Тестирование - один из способов контроля знаний учащихся. Оно позволяет проверить как можно больше материала при малой затрате сил и времени.
На подступах к обучению в старшем звене, начиная с 5-го класса, я использую традиционные бумажные тесты в качестве подготовки к переходу на более высокий уровень - компьютерный тест. Ведь если нет навыков работы с ПК, то тратится много времени на усвоение техники работы с машиной, не имеющее никакого отношения к знаниям по литературе. Бумажные тесты дают возможность пройти тренировочный цикл, вспомнить материал, закрепить его, углубить и расширить. А задание самостоятельно составить тест по отдельно взятому произведению или по творчеству какого-то автора способствует развитию креативных возможностей ученика, стимулирует внимательное чтение, адресует ребят к дополнительным источникам сведений.
Тест не воспринимается ребенком как контрольная работа, выполняется легко, быстро и увлеченно, а значит, раскрепощает личность, делает ее более открытой и доступной, не являясь при этом формальным способом проверки.
Тестирование применяется мною на разных этапах изучения произведений. Оно может предварять разговор о новом тексте знакомого автора. В этом случае тест направлен на активизацию внимания, помогает вспомнить ранее изученное. В качестве промежуточного звена он помогает отследить степень усвоения материала и служит поводом для перехода на новую ступень познания.
Тест, подготовленный мной для урока по сопоставлению повести Н. В. Гоголя “Тарас Бульба” и “Повести о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем”, был использован как заключительный элемент и содержал восемь вопросов, составленных по обоим произведениям. Задания проверяли не только знание текстов и содержали цитатный материал, но и затрагивали теоретические понятия (ирония, тема, критический отзыв). На выполнение и самопроверку ушло 3 минуты, а результат говорит сам за себя: 100% качества в каждом классе, где проводился урок.
Тема: Сопоставление повести Н. В. Гоголя “Тарас Бульба” с самостоятельно прочитанной “Повестью о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем”.
Цель: Более глубокое осмысление пройденного в свете теоретических понятий “художественное пространство и время”, подготовка к новым встречам с искусством.
Оборудование: Левая сторона доски – портреты Остапа и Тараса Бульбы.
Правая сторона – портреты Ивана Ивановича и Ивана Никифоровича.
Средняя часть доски – эпиграф:
Восторг от Гоголя – ни с чем несравним.
В. В. Стасов
Ход урока
Сегодня у нас урок внеклассного чтения по повести Н. В. Гоголя, которую вы самостоятельно читали дома. Называется она “Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем”. Цель наша – не просто обговорить содержание, но и сопоставить с подробно изученной повестью о Тарасе Бульбе, соотнести анализ произведений с такими теоретическими понятиями, как художественное пространство и время.
I. 1. Выясним первые впечатления от самостоятельно прочитанного произведения. Какие места в повести показались вам особенно смешными?
Пересказ нескольких эпизодов:
- разговор Ивана Никифоровича с женщиной у церкви (гл. 1);
- сцена ссоры (гл. 2);
- чашка чая в присутственном месте (гл. 4).
Звучит не только пересказ, но и обоснование, чем привлек эпизод.
- А не показались ли вам смешными и забавными сами герои, их портреты?
- Описание внешности (гл. 1).
II. 1. Обращаю внимание класса на доску, рассматриваем иллюстрации, приходим к выводу, что и художники непохожесть внешнюю увидели.
2. Но автор обе повести включил в сборник “Миргород”. Попытаемся выяснить, почему он так поступил, сопоставим повести, учитывая, что многие критики отмечали их “идейно-художественную соотнесенность”. Предлагаю сравнить места, в которых размещаются герои и совершаются события.
3. В повести “Тарас Бульба” - бесконечная вольная степь, созвучная душе казаков, открытое, безграничное пространство:
- степи;
- Запорожская Сечь;
- небо;
- поле под Дубном.
4. Что является отличительной чертой “чудного города Миргорода”?
- улица – заборы (гл. 2);
- улица – заборы (гл. 4):
“Направо улица, налево улица, везде прекрасный плетень”.
Пространство города распалось на отдельные замкнутые маленькие мирки, плетни – их границы.
5. Какова достопримечательность города?
- Удивительная, единственная, прекрасная лужа, занимающая всю площадь.
Это открытое пространство.
6. Что такое степь для казаков?
- Отчизна, мать, место, где они живут, отстаивая независимость и крепя узы братства.
Есть ли чувство отечества у миргородских обывателей?
- нет, его заменяют замкнутые мирки и разобщенность жителей.
III. Какие события вы отметили, составляя план второй повести?
У детей получилось разное количество пунктов, но в ходе беседы, споря и убеждая друг друга, они пришли к выводу, что пункт всего один – ссора, поскольку она явилась содержанием и смыслом жизни не только героев, но и всего города.
