Цели урока:
1. Познавательная: осмыслить значение слова “любовь”, пользуясь описанием этого чувства в произведениях А. Куприна и И. Бунина; определить, в какие формы облекает это чувство человек.
2. Развивающая: развивать умение мыслить, анализировать; обогатить словарный запас учащихся.
3. Воспитательная: воспитывать правильное отношение к чувствам другого человека, сдержанность своих чувств, душевную чуткость и внимание.
Оформление
- На стендах – цитаты и четверостишия. (Приложение 2)
- На доске – слова П. Брегга “Самый большой дар, который ты можешь дать или получить, - любовь”; таблица с вопросами – “дверями”; эпиграфы.
Учащимися прочитаны рассказы из сборника И. Бунина “Темные аллеи” и “Гранатовый браслет” А. Куприна, выучены стихи, предложенные учителем.
Ход урока
Учитель предлагает учащимся прочитать фразу П. Брегга, записанную на доске. Далее обращается к учащимся с вопросом, всем ли понятно, о чем пойдет речь на этом уроке.
Учитель. У П. Брегга есть много замечательных выражений. Одно из них вы зачитали, а другое звучит так: “Самый большой друг и товарищ – хорошие книги”. Бывает, в жизни некому рассказать о своих проблемах, не с кем посоветоваться, а вопросов бывает очень много. И тогда можно взять в руки хорошую книгу, а там обязательно найдете что-нибудь ценное для себя. Давайте мы это попробуем с вами доказать. Доказывать и учиться будем на опыте людей, правду которых признают тысячи и миллионы читателей в нашей стране и за рубежом. Вы догадались о каких писателях идет речь? Произведения каких писателей вы прочитали к уроку.
Учащиеся записывают на доске и в тетрадях тему урока.
Учитель. Эпиграфами к уроку взяты слова из произведений, прочитанных вами.
“Всякая любовь – великое счастье, даже…”
“… разве он виноват в любви и разве…”
Эпиграфы не дописаны, потому что в конце урока вам надо будет домыслить и дописать эти фразы, вывести их из сегодняшней беседы или из уже знакомых вам произведений. Но это был всего лишь пролог нашего урока.
Я назвала наш сегодняшний урок – уроком-бенефисом и заранее попросила вас узнать значение слова “бенефис”. Так что же такое бенефис?
Учащиеся отвечают на заданный учителем вопрос: бенефис – спектакль в честь одного из его участников.
Учитель. Мы посвящаем наш урок любви. Называется цель урока.
Словарная работа в тетрадях и у доски. Учащиеся подбирают к слову ЛЮБОВЬ определения и приложения.
ЛЮБОВЬ – (какая?) добрая, мягкая, обоюдная, созидательная, трагическая, роковая, мучительная …
ЛЮБОВЬ – (что?) радость, счастье, блаженство, страсть, мучение…
Задание: проведите черту в конце ряда определений и приложений и в течение урока попробуйте заметить, найти и записать другие определения и приложения, дополнив ряды.
Учитель. И уже сейчас, прослушав стихотворение В. Жуковского “Песня” (читается наизусть учащимся), вы можете выписать необходимое (любовь может быть гением, благостью, вдохновением).
Учитель. А теперь давайте послушаем, как говорил об этом чувстве Апостол Павел в книге книг – Библии (читает учащийся).
“Любовь долго терпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится,
Не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла,
Не радуется неправде, а сорадуется истине;
Все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит.
Любовь никогда не перестанет, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится.
А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше”.
Учитель. Скажите, как можно назвать такую любовь? Может ли простой человек любить так? (Это идеальная, неземная любовь, и очень редкий человек может так любить).
Учитель обращает внимание учащихся на доску, где прямоугольники – “двери” (на каждом прямоугольнике прикреплены листы форматом А-4 с вопросами). Чтобы открыть каждую “дверь”, нужен “ключ”. Вопросы в прямоугольниках – “замки”. Нужно найти “ключи” (ответы на вопросы, чтобы снять листы и записать ответы в прямоугольниках), постепенно двигаясь к конечной цели, узнавая все больше о разных формах любви, выдуманных человеком.
Задание. На партах, перед вами, лежит алгоритм работы с таблицей. Зачитайте его.
