25-летию Ангарского педагогического колледжа посвящается…
Преподаватели дисциплинарной (цикловой) комиссии русского языка и литературы с методиками преподавания Ангарского педагогического колледжа убеждены в том, что главным условием качественного среднего профессионального педагогического образования является создание культуротворческой здоровьесберегающей образовательной среды, позволяющей сформировать у студентов ценностные ориентиры на продуктивное личностно-профессиональное саморазвитие, самообразование и самовоспитание. Осмысление трудов Ананьева Б.Г., Алексашиной И.Ю., Асмолова А.Г., Бахгина М.М., Дзятковской Е.Н., Бондаревской Е.В., Кульневича С.В., Косоговой А.С., Якиманской И.Т., Серикова В.В. и др. позволило нам утвердиться в том, что ее создание возможно через погружение студентов в культуру, создание условий средствами учебно-воспитательного процесса и учебной деятельности для их творческого самовыражения, конструктивного общения в режиме диалога, исследования и рефлексии. Все это будет способствовать взаимообогащению и становлению как общей, так и профессиональной культуры всех субъектов образовательного процесса в контексте культуры и гуманистических ценностей.
Особую значимость и специфику имеет реализация культуротворческой образовательной среды в работе со студентами – будущими учителями русского языка и литературы. Приобщение их к ценностям мировой и отечественной культуры способствует поиску и осознанию смысла своей будущей профессиональной деятельности как основы для воспитания ребенка как человека культуры, а участие в разного рода исследованиях, дискуссиях помогает становлению мотивации успеха, готовности и способности к самореализации средствами диалога, культуры и творчества.
Иллюстрацией к представленным подходам служит конспект занятия на тему “Источники бунта Родиона Раскольникова”, где изучение творчества Ф.М.Достоевского помогает студентам, обучающимся по специальности “Русский язык и литература”, понять сложный мир Ф.М. Достоевского, определяющего основу драматического конфликта героя и среды.
Цель занятия:
- выявить источники бунта Родиона Раскольникова на основе анализа условий жизни, в которых зарождаются античеловеческие теории;
- подвести к самостоятельному осмыслению конфликта между героями и миром, отрицаемым ими, противостояния циничных теорий и совести.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Определение студентами цели занятия.
На доске слова Д.И.Писарева:
Переберем одна за другою все подробности той обстановки, при которой Раскольникову приходилось обдумывать свое положение и искать выхода из той ловушки, которую расставила ему жизнь; перечислим впечатления, которые ложились на его измученную нервную систему; взвесим и оценим все мучительные столкновения с грубостью и бездушием – все, что направляло в известную сторону течение его мыслей.
Вопросы к студентам:
Как вы понимаете данное высказывание? Какую задачу ставит перед читателем критик? Проанализируйте лексику высказывания: какие слова уже предопределяют направление наших мыслей? Какой эмоциональный настрой создает эта лексика?
2. Проверка домашнего задания.
Мы определили задачи анализа. Материалом для него является произведение. У него есть автор. Раскольников – это герой, придуманный Ф.М. Достоевским. Попытаемся понять мир его героя и для этого заглянем в биографию самого автора. Какие, на ваш взгляд, события из жизни Ф.М. Достоевского помогли ему стать психологом, понять внутренний мир героев, а, возможно, являлись созвучными и их жизни? Назовите факты биографии Ф.М. Достоевского, позволившие исследовать жизнь “униженных и оскорбленных” (студенты перечисляют факты и дают комментарий).
Вывод: таким образом, многие события из жизни автора находят отклик в его произведениях:
- мать, великим страданием спасающая близких;
- унижение и боль, которые испытывает бедный человек в мире сильных;
- мучительные мысли о своей беспомощности перед страданиями дорогих сердцу людей;
- обостренное чувство сострадания (жизнь на “Божедомке”), поселившееся в нем с детских лет;
- изучение психологических основ зарождения “теории сильной личности”;
- осознание ценности человеческой жизни перед лицом смерти.
3. Изучение учебного содержания.
Итак, определим источники, соберем воедино бытовые и психологические детали и получим целостную картину жизни Раскольникова накануне преступления.
