Тема: “Христианская концепция естественного человека в новелле Н.С. Лескова “Человек на часах””, или “О тех…, которые любят добро просто для самого добра и не ожидают никаких наград за него…”. (Н.С. Лесков)
Цели урока.
- Познавательный аспект: научить каждого ученика работать с авторским художественным текстом, самостоятельно добывать из него нужную информацию, выделять главные положения; научить доказывать правильность и обоснованность своих суждений, отвечать на прямые и косвенные вопросы по изучаемому материалу.
- Развивающий аспект: обогатить словарный запас ученика, усилить экспрессивность и выразительность речи.
- Воспитывающий аспект: воспитать дисциплинированность и собранность, открытость и честность, требовательность к себе, деликатность по отношению к окружающим, уважение к личности и осознание факта неповторимости каждого человека.
Тип урока, связь с предыдущими и последующими уроками: Учитель, планируя урок, предполагает не демонстрацию новых педагогических технологий, а отработку текста понимания новеллы (Приложение 1). Данный урок является третьим уроком отработки УУД: урок мотивации для получения информации и урок уяснения знаний. На предыдущем – втором уроке проводится предварительная подготовка: учащиеся заранее работают в группах, обсуждают вопросы и выполняют следующие задания:
- анализ художественных образов,
- составление проблемных вопросов,
- составление теста или кроссворда по содержанию 4 главы новеллы,
- отработка выразительного чтения по ролям.
- Создать рисунок или эскиз понравившегося сюжета рассказа.
Эпиграфы к уроку (написаны на доске):
- Я смею, даже, может быть, дерзко думаю, что я знаю русского человека в самую его глубь и не ставлю себе этого ни в какую заслугу. Я не изучал народ по разговорам с петербургскими извозчиками, а я вырос в народе на гостомельском выгоне, с казанком в руке, я спал с ним на росистой траве ночью, под тёплым овчинным тулупом... так мне непристойно ни поднимать народ на ходули, ни класть его к себе под ноги.
- Куда я ни обращался, кого ни спрашивал – все отвечали мне в том роде, что праведных людей не видывали, потому что все люди грешные, а так, кое-каких хороших людей знавали. Я и стал это записывать. Праведны они, – думаю себе, – или неправедны – всё это надо собрать и потом разобрать: что тут возвышается над чертою простой нравственности, и потому свято Господу...
- ... доброта преобладала над умом и выходила не из сознания превосходства добра над злом, а прямо безотчётно истекала из... натуры.
Н.С. Лесков
Н.С. Лесков
Н.С. Лесков
Этапы урока
1. Организационный момент.
2. Постановка цели урока.
Учитель: Мы начинаем с вами наш урок. Обратите внимание на тему и эпиграфы к сегодняшнему уроку (учитель читает вслух).
?: Как вы понимаете слова Николая Семёновича Лескова? О чём пойдет сегодня речь на уроке? Какова цель нашего урока?
(Ученики формулируют цель урока)
3. Закрепление материала.
I этап
Учитель: После прочтения рассказа вам было предложено нарисовать рисунок запомнившегося эпизода. Из представленных рисунков видно, что они отражают один и тот же эпизод: Постников спасает утопающего, оставляя свой пост. Вот с этой главы IV мы с вами и начнем наш разговор. 1-я группа подготовила кроссворд, который позволит нам вспомнить содержание IV главы.
(Ученики разгадывают кроссворд)
P.S. Можно предложить ответы на вопросы в виде фронтального опроса:
- Вставьте пропущенное слово в название сборника Н.С. Лескова “Три … и шерамур”. (Праведника)
- Назовите главное слово в названии новеллы “Человек на часах”. (Человек)
- Главный герой рассказа “Человек на часах”. (Постников)
- Закончите фразу: “То оборвётся и замолкнет, то опять раздастся его измождённый стон и призывной …” . (Крик)
- Что осталось “пустою” во время спасения часовым тонущего? (Будка)
- Закончите фразу: “Но Постников помнил и службу и …”. (Присягу)
- Закончите фразу: “Кто мог спасти и не спас, подлежит каре законов, а кто спас, тот исполнил свой …”. (Долг)
- Так назывались розги, с помощью которых наказывали солдат, нарушивших воинскую дисциплиную. (Шпицрутены)
- Закончите фразу: “ – Долг службы никогда не должен быть нарушен. – Да, но это им было сделано по состраданию, по …”. (Великодушию)
- Закончите фразу: “Солдат говорил, что он стоял на часах и, заслышав стоны человека, тонущего в полынье, долго мучился, долго был в борьбе между служебным долгом и состраданием, и наконец на него напало …”. (Искушение)
?: Какие ключевые слова вы выделили бы в
ответах?
Ответ: Человек, праведник, искушение.
?: К кому относятся эти слова?
Ответ: К Постникову.
Задание: Докажите текстом рассказа, что Постникову действительно плохо, он мучается (как автор подчёркивает это).
Ответ: “Сердце у Постникова очень непокорное: так и ноет, так и стучит, так и замирает... Хоть вырви его да сам себе под ноги брось, - так беспокойно с ним делается от этих стонов и воплей...”.
?: Чего больше всего хотел Постников, когда
слышал крик тонущего?
Ответ: Постников хотел, чтобы кричащий
утонул.
?: Так кто же тонет эти злосчастные полчаса и
почему?
Ответ: Тонет сам Постников, потому что для
него эти полчаса мучительны. Он “тонет” и в
самый последний момент всё-таки “выплывает”
сам: бросает пост и ... спасает тонущего.
?: Как вы считаете, прав ли Постников, который не смог противиться голосу сердца и спас тонущего? Почему?