- Постучитесь в “дверь” (т. е. прочтите вопрос).
- Достаньте “ключ” (т. е. ищите ответ в произведениях).
- Откройте “дверь” (т. е. уберите лист с вопросом с прямоугольника).
- Включите “свет” (т. е. запишите ответ).
Учитель. А теперь отправляемся в долгое и увлекательное путешествие по произведениям И. Бунина и А. Куприна. Пользуясь алгоритмом, работаем по таблице снизу вверх.
Один из учащихся зачитывает первый вопрос: “Встречается ли среди людей неземная любовь?”
Учитель. В каком произведении описывается такое чувство? Приведите пример. (А.Куприн “Гранатовый браслет”, любовь Желткова к княгине Вере). Как Желтков любил Веру? Почему вы считаете, что это неземная любовь? Сердится ли он на то, что она не отвечала взаимностью? Что говорил генерал Аносов о такой любви?
Учитель читает последнее письмо героя на фоне Аппассионаты Л. Бетховена.
На доске записывается ответ: “Встречается такая любовь, но очень редко”.
Учитель. Почему нужно говорить о такой любви, если она редка? Может ли она посетить кого-то из вас?
Учащийся читает наизусть стихотворение “Любовь – одна”
З. Гиппиус.
Учитель. Подходим к следующей двери, работаем по тому же алгоритму. Читаем вопрос: чем опасна “заземленная” любовь? Что вы понимаете под словом “заземленная”? (“заземленная” любовь – страстная, эгоистичная, плотская)
Где ищем “ключ”? (рассказ “Пароход “Саратов”” И. Бунина) Докажите текстом, что герой любит? Докажите, что его любовь “заземленная”. К чему привела эта любовь? ( Такая любовь лишила жизни героиню и разбила жизнь самому герою)
Ответ записывается на доске: “Любовь – страсть приводит человека к опасной черте”.
Задание: на партах лежат листы с четверостишиями. Найдите и прочитайте то из четверостиший, в котором говорится о таком же чувстве, что и в рассказе. Обоснуйте свой выбор.
Не спрашивай, зачем душой остылой Я разлюбил веселую любовь И никого не называю милой – Кто разлюбил, уж не полюбит вновь А.С. Пушкин |
Я был у ней; я вечно буду С ее душой душою жить; Пускай она мне изменит – Но я изменником не буду Ф. Тютчев |
Я вас любил безмолвно, безнадежно, То робостью, то ревностью томим; Я вас любил так искренно, так нежно, Как дай вам бог любимой быть другим. А.С. Пушкин |
Никто, в наших письмах роясь, Не понял до глубины, Как мы вероломны, то есть – Как сами себе верны. М. Цветаева |
О, как убийственно мы любим, Как в буйной слепоте страстей Мы то всего вернее губим, Что сердцу нашему милей! Ф. Тютчев |
Года идут, но сердце вечно то же, Ничто для нас не возвратиться вновь. И нынче мне всех радостей дороже Моя неразделенная любовь. З. Гиппиус |
Учитель. Почему же нужна “заземленная” форма любви, если она не приносит ничего хорошего? Вспомните, как вы научились говорить – по словечку, как научились ходить – по шажочку. И любить тоже необходимо учиться.
Учитель. Идеальная любовь – редка, страстная – опасна; что же делать, к чему стремиться? Какая любовь делает человека счастливым?
Если вы внимательно читали рассказы И. Бунина, то пон6яли, что автор стремится раскрыть внутреннюю природу любви и обращает внимание читателя на то, что полное счастье может дать только сочетание духовной и физической близости.
Вывод: Подлинное счастье – сочетание духовной и физической близости.
Вывод записывается на доске между нижними прямоугольниками.
Задание: Каждое утро люди выходят из дома и отправляются на работу, на учебу и по своим делам. Вспомните и расскажите, что вы видели или ощутили сегодня по дороге в училище?
А хотите знать, как притягивать любовь, как влюблять в себя людей. Тогда ищем “ключ” к третьей “двери”. Прошу вас вспомнить опять “Гранатовый браслет”, а именно, начало, где княгиня Вера одна на даче в день своих именин. Кто первый из гостей приезжает на дачу? В чем разница между сестрами? Внешняя?
