Цели:
- раскрыть особенности “Сказки о золотом петушке” А.С. Пушкина;
- сравнить с “Легендой об арабском астрологе” В. Ирвинга;
- развивать коммуникативные навыки школьников, способствовать освоению ими законов родного языка;
- воспитывать нравственные принципы учащегося через установление авторского идеала и системы нравственных оценок.
Задачи:
- выработка навыков творческого чтения;
- развитие навыков литературоведческого анализа: определения жанрово-родовой принадлежности произведения, идейно-тематического и сюжетно-композиционного анализа, характеристики образов, характеристики изобразительно-выразительных средств;
- формирование устной диалогической и монологической речи и развитие умения общаться;
- создание атмосферы эстетического переживания и осознания эстетической самоценности литературного произведения.
Оборудование:
- художественные тексты: “Сказка о золотом петушке” А.С. Пушкина, “Легенда об арабском астрологе” В. Ирвинга;
- портреты А.С. Пушкина, В. Ирвинга;
- иллюстрации “Сказки о золотом петушке” А.С. Пушкина;
- ария царя Дадона из оперы Н.А. Римского-Корсакова.
Методы:
- репродуктивные, частично-поисковые, исследовательские;
- словесные индуктивно-дедуктивные, традуктивные, наглядные, практические.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент: определение готовности к уроку, приветствие, отметка отсутствующих в классном журнале (1 мин.).
II. Постановка темы урока. Самомотивация учащихся (3 мин).
1. Показ иллюстраций “Сказки о золотом петушке” А.С. Пушкина, определение учащимися названия произведения и его автора.
2. Самомотивация: постановка темы урока и определение целей учебно-познавательной деятельности учащимися.
3. Уточнение темы и целей урока учителем.
4. Вступительное слово учителя.
“Сказка о золотом петушке” А.С. Пушкина,
последняя из написанных им сказок, – очень
серьезное и сложное произведение. Поэт создал ее
в 1834 году, в период глубоких раздумий о судьбе
своей родины. Вспоминая период жизни поэта после
1831 года, связанный с написанием “Дубровского”,
“Капитанской дочки”, работой над историческим
трудом “История Пугачева” и одновременно над
сказками, Н.В. Гоголь писал: “…Набрался он много
русской жизни и говорил обо всем так метко и умно,
что хоть записывай всякое слово…” (“Выбранные
места из переписки с друзьями”). Поэтому одной из
центральных проблем сказки – сторон жизни,
наиболее значимых для автора, - является проблема
ответственности человека за судьбу окружающего
мира.
По жанру – это литературная
социально-политическая сказка, в которой
используются фольклорные образы и сюжеты,
проявляются характер, мудрость и моральные
качества народа. На примере сказки мы определим,
какую русскую национальную литературную
традицию последовательно сохранял и развивал
А.С. Пушкин в своем творчестве.
Сравнивая “Сказку о золотом петушке” А.С.
Пушкина с “Легендой об арабском астрологе” В.
Ирвинга, подтолкнувшей поэта к созданию сказки,
мы откроем особенности пушкинского
произведения.
5. Запись учащимися даты, темы урока в тетрадь по литературе.
III. Актуализация опорных знаний. Формирование базовых теоретико-литературных понятий (3мин.):
- жанрово-родовая принадлежность изучаемого произведения;
- определение понятий: “персонаж”, “литературный герой”, “литературный характер”, “литературный образ”;
- идея художественного произведения;
- сюжет;
- композиция;
- сюжетно-композиционные элементы;
- конфликт в литературе;
- основные средства создания художественного образа.
IV. Новый материал. Сравнение “Сказки о золотом петушке” А.С. Пушкина с “Легендой об арабском астрологе” В. Ирвинга. Определение особенности пушкинского произведения (35 мин.).
1. Вступительное слово учителя (1мин).
Фабула (лат.) – сказание, рассказ, предание.
Многозначный литературоведческий термин, в
школьной практике употребляется в том же смысле,
что и сюжет. Или же “сюжетом” называется весь
ход событий, а “фабулой” - основной конфликт,
который в них развивается. Фабула “Сказки о
золотом петушке” предельно проста и похожа на
фабулу “Легенды об арабском астрологе”.
