Урок литературы по теме «М.Ю. Лермонтов. Анализ стихотворения "Бородино"». 5-й класс

Разделы: Литература

Класс: 5


Цели:

  • познакомить с содержанием стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино»,
  • развивать умения анализировать текст, расширять словарный запас детей,
  • воспитывать патриотические чувства, уважение к героическому прошлому Родины.

Оборудование: портрет М.Ю. Лермонтова, репродукции картин Ф.А. Рубо «Бородинская битва», П.Е. Заболоцкого «Ветеран 1812 года», тексты «Поле Бородина» на каждую парту, аудиозапись стихотворения «Бородино».

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания (краткий рассказ о жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова).

3. Новая тема.

а) Слово учителя:

В своём рассказе вы упомянули о том, что в 1837 году М.Ю. Лермонтовым было написано стихотворение «Бородино». Сегодня на уроке мы подробно поговорим именно об этом стихотворении, которое расскажет нам о героическом прошлом нашей Родины.

Эпиграфом нашего разговора станут слова «Недаром помнит вся Россия про день Бородина». Начнём с истории создания произведения.

б) Сообщение ученика (готовится самостоятельно, редактируется учителем):

Стихотворение «Бородино» посвящено одному из великих сражений войны 1812 года русских с французами – Бородинскому сражению. Лермонтов всю жизнь зачитывался записками, мемуарами очевидцев этого сражения – Дениса Давыдова, партизанки Надежды Дуровой, стихами о войне 1812 года, внимательно слушал рассказы о той войне Афанасия Алексеевича Столыпина, брата  Елизаветы Арсеньевой, бабушки поэта. Впервые он обратился к этой теме в стихотворении «Поле Бородина» (1830г.). Вооружившись знаниями военной службы (мы знаем, что Лермонтов сам был военным), в 1837 году на 25-летие этой битвы он пишет «Бородино», ставшее лучшим в литературе среди произведений о той войне. Кроме того, «Бородино» – первое произведение, которое  автор собственноручно отдал на суд публике, отнёс его для публикации в литературный журнал «Современник».

в) Слушаем аудиозапись стихотворения «Бородино».

г) Анализ стихотворения:

– Чтение 1 строфы. Вопросы:

От чьего имени начинается стихотворение? К кому направлено обращение?  Подобрать синоним к слову «недаром».

Ответы учеников.

– Чтение 2 строфы. Вопросы:

Как характеризует старый солдат участников войны 1812 года?  Подобрать синонимы к словам «нынешнее племя», «доля».

Ответы учеников.

– Чтение 3 строфы. Вопросы:

Русской армии приходилось отступать. Как реагировали на это солдаты? Объясните выражения «ворчали старики», «чужие изорвать мундиры».

Ответы учеников.

– Прочитаем, как описывает автор ожидание солдатами боя. Чтение 4, 5, 6, 7 строф. Вопросы:

Объяснение слов редут, картечь, сеча, лафет, бивак, кивер. В каком настроении пребывают русские перед боем?

(ответы – спокойны, т.к. идут на правое дело, готовы защищать свою Отчизну)

– Рассмотрите картину, изображающую Бородинский бой. Опишите её. (Ответы – кровавая битва, много убитых, раненых, кругом дым и т.д.)

– Это действительно было страшное сражение. Как Лермонтов передаёт нам весь ужас происходящего? (чтение строф 8,9,10,11). Синонимы к словам «хват», «лихость», «изведать».

– Какие средства художественной выразительности Лермонтов использует, чтобы нагляднее изобразить бой?  (Ответы – называем средства и объясняем, для чего оно использовано автором):

Сравнения –

французы двинулись, как тучи, носились знамена, как тени, земля тряслась, как наши груди.

Метафоры –

картечь визжала, звучал булат, гора кровавых тел залпы тысячи орудий слились в протяжный вой.

Эпитеты –

в земле сырой, дым летучий, бой удалой.

– Чтение 13 строфы. Вопросы:

Чем закончилось сражение? Как сейчас чувствуют себя русские воины? (Ответы – несмотря на большие потери, снова готовы идти в бой).

– Чтение последней строфы. Обращаем внимание на то, что так же звучит и вторая строфа. Здесь вводим понятие «кольцевая композиция» на примере данного материала. Запись в тетрадях термина.

– Чтение стихотворения Лермонтова «Поле Бородина». Какие строчки из него автор повторил в стихотворении «Бородино»? Почему?

(ответ – «гора кровавых тел», «носились знамена, как тени» и т.д.   Они рассказывают, каким страшным, кровопролитным  было это сражение. Слова «Ребята, не Москва ль за нами? Умрёмте ж под Москвой!» и до конца 9 строфы, (показывают преданность русских своей Родине, готовность их умирать за неё и т.д.)

4. Выводы.

Стихотворению «Бородино» 176 лет. Эпиграф наш говорит о том, что этот день, день сражения при Бородино,  помнит вся Россия. Почему мы столько лет говорим о нём, почему помним до сих пор? (ответы о том, что это героическое прошлое нашей страны, наша история, мы должны учиться у этих героев любить свою Родину и т.д.)

5. Домашнее задание. Отрывок наизусть.