(Вера – красавица, Анна – менее красива) Почему-то Анна чаще влюбляет в себя мужчин. Специально ли она это делает? (Нет)
Учитель. А как это объясняет сам автор? Вспомните текст.
(Зачитать фрагмент) Но почему же?
Вывод: Мало ждать любовь, надо самим научиться любить, чувствовать себя частицей окружающего нас мира.
Учитель. “Ключ” найден в “Гранатовом браслете”. Записываем ответ.
Ответ записывается в соответствующем прямоугольнике: Чтобы нас любили, надо самим научиться любить всех и все, быть внимательными ко всему окружающему нас.
Учитель. Понятен ли теперь вам мой вопрос о том, что вы видели или ощущали по дороге в училище. Мы проверяли, умеем ли притягивать любовь. Комментировать не будем, каждый для себя делает выводы. Кто не умеет это делать, тот может научиться. Но, допустим, вам дана от природы такая способность и в вас влюбляется множество человек… Вот мы и подошли к следующей “двери”. Читайте вопрос: Готовы ли вы принять любовь? И удержать её? Вспомните, что случилось с героиней рассказа
И. Бунина “Галя Ганская”? (Она отравилась) Могла ли она поступить иначе или у неё было безвыходное положение? (Поспешила) Докажите, что действия героини были поспешны.
Учащийся читает наизусть стихотворение А. Блока “Ей было пятнадцать лет”
Учитель. Сравните эти две истории. А если вы полюбили человека, а ответного чувства не нашли? Как быть? (Любить, подавлять любовь нельзя, любить во что бы то ни стало) Зачем нужна форма безответной любви? (Она учит человека любить)
А как быть, если вас любят, а вы не можете ответить тем же? (Грубо отвергать – значит искалечить судьбу)
Ответ записывается в соответствующем прямоугольнике: Нет. Но мы готовы учиться правильно любить.
Учитель. Унижать чужое чувство опасно. Не проще ли научиться правильно любить? Скажите, а что мешает принять любовь? Ведь если было бы в жизни так просто, жить было бы неинтересно, и даже наш урок был бы ненужным.
Читается наизусть стихотворение З. Гиппиус “Нелюбовь”.
Учитель. Так что мешает принять любовь? О каком “хаосе” идет речь в стихотворении? (Любовь может разбиться об эгоизм и гордыню, о быт, погрязнуть в мелочах, втереться в обыденность будничных дней)
А теперь стучимся в пятую “дверь”, то есть, читаем вопрос: почему любовь управляет человеком, а не наоборот?
Учитель. Правильно ли задан вопрос? Докажите. (Доказательство в уже прозвучавших словах Апостола Павла: любовь была, есть и будет)
Любовь – вечный поток. А люди – это антенны, которые принимают волны любви. Вы понимаете? Итак, люди реагируют на волны любви. Одни, как более совершенные установки, более чутки, другие - менее совершенные. А можно стать чутким, совершенным?
“Ключ” нашли, записываем ответ в последнем прямоугольнике: Любовь – вечна. Она была, есть и будет. А человек приходит и уходит.
Учитель. Ответы на заданные вопросы найдены, таблица заполнена. (Приложение 1) А вот сейчас, наверное, мы с вами готовы дописать эпиграфы.
“Всякая любовь – великое счастье,
даже если она не разделена”
И.Бунин“…разве он виноват в любви и разве можно
управлять таким чувством как любовь”
А.Куприн
Учитель. Сегодня на уроке мы рассматривали различные проявления любви в произведениях И. Бунина и А. Куприна, в лирике русских поэтов. Вспомните тему нашего урока и скажите, что не прозвучало в нашей беседе. (Любовь в жизни)
Домашнее задание: Написать сочинение “Любовь в жизни родных мне людей”.
Учитель. Подведем итог нашему занятию. Понравился ли вам урок? Что вы взяли из этого урока? Достигли мы цели? Лексические ряды пополнили новыми словами?
Осталось начать учиться любить. Если вы раньше это не делали, то начинайте прямо сегодня, прямо с нашего урока, потому что по П. Бреггу “самый счастливый день – сегодня”.
Учителем оценивается работа учащихся на уроке и обращается внимание на то, что главную оценку выставит жизнь.