Оборудование урока: портрет В. П. Астафьева, копии текста произведения из журнала «Новый мир», 2001г., №1.
Организация урока: предварительное чтение рассказа учащимися
Цель урока: проанализировать содержание рассказа и ответить на вопросы:
- В чём трагизм судьбы простого советского человека?
- Как соотносится совестливость и праведность героев В. П. Астафьева с жестокостью, бездушием окружающего мира?
- В чём заключается авторская позиция?
Ход урока
I. Урок начинается беседой с учащимися о том, что они знают о В. П. Астафьеве, слышали ли что- либо о рассказе «Пролётный гусь». В ходе беседы учащиеся отмечают, что Виктор Астафьев ушёл на фронт простым солдатом, и солдатом он с неё и вернулся, но это, конечно, был уже не рабочий паренек, а зрелый человек. Как и все, он стал читать написанное о войне, смотреть фильмы и думать. И первой его мыслью было, что он воевал не на той войне, о которой пишут писатели и показывают фильмы, а на какой- то другой. И может быть, эта несуразица и подтолкнула его к мысли самому попробовать описать то, что было на самом деле.
Далее выясняем первое впечатление от рассказа.
- Понравился ли рассказ?
- Что особенно поразило Вас, удивило, расстроило?
- Какие эпизоды могли бы стать иллюстрацией к термину «жестокий сентиментализм»?
II. Анализ терминов «маленький человек» и «простой советский человек»
- Применимо ли к героям В. П. Астафьева определение «маленький человек»? Аргументируйте свой ответ.
Судьба «маленького человека» в России XX века – это трагедия. Трагична судьба многих персонажей В. П. Астафьева. Приведите примеры из текста.
Учащиеся приводят примеры из текста:
- Данила рос в семье ссыльного дяди. Погиб на войне, а жена сдала детей в детдом.
- Оноприйчук – сержант, переселенец с Украины.
- Мытарства эшелонов, никому они не были нужны.
- Родителей «завербовали» и увезли, а сама в детспецприёмнике воспитывалась.
- Толя Хомеляйнен, сосланный финн и Анатолий Аржанов из раскулаченной семьи.
- Владимир Федорович был направлен на работу в лагеря для военнопленных.
- В Чуфырино построили два лагеря строгого режима.
Ребята зачитывают отрывки из произведения ( рассказ Данилы о бое на Косе, о «нормах выработки», разговор Данилы и Марины, описание городка Чуфырино).
Приходим к выводу о типичности судьбы главных героев, ужас положения заключается в том, что типичной становится трагедия.
III. Следующий этап урока – выяснить, в чем заключается конфликт произведения?
- По какому принципу противопоставлены главные герои? Расскажите о них.
- Сравните с героиней рассказа А.Солженицына «Матренин двор»?
- Какие эпизоды раскрывают лучшие стороны характеров героев рассказа, оказавшихся в сложных обстоятельствах? Ребята называют эпизоды и делают вывод о том, какие нравственные начала олицетворяют герои.
На доске появляется запись:
- доброта
- совестливость
- незлобность
- праведность
- щедрость
- сострадание
- трудолюбие
- сочувствие
Качества святых соединяют в себе «мученики» (Виталия Гордеевна, Пахомка)
Парадокс в том, что сохранение естественных человеческих качеств является святостью в условиях жестокой реальности.
Рассмотрим вторую сторону конфликта. В годы войны родилась и такая пословица: «Кому война, а кому мать родна». На каких эпизодах рассказа вы могли бы доказать ее справедливость?
Ребята рассказывают о сыне Виталии Гордеевны, его жене; зачитывают рассказ Марины о расформировании госпиталя.
- Подберите слова, характеризующие жизненную позицию этих героев. На доске появляется запись:
- приспособленчество
- жестокость
- бесчувственность
- равнодушие
- высокомерие
- жадность
- трусость
- Закономерен ли финал рассказа?
- Так как соотносится совестливость и праведность героев Астафьева с жесткостью таких, как семья Мукомоловых?
На данном этапе урока озвучиваю термин «трагическое бессилие» (ребята зачитывают слова Данилы после похорон сына). Приходим к выводу: сюжет выстроен таким образом, что все светлое гибнет, а зло побеждает. Ребята читают эпизод с фотографией, о подушке с наградами.
- С какой целью писатель вводит в повествование историю с гусем?
- Почему рассказ называется «Пролетный гусь»?
Ребята отмечают, что в сюжете упоминается гусь как последнее средство спасения мальчика; символ гуся – это символ погубленной, отрешенной жизни, неприкаянность; приставка - про - указывает на то, что пролетела жизнь и оборвалась.
IV. Следующий этап урока – выяснить, в чем заключается авторская позиция.
- Какова авторская позиция?
В. П. Астафьев выносит приговор обездушенному обществу, несправедливому устройству жизни, которое уничтожает «маленького человека», делает трагичной его жизнь.
- Каковы приемы выражения авторской позиции?
Авторская позиция выражается опосредованно.
1. Система персонажей. Без включения образов семьи Мукомоловых авторская позиция сводилась бы к состраданию и жалости.
2. Речь персонажей. Марина в обычной обстановке разговаривает в соответствии с ожиданием читателя (простая речь), но в столкновении с бездушием, жестокостью Нелли Сергеевны ее речь становится «книжной», «жесткой», высокой. Марина подтверждает свою святость и праведность, она возвышается над Нелли Сергеевной.
3.Авторская позиция раскрывается и в названии рассказа, и в последнем предложении последней главы.
VI. Подведение итогов урока
- В чем значение рассказа сегодня?
- Каковы, на ваш взгляд, пути преодоления трагического бессилия, о котором шла речь в рассказе? (Смириться? Сопротивляться? Изменить обстоятельства?)
- Что, по – вашему, важнее: способность противостоять злу или возможность сделать так, чтобы негде было «преть и зреть» человеческой подлости и низости?