Задание: На столах у вас лежат листочки с таблицей (см. ниже). Заполните таблицу.
ПРАВ | НЕТ |
Лист-образец
Ф.И. ученика:_________________________
Вопрос: Прав ли Постников, который не смог противиться голосу сердца и спас тонущего? Почему?
ПРАВ | НЕТ |
Постников понимает, что, спасая жизнь другому человеку, он губит себя, но иначе он поступить не может. | Постников нарушает присягу, оставляя свой пост. |
II этап
Учитель: Случилось, солдат бросил пост, спас тонущего. И складывается впечатление, что на некоторое время о нём забывают. Начинается суета вокруг поступка солдата Постникова.
?: Кто теперь в центре внимания?
- Капитан Николай Иванович
- Обер-полицмейстер Петербурга генерал Кокошкин
- Подполковник Свиньин
Задание: Дайте краткую характеристику каждому чиновнику
1 группа:
Николай Иванович Миллер – ротный капитан, мягкосердечный и жалостливый, гуманист, такой человек не пригоден к военной службе.
2 группа:
Подполковник Свиньин – человек бессердечный, службист, отличающийся строгостью, любящий щеголять требовательностью дисциплины. “Он не имел вкуса ко злу и никому не искал причинить напрасное страдание; но если человек нарушал какую бы то ни было обязанность службы, то Свиньин был неумолим”.
3 группа:
Об обер-полицмейстере Кокошкине в Петербурге говорили тогда много ужасающего и нелепого, но… утверждали, что он обладает удивительным многосторонним тактом и при содействии этого такта не только “умеет из мухи сделать слона, но так же легко умеет сделать из слона муху”.
“Кокошкин … был очень суров и очень грозен и внушал всем большой страх к себе…, не раз случалось находить себе в его лице могущественного и усердного защитника. Вообще, он много мог и много умел сделать, если только захочет…”.
?: Что их всех объединяет? Что их волнует? Чем они
озабочены?
Ответ Всех чиновников волнует, как
представить эту историю с наименьшими
отрицательными последствиями для себя.
?: И какой же выход был найден?
Ответ: Спасенного повёз в полицейскую часть
проезжавший мимо офицер, которому очень хотелось
получить медаль “За спасение погибавшего”.
Подвиг этого офицера и был представлен царю и
вознагражден.
Учитель: Вспомним, как это было.
2 группа читает диалог по ролям (выборочно главы X – XII, заранее подготовленный дома).
?: Что значит “выйти сухим из воды”?
Ответ: Благополучно завершить что - то для
себя.
?: Так кто же в этом рассказе вышел “сухим из
воды”?
Ответ: Этот фразеологизм используется в
рассказе несколько раз и относится к лжегерою
офицеру в прямом смысле; а в переносном смысле –
к Миллеру, Свиньину и Кокошкину – благополучно
завершивших неприятную для себя историю, сумев
доказать свою непричастность и невиновность.
Вывод. Из воды выходят сухими:
- Офицер инвалидной команды, получивший награду за подвиг, которого не совершал.
- Миллер, Свиньин, которые отделались лёгким испугом.
- Кокошкин, удовлетворённый тем, что к нему, как к влиятельному лицу, обратились, и он всех “прикрыл”.
?: А как сложилась судьба Постникова?
Ответ: Арест, ожидание решения своей участи,
готовность пройти сквозь строй, вынести каторгу
и даже, может быть, расстрел.
?: Как наградили Постникова?
Ответ: Наказали шпицрутенами, после этого
Свиньин приказал дать от себя наказанному
Постникову фунт сахару и четверть фунта чаю,
чтобы он мог “услаждаться, пока будет на
поправке”. В этих словах звучит горькая ирония
автора.
?: А как сам Постников отнёсся к такой награде?
Ответ: Постников доволен и благодарен, потому
что, сидя три дня в карцере, он ожидал гораздо
худшего. Двести розог, по тогдашнему времени,
очень мало.
?: Чем объясняется такое поведение
Постникова?
Ответ: Постников - праведник, он принимает
всё, как должное.
?: Следовательно, возникает вопрос об авторской позиции – что имеет право на существование: “долг и наказание” либо “долг и награда”?
III этап
Учитель: Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к XVII главе, где появляется новый образ – образ Владыки.
Звучит аудиозапись.
3 группа подготовила вопросы по этой главе:
- Кто такой Владыка?
- Какова его позиция?
- Как к поступку Постникова относится сам Владыка?
- Почему даже Владыка выступает против поступка Постникова?
Ответ: (Из Толкового словаря С.И. Ожегова) Владыка – тот, кто владеет умами и сердцами людей.
Ответ: Авторская задача – обратить внимание на образ Постникова, выделить его среди остальных.
Учитель: А теперь вернёмся к названию рассказа. Н.С. Лесков изначально назвал свой рассказ “Спасение погибавшего”, изменив его затем на “Человек на часах”.
?: Почему Лесков изменил название? Какое слово
в этом названии является главным?
Ответ: Человек! Именно человек в центре
внимания автора.
?: А кого мы называем человеком?
Ответ: Постникова, а остальные – службисты.
4. Подведение итогов урока.
?: Какова же авторская позиция?
Ответ:
Вывод. Авторская позиция заключена в словах XVIII главы и в теме сегодняшнего урока: “...Я думаю о тех смертных, которые любят добро просто для самого добра и не ожидают никаких наград за него, где бы то ни было...”.
?: Что узнали нового за сегодняшний урок? К каким выводам пришли?
5. Домашнее задание.
Задание: Напишите продолжение рассказа “Постников остался у будки, и что же с ним произошло дальше ...”.
6. Выставление оценок.