Цели урока:
- показать мастерство Пушкина – поэта в создании образа Родины;
- формировать навыки анализа стихотворения;
- развивать образное мышление и речь учащихся;
- воспитывать чувство прекрасного.
Оборудование:
- портрет А.С. Пушкина;
- иллюстрации с изображением зимних пейзажей;
- запись произведения А. Свиридова “Зимняя дорога”.
Техническое оборудование: магнитофон.
ХОД УРОКА
I. Слово учителя
– В русском языке несколько тысяч слов. Все их знать невозможно, но стремиться к этому можно, и каждый день нужно открывать для себя хотя бы одно новое слово, тогда мир вокруг станет интереснее и ярче. Я помогу вам сегодня открыть несколько слов. Это не новые слова, в языке они возникли давно и теперь уже сохранились только в поэтической речи.
II. Словарная работа
Учитель объясняет значение слов, записанных на доске.
- Нега – наслаждение;
- взор – взгляд, глаза;
- Аврора – богиня утренней зари;
- вечор – вчера вечером;
- нынче – сейчас;
- Родина…
– Родина… Это слово не нужно пояснять: его знает каждый человек, потому что оно рождается вместе с ним.
III. Создание ассоциаций
– Закройте на минуту глаза и мысленно создайте
свой образ Родины… Что вы представляет, когда
слышите слово “родина”?
А теперь поделитесь своими ассоциациями со
всеми… По мере того, как вы будете рассказывать о
своих представлениях, на нашем солнышке будут
появляться лучики. Чем вы искреннее, тем ярче
станет солнце, тем теплее будет нам всем. (На
доске создаётся рисунок.)
Родина – это… (ребята рассказывают о том, что
представили: лес, речку, нефтяные вышки, карту
страны, город, школу, друзей, родных и т.д.)
Каждый из нас по-своему понимает слово “родина”,
а вместе мы создали ёмкий образ. Обобщая
сказанное, можно отметить, что родина – это
родные места, родные люди, дорогие воспоминания.
(Эти слова можно записать на доске, в центре
солнца.)
IV. Чтение стихотворения
– Теперь послушаем стихи А. С. Пушкина “Зимний вечер”. (Стихотворение читает учитель или подготовленный ученик.)
V. Обмен впечатлениями
– Каким настроением проникнуты строки стихотворения?
– Можете ли вы сказать, о чем стихотворение?
VI. Постановка задач урока
– Авторы учебника поместили это стихотворение
в разделе “Поэтический образ Родины”. Наша
задача разобраться, действительно ли в нём
создаётся образ Родины и почему так меняется
настроение (от радости к грусти).
Не будем спешить с ответами. Не забывайте, что
перед нами литературное произведение, а оно
никогда не даёт готовых ответов на вопросы, оно
требует размышления. Литература – искусство
слова. Говорят, в ней соединились все виды
искусства.
Кинематограф – это искусство,
способное запечатлеть движение и пространство.
Режиссёры и актёры создают характеры.
История. Её сейчас считают наукой,
а в Древней Греции существовала даже Муза,
покровительствовавшая этому виду искусства.
Живопись – это искусство красок.
Музыка – искусство звуков.
Чтобы понять волшебную магию слов, проведём с
вами небольшое исследование. На несколько минут
мы с вами станем музыкантами, режиссёрами,
художниками и рассмотрим поэтические строки
сквозь призму разных видов искусств. Не забудьте
оценить свою работу и сделать выводы.
VII. Работа в группах
Учащиеся 7-8 минут работают в группах по предложенным вопросам.
1 группа. Кинематографы.
– Представьте, что вы снимаете небольшой фильм. За кадром звучат строки стихотворения А.С.Пушкина “Зимнее утро”. Какие изображения будут появляться на экране во время чтения?
2 группа. Режиссёры.
– Сколько героев в стихотворении А.С. Пушкина “Зимнее утро”? Охарактеризуйте их. Не забывайте, что в стихотворении – лирический герой и лирический персонаж.
3 группа. Историки.
– Какие слова в стихотворении А.С. Пушкина
“Зимнее утро” говорят о времени совершающихся
событий?
Расположите “события” стихотворения на
“временной” прямой, определяя, что происходит
сейчас, что происходило в прошлом и только
произойдёт. (Для справок выделены основные
“события”: день чудесный; красавица, проснись;
вьюга злилась; мгла носилась; лес чернеет; ель
зеленеет; речка блестит; навестим поля, леса,
милый берег; леса, недавно столь густые.)
4 группа. Живописцы (художники).
– Сколько пейзажей можно нарисовать к стихотворению А. С. Пушкина “Зимний вечер”?
– Какие краски нужны для каждого пейзажа? Будут ли они контрастны? (Подтвердите выводы словами текста.)
– Подберите наиболее подходящие картины, иллюстрирующие данное стихотворение.
5 группа. Литераторы.
– Сколько строф в стихотворении А. С. Пушкина “Зимний вечер”?