Герой пребывает в лихорадочно-возбужденном состоянии, в его сознании прошлое и настоящее смешаны в один кошмарный сон. Не случайно Ф.М. Достоевский большую часть романа выстраивает на основе внутреннего монолога героя. Но и бытовая картина, являющаяся фоном, играет решающую роль. Каков же этот фон?
1. Условия жизни.
Образ Петербурга. Петербург в романе – самостоятельное действующее лицо. Дадим его характеристику. Для этого проведем заочную экскурсию по городу.
Выполнение индивидуального задания: студент зачитывает историческую справку.
Петербург словно имеет два лица. Есть Петербург с великолепными набережными, площадями, проспектами, широкими зелеными улицами.
У Достоевского улицы короткие, узкие, заканчивающиеся тупиками. Дома теснятся длинными сплошными рядами разной протяженности, высоты и окраски. Это так называемые “доходные” дома. Тех, кто строил эти дома, не волновали удобства и красота. Единственное условие – поплотнее заселить жильцами, чтобы выжать побольше платы. Комнатушки маленькие, жильцы, как правило, – бедные люди.
В этой части города очень много распивочных. Вот описание Столярного переулка тех лет, где жил Раскольников:
“В 16 доходных домах внизу помещается 18 питейных заведений, так что желающие насладиться увеселительной влагой, придя в Столярный переулок, не имеют даже необходимости смотреть на вывески – входи в любой дом, везде найдешь вино” (газета “Петербургский листок”).
Раскольникова очень привлекала Сенная площадь (описание Сенной площади дано в “Петербургском листке” – учащийся зачитывает описание).
Мы не видим реки в романе, мы видим канавы, узкие, извилистые, грязные.
Выполнение индивидуального задания: учащийся зачитывает описание некоторых улиц Петербурга в романе Ф.М.Достоевского.
Чтобы пройти внутрь дома, надо попасть через узкую арку во дворы-колодцы, где никогда не бывает солнце, а потому всегда сыро, холодно, неуютно. Пройдем по этому пути и окажемся в подъезде одного из доходных домов, затем пройдем внутрь квартир.
Выполнение индивидуального задания: сообщение учащегося на тему “Интерьер в романе”.
Вывод об омерзительных условиях жизни “униженных и оскорбленных”, накладывающих отпечаток на мировосприятие героя.
2. Взаимоотношения людей.
Сообщение учащегося на тему “Сцены уличной жизни”.
Вывод: в этом мире царит разобщенность, одиночество, злорадство, недоверие.
3. Жизнь близких Раскольникову людей.
Сообщения учащихся: “История жизни матери и сестры”, “История семьи Мармеладовых”.
Вывод: Раскольникова одолевают мучительные мысли о своей беспомощности, когда страдают близкие.
4. Жизнь самого Раскольникова.
а) Рассказ по плану, предложенному студентам в рамках домашнего задания.
б) Сон Раскольникова ( пересказ с анализом).
Вывод: бедственное положение заставляет искать выход.
Общий вывод: собственные мучения и мучения близких ему людей укрепили колебания Раскольникова в правоте его решения: если не убить старуху, значит убить себя и тех, кто ему дорог. До этого Раскольников знал только физические мучения, порожденные бедностью, письмо матери и встреча с Мармеладовым показали, как нищета делает человека беззащитным, убивая человеческое достоинство.
Подведение итогов анализа:
Таким образом, мы попытались определить истоки бунта Раскольникова. Мы не знаем пока всех причин, побудивших его пойти на преступление, но то, что условия жизни, беды близких, разобщенность и одиночество, сложное психологическое состояние героя сыграли определенную роль, – это несомненно. Мы не ставили целью оправдать Раскольникова, мы попытались его понять.
4. Самостоятельная работа.
Задание студентам: на выданных листках запишите ассоциативный ряд словосочетаний по образцу.
Причины бунта Раскольникова.
1. Условия жизни – дворы-колодцы, ….
2. Взаимоотношения людей – история пьяной девочки на бульваре, …
3. Жизнь близких – жертва Дуни, …
4. Жизнь Раскольникова – нищета, ….
5. Психологическое состояние – лихорадка, …
5. Домашнее задание: Герои-двойники Раскольникова (подготовить характеристики Лужина и Свидригайлова, ответить на вопросы индивидуальных заданий к самостоятельной работе.