предназначенья века
И не готовятся для будущей борьбы
За угнетенную свободу человека.
Пусть с хладною душой бросают хладный взор
На бедствия своей отчизны
И не читают в них грядущий свой позор
И справедливые потомков укоризны.
Они раскаются, когда народ, восстав,
Застанет их в объятьях праздной неги.
И, в бурном мятеже ища свободных прав,
В них не найдет ни Брута, ни Риеги.

(Брут – убийца римского императора Юлия Цезаря, Риего Рафаэль – испанский революционер, поднял восстание в 1819-1820 гг.; был казнен в ноябре 1823 г.).

- Узнали стихотворение? Кто автор? Когда оно написано? Как называется? Какие мотивы, темы звучат здесь?

(Тема судьбы поколения).

Не случайно именно Рылеев К.Ф. пишет это стихотворение. Именно декабристы ввели тему поколения, героя, человека борьбы, тему гражданственности в русской литературе.

2. Особенно ярко эта тема найдет свое отражение в творчестве великого русского поэта М.Ю. Лермонтова.

(Записать тему урока)  (IIслайд).

(IIIслайд – портрет М.Ю. Лермонтова (1814-1841).

- Вспомним, в какое время жил поэт Лермонтов?

- Какими важными историческими событиями отмечена первая четверть XIX в.?

(Победа в Отечественной войне в 1812 г.).

(Восстание декабристов в 1825 году).

(Поражение восстания. 1830-е годы – время реакции).

Судьба Лермонтова неразрывно связана с судьбой поколения, входившего в жизнь в начале 30-х годов 19 века. Судьба самого поэта не была легкой (ссылка на Кавказ, невозможность выйти в отставку и заниматься литературным трудом).

А какова же участь его современников?

«Лермонтов – поэт совсем другой эпохи, его поэзия – совсем новое звено в цепи исторического развития нашего общества» (В.Г. Белинский).

(Слайд IV)

В творчестве Лермонтова отражаются мысли и настроения 30-х годов XIX в., времени тяжелейшей политической реакции.

Молодое поколение дворян 30-х годов XIX в. выросло и сформировалось в годы реакции, после поражения восстания декабристов.

Это был цвет образованной части русского общества. Однако после поражения декабристского восстания 1825 г. борьба стала невозможной. Дворянские интеллигенты пытались замкнуться в себе, уйти во внутренний мир, надеясь там найти спасение от существующего порядка. Мысль стала роковым мучением и единственной реальной силой, способной возвратить живого человека к деятельности и борьбе.

(Слайд V)

3. Творчество Лермонтова можно условно разделить на два периода: 1828-1836 и 1837-1841 гг. Граница – 1837 г. (Что это за год? Год гибели Пушкина).

Уже в ранней лирике Лермонтова начинают звучать гражданские мотивы, свободолюбивые настроения. Поражение декабристского восстания обусловило мотивы тоски, подавленности, уныния.

В зрелой лирике Лермонтова звучат идеи, связанные с русской общественно-политической мыслью этого периода. Появляются стихи – размышления о судьбе своего поколения, усиливаются мотивы разочарования и одиночества, философское осмысление темы поэта и поэзии.

(Время написания «Думы» - одно из наиболее мрачных в истории страны).

4. В 1838 г. Лермонтов пишет стихотворение «Дума». Послушайте его.

(Учитель читает наизусть стихотворение).

5. Прочитайте, пожалуйста, стихотворение про себя.

Вопросы и задания к стихотворению.

- Ваши первые впечатления. Какие чувства вызвало это стихотворение?

- Каким почувствовали лирического героя «Думы»?

- Как бы вы определили жанр стихотворения? Почему?

Вокруг жанра «Думы» разгорелись жаркие споры: литературные критики давали разноречивые оценки «Думе». К какой точке зрения присоединитесь вы?

(Слайд VI)

Шевырев: «Ужасная эпитафия молодому поколению».

Белинский: «Дума есть сатира».

Фохт: «Дума – социальная элегия».

- Почему стихотворение называется «Дума»? Что такое дума?

«Дума – размышление наедине с самим собой, а не обращение. Собеседников у поэта нет, он смотрит на свое поколение отчужденно, хотя местоимение «мы» непрестанно повторяется в тексте».

- В чем упрекает автор свое поколение?

- Почему при этом в 1-й строфе он употребляет местоимение «я», а далее «мы»?

- Почему печален поэт? (Печально я гляжу…)

- Обратите внимание, как построено стихотворение.

- На какие логические части делит автор стихотворение?

- Как описывает М.Ю. Лермонтов свое поколение, с чем его сравнивают?

- Какие пороки поэт вменяет в вину своему поколению?

- Как соотнесены в тексте ключевые образы «отцов и детей»? Какой приговор выносит автор тем и другим?

- Как эти роли меняются в последнем четверостишии? (Потомки-судьи).

- Какова основная идея стихотворения?

Основная идея: духовно нищее поколение ничего не может оставить после себя. Оно лишилось способности чувствовать, сопереживать, их проклянет потомство. Это может быть своеобразный реквием поколению, и в то же время обращение к будущим потомкам.

(Слайд VII)

По словам Белинского: «Эти стихи писаны кровью, они вышли из глубины оскорбленного духа: это вопль, это стон человека, для которого отсутствие внутренней жизни есть зло, в тысячу раз ужаснейшее физической смерти».

- Прокомментируйте высказывание критика.

- Назовите ключевые слова, выражающие эмоции поэта.

- Что происходит в душе поэта?

Весь тон лермонтовской «Думы» воспроизводит эмоцию социального отчаяния, охватившего современников поэта и его самого.

В центре внимания поэта – судьба передовой дворянской интеллигенции, ее настроения, мысли, чувства. Печально, что даже лучшие из этого поколения не знали, как в условиях жесточайшей тирании, преследований применить свои дарования.

- В чем видит смысл жизни автор?

- «Дума» - приговор или урок?

Приговор поколению, живущему в масках без «цели и труда». Урок заставить задуматься, пробудить дух борьбы.

- В чем актуальность этого стихотворения для вас?

6. Тема поколения, судьбы – это вечная тема.

Позже к ней обратится Некрасов в стихотворении «Поэт и Гражданин»:

Поэтом можешь ты не быть,
Но гражданином быть обязан.

(Записать на доске)

К. Рылеев «Гражданин»

М. Лермонтов «Дума»

Н.А. Некрасов «Поэт и Гражданин».

7. А теперь послушайте еще одно стихотворение. Попробуйте определить время, эпоху.

(Прочитать стихотворение Д. Магомедова «Потомки развратного века…»)

- К какому времени вы отнесете это стихотворение? (Конец 1980-х – нач. 1990-х годов)

(Лихие 90-е, постперестроечный период).

Кто автор? (Автор – наш современный дагестанский поэт Джамал Магомедов). (Слайд VIII)  

(Прочитайте про себя).

- Какие переклички с лермонтовской «Думой»? Мотивы, тема поколения.

Автор очевидно ориентируется на Лермонтовскую «Думу».

- Какие слова, выражения перекликаются?

Местоимение «я» – нет местоимения «мы», но есть обращение «друзья».

Сгорели их души дотла.

- На чем основана надежда?

Пока песня плачет в вышине, есть надежда на спасенье…

- А теперь послушаем самого Джамала Магомедова. (Записи из семейного архива, авторские, поэтому прошу вас вслушаться внимательно).

(Звучит песня).

Подведение итогов урока.

- А теперь я хочу обратиться к вам. С каким посланием вы бы хотели обратиться к своим ровесникам. Попробуйте изложить его в стихотворной или прозаической форме.

Презентация.