Правитель отказывается выполнять требования
звездочета, оказавшего ему неоценимую услугу,
нарушает данное мудрецу слово из-за прекрасной
девушки и подвергается жестокому наказанию или
попадает в трагическую ситуацию. Помните, мы
отмечали, вслед за М.Б. Ладыгиным, что в
произведении Ирвинга нет ни одного
положительного персонажа, у А.С. Пушкина то же
самое. Однако на этом сходство заканчивается.
Сегодня мы будем определять особенности
пушкинской сказки, отличающие ее от легенды В.
Ирвинга.
Мы проведем урок-исследование текста
художественного произведения. Необходимо будет
сравнить созданные авторами образы Абен-Абуса и
царя Дадона, Абу-Аюба и звездочета, христианской
принцессы и шамаханской царицы по предложенному
вам плану, работая в творческих группах.
2. Организация работы в группах (1мин).
Учащиеся работают в 4-х творческих группах.
Каждая из групп выбирает руководителя группы,
который распределяет вопросы из методической
карточки-задания или следит за их
самостоятельным выбором участниками группы. Он
организует проверку подготовленного материала и
отбор главного содержания для сообщения.
Руководитель группы оценивает работу членов
группы, занося баллы в оценочный лист.
В каждой группе выбирается докладчик,
представляющий ее работу классу для обсуждения
(докладчик может быть один либо по количеству
вопросов).
В каждой группе выбирается оппонент, имеющий
право дополнять, уточнять сказанное докладчиком
любой группы, и рецензент, оценивающий сообщение
предыдущего докладчика. Например, рецензент I
группы оценивает ответ докладчика II группы и т.д.
Дополнения могут делать все представители групп,
получая дополнительный балл за правильный,
логичный, полный ответ.
В конце урока будут определены группа-победитель
по наибольшему общему количеству баллов и лидер
в каждой группе.
3. Задания группам (основные вопросы и методические указания). Самостоятельная работа учащихся (10 мин.)
Группа 1. Сравните образы Абен-Абуса и царя Дадона, используя художественные тексты произведений А.С. Пушкина и В. Ирвинга.
1. Представьте персонаж, приведя цитату из
текста. Правителем какой страны он является?
Дайте характеристику деятельности Абен-Абуса и
царя Дадона как правителей в молодости и в
преклонном возрасте:
а) взаимоотношения с соседними странами;
б) отношение к подданным.
3. Как решается А.С. Пушкиным проблема
ответственности человека за судьбу окружающего
мира на примере создания образа правителя?
Сравните характеры Абен-Абуса и царя Дадона, их
человеческие качества. Вспомните, что существуют
диалектические противоречия – внутренние
противоречия, которые не могут быть разрешены в
силу одинаковой необходимости, важности для
человека. Диалектические противоречия
заставляют человека искать выход, а не просто
совершать выбор.
Почему в опере Н.А. Римского-Корсакова ария царя
Дадона воспроизводит мелодию народной частушки?
4. Укажите художественные средства создания
образов Абен-Абуса и царя Дадона. Какие из
основных средств создания образа используют
авторы:
- портрет внешний или психологический;
- пейзаж;
- интерьер;
- оценку других персонажей;
- речь;
- изобразительно-выразительные средства языка;
- авторскую оценку?
5. В чем заключается трагизм образа царя Дадона?
Подумайте над строками:
Ничего ты не получишь.
Сам себя ты, грешник, мучишь…
Почему царь Дадон называет звездочета “грешником”? Почему он говорит: “Ничего ты не получишь”? Царицу или ничего? Что может попросить звездочет? Возможно, царь догадался о каких-то тайных намерениях звездочета, о его лихоимстве?
Группа 2. Сравните образы Абу-Аюба и звездочета, используя художественные тексты произведений А.С. Пушкина и В. Ирвинга.
1. Представьте действующее лицо, приведя цитату
из текста. Почему и кто звездочета в сказке и
астролога в легенде называет “мудрецами”?
