Урок литературы по теме «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». 5-й класс

Разделы: Литература, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 5


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (9 МБ)


Методическая информация

Тип урока (мероприятия, занятия) Тип урока по основной дидактической цели – проверка усвоения содержания сказки.
Цели урока (мероприятия, занятия)

(образовательные, развивающие, воспитательные)

Знакомство с историей рождения пушкинской сказки и ее содержанием

Развитие речи и воображения, навыка сравнительного анализа

Формирование интереса к русской литературной сказке, творчеству А.С.Пушкина, эмоций по отношению к героям

Задачи урока (мероприятия, занятия) Проверить знание текста сказки, учить сравнивать героев.

Учить выбирать информацию для сообщения о герое

Воспитывать любовь к русской литературе.

Используемые педагогические технологии, методы и приемы Различные виды чтения: творческое, комментированное, выборочное;развивающего обучения; развитие речи по методике Н. Шапиро.
Время реализации урока (мероприятия, занятия) 40 минут
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока (мероприятия, занятия) Знать: характеристика литературного героя; сравнительная характеристика; роль детали в художественном произведении.

Уметь: анализировать конкретно-поведенческие ситуации.

Закрепить навыки исследовательской работы с текстом, создания презентации, работы в группе.

Необходимое оборудование и материалы Мультимедийный проектор;

Экран;

Презентация к уроку в программе PowerPoint

Список учебной и дополнительной литературы Литература 5 класс. Учебник под редакцией М.А. Снежневской. Часть I / Москва, Мнемозина 2007. С.115-157.

Н.А. Шапиро. Учимся строить и понимать текст 5-9 классы. Москва, “Первое сентября”, 2002.

Ход и содержание урока, деятельность учителя и учеников.

Мотивация учащихся Создание проблемной ситуации, соответствующей возрасту и интересам учащихся, позволяет привлечь к обсуждению весь класс, активизирует образное и логическое мышление.

Иллюстративный материал повышает интерес к изучаемой теме, уровень восприятия материала и устойчивого внимания обучающихся.

 Подробное описание всех этапов урока

Организационный момент

- Сегодня мы заканчиваем изучение “Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях”

СЛАЙД 1

Александр Сергеевич Пушкин

“Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях”

- Разместите эпизоды по порядку

СЛАЙД 2

Размести эпизоды по порядку

1. “…вот чернавка в лес пошла”

2. “А царевна все ж милее…”

3. “Но царевна молодая… между тем росла…”

4. “Царь женился на другой…”

5. Возвращение царя, рождение дочери, смерть царицы

6. “Вот они во гроб хрустальный труп царевны молодой положили…”

7. “В руки яблочко взяла…”

8. “… нищая черница ходит по двору с клюкой…”

9. “Царица злая… положила иль не жить, иль царевну погубить”

10. “Будь нам милая сестрица”

11. “Лишь ее похоронили, свадьбу тотчас учинили”

12. “Гроб разбился. Дева вдруг ожила”

13. “За невестою своей Королевич Елисей между тем по свету скачет”

СЛАЙД 3

Правильный порядок эпизодов

Возвращение царя, рождение дочери, смерть царицы

2. “Царь женился на другой…”

3. “Но царевна молодая… между тем росла…”

4. “…вот чернавка в лес пошла”

5. “Будь нам милая сестрица”

6. “А царевна все ж милее…”

7. “Царица злая… положила иль не жить, иль царевну погубить”

8. “… нищая черница ходит по двору с клюкой…”

9. “В руки яблочко взяла…”

10. “Вот они во гроб хрустальный труп царевны молодой положили…”

11. “За невестою своей Королевич Елисей между тем по свету скачет”

12. “Гроб разбился. Дева вдруг ожила”

13. “Лишь ее похоронили, свадьбу тотчас учинили”

-Узнайте по описанию, о ком или о чем идет речь.

СЛАЙД 4

2. По описанию узнай, о ком или о чем идет речь.

Высока, стройна, бела…, но зато горда, ломлива, своенравна и ревнива.

СЛАЙД 5

2. По описанию узнай, о ком или о чем идет речь.

Белолица, черноброва, нраву кроткого такого.

СЛАЙД 6

2. По описанию узнай, о ком или о чем идет речь.

Семь румяных усачей.

СЛАЙД 7

2. По описанию узнай, о ком или о чем идет речь.

Всех милее, всех румяней и белее.

СЛАЙД 8

2.По описанию узнай, о ком или о чем идет речь.

Наливное, молодое, золотое, свежо, душисто, румяно, золотисто.

СЛАЙД 9

2. По описанию узнай, о ком или о чем идет речь.

Круглолицый, светлоокий.

СЛАЙД 10

2. По описанию узнай, о ком или о чем идет речь.

Могучий, буйный.

- Составьте устный рассказ о царевне по плану.

СЛАЙД 11

3. Составь рассказ о царевне по плану.

1.Описание внешности царевны и ее внутренних качеств.

2.Отношение к ней других персонажей сказки:

а) Чернавки;

б) пса Соколки;

в) семи богатырей;

г) Королевича Елисея.

3. Поведение царевны:

а) в тереме богатырей;

б) по отношению к окружающим ее людям.

4. Отношение автора к героине.

- Чем похожи злая царица и царевна и чем они отличаются?

СЛАЙД 12

4. Сравнительная характеристика героинь

Царица

Царевна

Общие черты

Царского происхождения, умны, красивы

Различие

Злая, завистливая, гордая, своенравная, ленивая, грубая, надменная, жестокая

Добрая, бескорыстная, скромная, кроткая, трудолюбивая, вежливая, простая, добродетельная

- Подумайте, чем отличаются словосочетания.

СЛАЙД 13

5. В чем отличие словосочетаний:

Записать сказку и Написать сказку

СЛАЙД 14

6. Найди в пушкинской сказке черты народной сказки.

- Вспомните определение народной и авторской сказки. Найдите в пушкинской сказке черты народной.

- Молодцы, вы хорошо сегодня поработали.

СЛАЙД 15

МОЛОДЦЫ!