– Какие эпитеты использует автор для описания леса, снега? Какие метафоры, олицетворения и сравнения?
– Какие однокоренные слова встречаются в 3-й и 4-й строфах? С какой целью их использует автор?
Если вы забыли значение терминов, обращайтесь к словарю на странице 275.
6 группа. Музыканты.
– Найдите в тексте слова, которые “озвучивают” стихотворение А. С. Пушкина “Зимний вечер”.
– Много или мало таких слов? Почему?
– Какие согласные повторяются во второй и третьей строках 4-ой строфы? Какие звуки передают эти согласные?
– Какая музыка, по-вашему, может сопровождать чтение стихотворения (грустная или весёлая, быстрая или медленная, громкая или тихая)?
VIII. Проверка результатов работы групп
“Кинематографы” говорят, что на экране последовательно появляются изображения красивого зимнего пейзажа, уютной комнаты, бушующей метели и вьюги, пейзажа в блеске солнечных лучей, горящих в печи дров, ожидающего у крыльца коня и дороги к далёкому берегу.
“Режиссёры” определяют, что восторженному лирическому герою не хочется покоя, он предпочитает бурную, яркую жизнь, потому что любит природу. Она же спит, печальна и холодна.
“Историки” сообщают, что в прошлом остались “леса недавно столь густые” и вчера “вьюга злилась”. Сейчас “день чудесный”, а скоро герой “навестит поля…”. Определить время помогают, конечно же, глаголы.
“Живописцы” предлагают нарисовать два пейзажа: на одном – мутное небо, жёлтая луна; на другом – голубые небеса, чёрный лес и зелёные ели в блеске солнечных лучей. Краски для этих картин понадобятся разные: серые, неброские – для первой, яркие (зелёная и голубая) и немного чёрной – для второй.
“Литераторы” отмечают, что в пяти строфах стихотворения встречаются олицетворения (“вьюга злилась”, “мгла носилась”), сравнение (“луна, как бледное пятно”), эпитеты (“мутное небо”, “мрачные тучи”, “весёлый треск”, “янтарный блеск”). Однокоренные слова “блестя” и “блеск” в описании пейзажа за окном и интерьера комнаты создают ощущение праздника.
“Музыканты” чутко расслышали всего один звук – треск дров в печи. А иначе и быть не может, потому что зимой всё спит… Поэт помогает услышать этот звук, повторяя согласные [т ], [р], [з], [с] . Темп и настроение музыки, сопровождающей чтение, должны обязательно меняться: от восторженной интонации к тревожной и затем к радостной и спокойной.
IX. Музыкальная пауза
– Много музыкальных иллюстраций к произведениям А.С. Пушкина создал А. Свиридов. Послушаем музыкальный фрагмент из его “Зимней дороги”. Мне кажется, эти произведения удивительно созвучны.
X. Подведение итогов
– А теперь пришло время делать выводы. Взглянем ещё раз на “временную” прямую. Лирический герой вспоминает о прошлом и мечтой устремлён в будущее…
– Что же самое дорогое для лирического героя? О чём он вспоминает и к чему стремится? (Берег.)
– Что же на этом берегу? (Поля, лес, речка.)
– Почему он так стремится к этому берегу? Как его называет? (Милый.)
– Подберите синонимы к слову “милый”. (Дорогой, родной.)
– Почему лирический герой зовёт красавицу отправиться с ним к милому берегу? (Она друг, милый и прелестный.)
XI. Творческая работа
– Продолжите фразу: “Стихотворение А.С. Пушкина “Зимнее утро” о …”. (Зачитывается несколько работ.)
– Ни разу не звучит в стихах А.С. Пушкина “Зимнее утро” слово “Родина”, и тем не менее в них рассказывает о самом дорогом для поэта: о родных местах, о великолепии природы, о сокровенных чувствах и близких людях. Из всего этого и складывается в стихотворении поэтический образ Родины. Посмотрите, как удивительно совпало пушкинское представление о Родине с нашими ассоциациями. (Возвращаемся к записям, сделанным в начале урока.)
XII. Работа над выразительным чтением стихотворения
– Много раз звучало это стихотворение в
исполнении выдающихся артистов. Одни читали его
с безудержной радостью, другие – печально и
грустно. Как вы думаете, чего же всё-таки больше в
этом стихотворении: радости или печали?
Давайте вместе прочитаем удивительные
пушкинские строки. Каждый из вас по очереди
прочтёт по одной строке, пытаясь передать свои
чувства.
XIII. Домашнее задание (по выбору)
1. (Репродуктивный уровень.) Подготовить
выразительное чтение стихотворения А.С. Пушкина
“Зимнее утро”.
2. (Конструктивный уровень.) Подобрать
стихотворения для сборника “Поэтический образ
Родина в стихах А.С. Пушкина”.
3. (Творческий уровень.) Нарисовать иллюстрацию к
стихотворению А.С. Пушкина “Зимнее утро”.