Авторская ли это оценка?
2. Найдите основные средства создания
художественного образа Абу-Аюба и звездочета.
Какие из основных средств создания образа
используют авторы:
- портрет внешний или психологический;
- пейзаж;
- интерьер;
- оценку других персонажей;
- речь;
- изобразительно-выразительные средства языка;
- авторскую оценку?
Определите национальную принадлежность Абу-Аюба и звездочета. Подумайте, одинаково ли вероисповедание мудрецов? Какую роль играет Абу-Аюб в легенде? Понаблюдайте, “магическая” сила астролога заключается в убедительном слове. Приведите примеры.
Дополнительные сведения. Царь Дадон, уставший отвечать за безопасность своей страны,
Обратился к мудрецу,
Звездочету и скопцу.
Возвратившись из похода, царь Дадон в
приветствующей его толпе увидел “старого
друга” “в сарачинской шапке белой”. Звездочет
принадлежал к скопцам, к одной из самых страшных
сект, существовавших на Руси. На нем была
сарацинская шапка, а сарацины – это
арабы-мусульмане, следовательно, советником и
помощников царя был иноверец (нехристь). Н.В.
Гоголь в том же отрывке из “Выбранных мест из
переписки с друзьями”, который называется “В
чем же, наконец, существо русской поэзии и в чем
ее особенность”, писал: “Какая точность во
всяком слове! Какая значительность всякого
выражения!”
Сравните: у Ирвинга султан и маг - единоверцы
(подтвердите текстом).
3. Подумайте над тем, мог ли звездочет оказывать
действительную помощь царю? Подтвердите текстом
сказки.
Почему звездочет дает царю Дадону только один
волшебный предмет в отличие от Абу-Аюба? Какую
цель преследовал звездочет, подарив Дадону
петушка, давшего царю ложное указание на
неприятельское нападение?
4. Подумайте, если царь Дадон околдован, может ли
он выполнить просьбу скопца и отдать царицу? Если
звездочет знает, что царь околдован им, то почему
тогда требует от Дадона невыполнимое? Почему
звездочет так странно себя ведет?
5. Если бы звездочет получил шамаханскую царицу,
созданную его колдовством, то что бы он
потребовал от царя? Выскажите догадку.
Группа 3. Сравните образы христианской принцессы и шамаханской царицы, используя художественные тексты произведений А.С. Пушкина и В. Ирвинга.
1. Опишите портреты христианской девушки и шамаханской царицы (цитаты). Определите средства создания художественного образа. Какие из основных средств создания образа используют авторы:
- портрет внешний или психологический;
- пейзаж;
- интерьер;
- оценку других персонажей;
- речь;
- изобразительно-выразительные средства языка;
- авторскую оценку?
2. Сравните ситуации, в которых появляются перед правителями, а затем перед звездочетом и астрологом девушки. Предполагал ли Абу-Аюб заранее в своих планах воздействия на султана принцессу? Заметьте, Ибрагим, требуя пленницу у султана, решает сделать ее своей собственностью.
3. Рассмотрите внимательно влияние шамаханской царицы на царя Дадона, приведите цитаты. Обратите внимание на такие строки:
А царица вдруг пропала,
Будто вовсе не бывало.
Подумайте, почему после смерти царя она моментально исчезла? Кто из персонажей является “живым” образом, а кто результатом колдовства?
4. Почему петушок указывает на шамаханскую
царицу как на неприятеля, вражеский стан? Почему
он подает ложную тревогу о нашествии врага,
провоцируя гибель сыновей царя?
5. Как вы думаете, зачем автору нужен образ
шамаханской царицы? Если бы царь Дадон отказался
от шамаханской царицы, созданной колдовством
мага, и отдал ее звездочету, то что бы тот мог
потребовать от него?
Группа 4. Назовите основной конфликт “Сказки о золотом петушке” и “Легенды об арабском астрологе”, определите его развитие. Какова роль художественной детали в произведении?