IV. Теперь заглянем в закрытое пространство. Какие вещи видим в светлице Тараса? Какие предметы привлекли взор Ивана Ивановича во дворе Ивана Никифоровича? Приходим к выводу: в первой повести даже закрытое пространство дышит свободой, степью. А во второй все наоборот: вынесенные на воздух вещи пахнут гнилью, плесенью.
V. 1. В произведениях Гоголя интересно выяснить тесную связь между художественным пространством и художественным временем.
Каким предстает время в одной и другой повести?
В повести “Тарас Бульба” - быстро летящее время, наполненное событиями, сменяющими друг друга. Дети без труда перечисляют их.
Во второй повести время течет медленно, событий нет: лишь ссора всколыхнула тину застоя. Проходит три года, пять, двенадцать – герои стареют, а тяжба продолжается. Время остановилось.
2. Как определенный вид пространства влияет на характер людей, их устремления, духовный мир? Каковы герои повести? Их интересы? Их поступки? Поведение?
- “Тарас Бульба” - активность, борение, жажда подвига;
- “Повесть о том, как…” - пустота, бездуховность, однообразие.
Что последовало за ссорой?
- Тяжба (читаем фрагменты из жалоб).
3. И в той, и в другой повести есть битвы, и там и здесь происходит война:
- “Повесть о том, как…” - ночная вылазка Ивана Ивановича (гл. 3), активный участник “боевых действий” - свинья, утащившая жалобу Ивана Ивановича (гл. 5).
Для чего живут Иван Иванович и Иван Никифорович?
Находим ответ у В. Г. Белинского: “Это – существа совершенно пустые, ничтожные и притом нравственно гадкие”.
VI. Предлагаю классу определить путь героев обеих повестей:
- “Тарас Бульба”: бурса – дом – степь, то есть из закрытого в открытое пространство – это герои пути, герои “движущиеся”;
- “Повесть о том, как…”: дом – присутственное место – дом, то есть герои топчутся на одном месте – “неподвижные”.
VII. Теперь необходимо связать художественные пространство и время, изображенные Гоголем в повестях, с авторской позицией, с отношением писателя к изображаемому. Что касается повести “Тарас Бульба”, то вопрос ясен: здесь и добродушный юмор, и злая насмешка (над врагами), и лиризм, и восхищение, и скорбь о погибших. Голос автора звучит явно и открыто.
Во второй повести дело обстоит иначе. Из главы первой зачитываем первый, второй и третий абзацы. По ним и приходим к выводу, что преобладающий тон повести – иронический.
Ученики дают определение иронии и видят, что, “восхваляя”, автор обнажает истинное лицо героев. Ирония – это притворство, непрямой способ называния, как бы с лукавинкой. В доказательство приводятся строки, рисующие здание поветового суда – крыша и крыльцо (гл. 4). Ирония – основной прием комического, использованный автором.
VIII. Сопоставим финальные сцены повестей:
- “Тарас Бульба” - скорбь о погибшем герое, торжественные слова о русской силе, радость за спасшихся казаков, надежда на будущую борьбу – пафос;
- эпилог второй повести – грустная картина.
Прошу найти слова, обозначающие воду, слезы. Их так много, что дети удивлены: читали – смеялись, а теперь плачем. Почему?
Ответ находим в тексте: “Скучно на этом свете, господа!”
Подготовлен ли писателем этот вывод? Что он значит?
Почему такие разные повести вошли в один и тот же сборник?
Ответы детей подготовлены всем ходом урока.
IX. В качестве итога предлагаю тестовое задание с последующей самопроверкой.
Итоговый тест
1. “Поэмой о любви к Родине” В.Г. Белинский назвал произведение:
а) “Тарас Бульба”;
б) “Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем ”.
- Слова: “Поцелуйтесь со своею свиньей, а коли не хотите, так с чертом!” – принадлежат:
а) Тарасу Бульбе;
б) Ивану Никифоровичу.
- “Выносил все терзания и пытки, как исполин. Ни крика, ни стона не было слышно даже тогда, когда стали перебивать ему на руках и ногах кости…”- это портрет:
а) Тараса Бульбы;
б) Остапа;
в) Ивана Ивановича.
- Героическая борьба русского и украинского народа с польской шляхтой – это тема повести:
а) “Тарас Бульба”;
б) “Повесть о том, как поссорился Иван Иванович
с Иваном Никифоровичем”.
- Ирония – это основной прием, использованный автором в произведении:
а) “Тарас Бульба”;
б) “Повесть о том, как поссорились Иван Иванович
с Иваном Никифоровичем”.
- В какой сборник произведений вошли обе изученные повести:
а) “Миргород”;
б) “Вечера на хуторе близ Диканьки”;
в) “Арабески”.
- Смысл жизни для старого Тараса состоит в:
а) воспитании сыновей;
б) поддержании традиций Запорожской Сечи;
в) защите родной земли.
- “Скучно на этом свете, господа!” – что в этой фразе:
а) скорбь о погибшем герое;
б) приговор обывательщине.