Урок-семинар "Дню Победы посвящается"

Разделы: Литература, Внеклассная работа


“Ответственность человека перед страной, его долг перед подвигом, жизнью справедливостью”.

По произведению Бориса Львовича Васильевна “Завтра была война”, “В списках не значился”, “А зоря здесь тихие”, “Неопалимая купина”.

Цели урока:

  1. Как выполняют долг перед страной и горы Великой Отечественной войны гл. герои Б. Васильева.
  2. Продолжить работу над целостным анализом произведения. Гуманизм произведений Б. Васильева.
  3. Воспитание гражданственности, патриотизма на примере героев Б. Васильева.

Организационная работа:

За месяц дается задание: прочитать данные книги, затем по каждому произведению готовятся по группам. Учащиеся разделены на 5 групп во главе с учениками – консультантами, I-я группа готовит оформление, сообщение о жизненном творческом пути писателя, выполняет задание: изучить критическую литературу по творчеству писателя, составить библиографию и рекомендовать ее учащимися, готовящим доклады по семинару, остальные группы готовят доклады и выступления по вопросам.

Вопросы-задания урока-семинара вывешены на стенды “На уроке” заранее:

  1. Ощущение предвоенного времени. Какое оно в понятии молодежи 40-х годов. Портретная характеристика героев повести, их занятия, духовные интересы, борьба против мещанства, их максимализм, убеждения и поступки. Почему именно это поколение выиграло такую страшную, кровопролитную войну?
  2. Ответственность человека перед страной, своим долгом. Как этот долг понимаем Коля Плужников накануне сурового жизненного экзамена? Истинные защитники крепости (старшина Семишный, Денищик, капитан Сальников). Последние месяцы в крепости. Триумф Плужникова.
  3. Долг перед Родиной, перед справедливостью, перед жизнью. Как осуществили его герои книги “А зори здесь тихие”? Какое представление о героизме и подвиге в Великой Отечественной войне дается в повести? Можно ли считать, что в повести есть собирательный образ женщины на войны. Расскажите о старшине Васкове, как на протяжении повести меняется его характер? Как раскрывается в повести тема “Человек и обстоятельство”?
  4. Как продолжается тема “Женщина и война” в повести “Неопалимая купина”? Как понимала свой долг Антонина Иваньшина во время войны и в после военное время? Как в повести решается проблема добра и зла?

“Жить достойно” – это еще полдела, потому что это естественно, вот помереть достойно – это посложнее, это полтора дела, сто пятьдесят процентов” - согласны ли вы с таким выводом главной героини?

Оборудование:

  1. Литературный бюллетень, посвященный Б. Васильеву;
  2. Фонозапись песен: “Давным-давно была война”, “Марш энтузиастов”, “Священная война”, “Девушки и защитных гимнастерках”.
  3. Выставка книг Б. Васильева;
  4. Библиографический список критической литературы;
  5. Диапозитивы о Великой Отечественной войне.

Эпиграф: “В его произведениях раскрывается связь между добросовестностью, рачительностью советского человека и его способностью к высокой гражданской активности”.Н. Л. Лейдерман.

Ход урока

1. На фоне музыки, после прослушивания I куплета песни “Давным-давно была война” звучит вступительное слово учителя, в котором ставятся цели и задачи данного семинара. (Выступает ученик, знакомивший ребят с биографией писателя). Слово берет ученик, ведущий семинар. После прослушивания I куплета песни “Марш энтузиастов”. Предвоенное время 1940 год. Какие они мальчишки и девчонки, встретившие войну? Она пока еще далеко впереди, завтра, однако, суровая тень накрывает увлечения, маленькие и большие заботы учащихся 9-Б класса.

Учащиеся (выступают с докладами по 1 вопросу)

В заключении читается текст: “Как ты представляешь счастье?” – спросила Вика...

– Счастье? Счастье, – быть полезной своему народу...

Нет, – улыбнулась Вика. Это – долг.

В ее понятии счастье – это помощь угнетенным народам, это уничтожение капитизма по всем мире, это – “Я хату покинул, пошел воевать, чтоб землю в Гренаде крестьянам отдать “У нее перехватило дыхание, когда она стала читать эти строки. Но сейчас вдруг подумала, что Вика права, что это не есть читать счастье, а есть долг”.

Ведущий переходит к освещению 2-го вопроса.

– В те, памятные каждому, восторженные годы, когда юноша открывает для себя окружающий его мир, он начинает постигать его глубину, неохватность. Этот мир бездонно глубок, необъятен, но он может быть еще и предельно жесток, несправедлив и кровав. Ибо тем миров, который отрыл в своих произведениях Б. Васильев, была война. Как же осуществляется мечта: выполнить свой долг честно?

Звучит “Священная война”

После этого выступают учащиеся с докладами по 2 вопросу.

В заключении наизусть читаются слова “Он шел строго прямо...” и до слов “Он был выше всех мыслимых почестей, выше славы, выше жизни и выше смерти”.

Ведущий:

Пройдя горнило войны, юноша становится солдатом-защитником, солдатом-мыслителем, солдатом-профессионалом. Это и естественно, и трагично. Но нет ничего трагичнее, чем женщина и война. Не опосредованно, скажем, через гибель любимых мужей и детей, а напрямую, глаза в глаза, как это показывает Б. Васильев в повести “А зори здесь тихие”.

(Доклады учащихся)

Чтение наизусть отрывка из повести от слов “А они спали ...” и до слов “Навстречу идут свои... Русские...”

Звучит песня “Девушки в защитных гимнастерках”

Ведущий:

Писатель Васильев верен теме войны. Не изменяя ей, он выходит далеко за ее рамки. Обвинение фашизму продолжается; через всю оставшуюся жизнь проносит его Антонина Иваныпина, борясь со злом и несправедливостью. Часто приходится сталкиваться с черствостью, не понимаем друг друга, – и очень больно видеть это ей – человеку, которому во имя долга приходилось убивать, но не зачерствевшему душой к людям.

(Доклады выступления учащихся)

Заключительное слово учителя, в котором подводят итоги урока.