1. Найдите часть, в которой обозначается
конфликт, процитируйте; ответьте на вопрос: как
она называется? Абу-Аюб рассказывает султану о
медных баране и петушке, установленных языческой
жрицей над городом Борса. Сам он устанавливает
бронзового всадника на штиле башни. Подумайте,
почему у А.С. Пушкина петушок золотой? Найдите в
толковом словаре определение слова “золотой”.
Обратите внимание: “золотое дно” (разг. устар.) -
о прибыльном, богатом источниками дохода месте.
Почему звездочет дает царю Дадону только один
волшебный предмет в отличие от Абу-Аюба?
2. Назовите и найдите часть, в которой конфликт углубляется, появляются подробности. В чем отличие действий Абен-Абуса и царя Дадона по отражению неприятеля? В чем отличие влияний астролога и звездочета на правителей?
3. Найдите кульминацию – наивысшую точку развития сюжета, в которой конфликт максимально обостряется и требует немедленного разрешения. Охарактеризуйте образы Абен-Абуса и царя Дадона, Абу-Аюба и звездочета в кульминационной сцене. Найдите средства создания художественного образа.
4. Назовите и найдите часть, в которой конфликт подходит к своему завершению. Подтвердите, что финал сказки убеждает нас в верности догадки о враждебности действий звездочета.
5. Установите различие заключительных частей, завершающих произведения. Докажите, что В. Ирвинг утверждает наличие магии и в финале произведения. Как вы понимаете концовку сказки А.С. Пушкина?
4. Ответы представителей (докладчиков) каждой группы по своей теме, уточнение, дополнение (23 мин).
Оценка правильности, полноты, логичности,
грамотности оформления ответов рецензентами.
Выставление баллов в оценочный лист группы
руководителем, в оценочный лист 4-х групп
учителем.
Оценочный лист группы.
группа | докладчик | оппонент |
рецензент |
дополнения |
общее кол-во баллов |
---|---|---|---|---|---|
1. Ф. И. | |||||
2. Ф. И. | |||||
3. Ф. И. | |||||
4. Ф. И. | |||||
5. Ф. И. |
V. Подведение итога урока (2 мин.). Определение группы, набравшей большее количество баллов, комментирование учителем выставленных оценок.
Таблица оценки работы всех групп:
группа | докладчик | оппонент |
рецензент |
дополнения |
общее кол-во баллов |
---|---|---|---|---|---|
I |
|||||
II |
|||||
III |
|||||
IV |
VI. Задание на дом (1мин.). Составьте развернутый ответ на один из вопросов:
1. Почему А.С. Пушкин назвал произведение сказкой?
2. Какова роль фантастики в сказке А.С. Пушкина?
ЛИТЕРАТУРА
1. Программа по литературе (5-11 классы). Для школ и классов с углубленным изучением литературы, гимназий и лицеев гуманитарного профиля./ Под редакцией М. Б. Ладыгина. Программно-методические материалы. Литература. 5 – 11 кл. / Сост. Т. А. Калганова. – 5-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2002. – 320 с.
2. Литература. 7 класс.: Учебная хрестоматия для школ и классов с углубленным изучением литературы, гимназий и лицеев. / Авт.-сост. М.Б.Ладыгин, Н. А. Нефедова, Т. Г. Тренина. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2000. – 480 с.
3. Русская литература XVIII – XIX веков: Справочные материалы. Книга для учащихся старших классов. /Сост. Л. А. Смирнова. – М.: Просвещение: АО “Учебная литература”, 1995. – 463 с.
4. Н. В. Гоголь. “В чем же, наконец, существо русской поэзии и в чем ее особенность”. Выбранные места из переписки с друзьями. Русская литература XIX века. Первая половина. Учебная хрестоматия. В 2 ч. Ч. 2/Л. Г. Ленюшкина, Д. Г. Терентьева. – М.: Просвещение, 1996 – 400 с.
5. Словарь русской литературы./ Уртминцева М. Г. Нижний Новгород: “Три богатыря” и “Братья славяне”, 1997. – 560 с.
6. Ожегов С. И. Словарь русского языка: Около 57000 слов. – Екатеринбург: “Урал-Советы”, 1994. – 800 с.