“Ответственность человека перед страной, его долг перед подвигом, жизнью справедливостью”.
По произведению Бориса Львовича Васильевна “Завтра была война”, “В списках не значился”, “А зоря здесь тихие”, “Неопалимая купина”.
Цели урока:
- Как выполняют долг перед страной и горы Великой Отечественной войны гл. герои Б. Васильева.
- Продолжить работу над целостным анализом произведения. Гуманизм произведений Б. Васильева.
- Воспитание гражданственности, патриотизма на примере героев Б. Васильева.
Организационная работа:
За месяц дается задание: прочитать данные книги, затем по каждому произведению готовятся по группам. Учащиеся разделены на 5 групп во главе с учениками – консультантами, I-я группа готовит оформление, сообщение о жизненном творческом пути писателя, выполняет задание: изучить критическую литературу по творчеству писателя, составить библиографию и рекомендовать ее учащимися, готовящим доклады по семинару, остальные группы готовят доклады и выступления по вопросам.
Вопросы-задания урока-семинара вывешены на стенды “На уроке” заранее:
- Ощущение предвоенного времени. Какое оно в понятии молодежи 40-х годов. Портретная характеристика героев повести, их занятия, духовные интересы, борьба против мещанства, их максимализм, убеждения и поступки. Почему именно это поколение выиграло такую страшную, кровопролитную войну?
- Ответственность человека перед страной, своим долгом. Как этот долг понимаем Коля Плужников накануне сурового жизненного экзамена? Истинные защитники крепости (старшина Семишный, Денищик, капитан Сальников). Последние месяцы в крепости. Триумф Плужникова.
- Долг перед Родиной, перед справедливостью, перед жизнью. Как осуществили его герои книги “А зори здесь тихие”? Какое представление о героизме и подвиге в Великой Отечественной войне дается в повести? Можно ли считать, что в повести есть собирательный образ женщины на войны. Расскажите о старшине Васкове, как на протяжении повести меняется его характер? Как раскрывается в повести тема “Человек и обстоятельство”?
- Как продолжается тема “Женщина и война” в повести “Неопалимая купина”? Как понимала свой долг Антонина Иваньшина во время войны и в после военное время? Как в повести решается проблема добра и зла?
“Жить достойно” – это еще полдела, потому что это естественно, вот помереть достойно – это посложнее, это полтора дела, сто пятьдесят процентов” - согласны ли вы с таким выводом главной героини?
Оборудование:
- Литературный бюллетень, посвященный Б. Васильеву;
- Фонозапись песен: “Давным-давно была война”, “Марш энтузиастов”, “Священная война”, “Девушки и защитных гимнастерках”.
- Выставка книг Б. Васильева;
- Библиографический список критической литературы;
- Диапозитивы о Великой Отечественной войне.
Эпиграф: “В его произведениях раскрывается связь между добросовестностью, рачительностью советского человека и его способностью к высокой гражданской активности”.Н. Л. Лейдерман.
Ход урока
1. На фоне музыки, после прослушивания I куплета песни “Давным-давно была война” звучит вступительное слово учителя, в котором ставятся цели и задачи данного семинара. (Выступает ученик, знакомивший ребят с биографией писателя). Слово берет ученик, ведущий семинар. После прослушивания I куплета песни “Марш энтузиастов”. Предвоенное время 1940 год. Какие они мальчишки и девчонки, встретившие войну? Она пока еще далеко впереди, завтра, однако, суровая тень накрывает увлечения, маленькие и большие заботы учащихся 9-Б класса.
Учащиеся (выступают с докладами по 1 вопросу)
В заключении читается текст: “Как ты представляешь счастье?” – спросила Вика...
– Счастье? Счастье, – быть полезной своему народу...
Нет, – улыбнулась Вика. Это – долг.
В ее понятии счастье – это помощь угнетенным народам, это уничтожение капитизма по всем мире, это – “Я хату покинул, пошел воевать, чтоб землю в Гренаде крестьянам отдать “У нее перехватило дыхание, когда она стала читать эти строки. Но сейчас вдруг подумала, что Вика права, что это не есть читать счастье, а есть долг”.
Ведущий переходит к освещению 2-го вопроса.
– В те, памятные каждому, восторженные годы, когда юноша открывает для себя окружающий его мир, он начинает постигать его глубину, неохватность. Этот мир бездонно глубок, необъятен, но он может быть еще и предельно жесток, несправедлив и кровав. Ибо тем миров, который отрыл в своих произведениях Б. Васильев, была война. Как же осуществляется мечта: выполнить свой долг честно?
Звучит “Священная война”
После этого выступают учащиеся с докладами по 2 вопросу.
В заключении наизусть читаются слова “Он шел строго прямо...” и до слов “Он был выше всех мыслимых почестей, выше славы, выше жизни и выше смерти”.
Ведущий:
Пройдя горнило войны, юноша становится солдатом-защитником, солдатом-мыслителем, солдатом-профессионалом. Это и естественно, и трагично. Но нет ничего трагичнее, чем женщина и война. Не опосредованно, скажем, через гибель любимых мужей и детей, а напрямую, глаза в глаза, как это показывает Б. Васильев в повести “А зори здесь тихие”.
(Доклады учащихся)
Чтение наизусть отрывка из повести от слов “А они спали ...” и до слов “Навстречу идут свои... Русские...”
Звучит песня “Девушки в защитных гимнастерках”
Ведущий:
Писатель Васильев верен теме войны. Не изменяя ей, он выходит далеко за ее рамки. Обвинение фашизму продолжается; через всю оставшуюся жизнь проносит его Антонина Иваныпина, борясь со злом и несправедливостью. Часто приходится сталкиваться с черствостью, не понимаем друг друга, – и очень больно видеть это ей – человеку, которому во имя долга приходилось убивать, но не зачерствевшему душой к людям.
(Доклады выступления учащихся)
Заключительное слово учителя, в котором подводят итоги урока.