Цели урока:
- познакомить учащихся с биографией С.Есенина;
- раскрыть духовный мир поэта, круг его увлечений и интересов;
- показать, как развивался поэтический талант С.Есенина, кто оказал на него влияние.
Оборудование:
- презентация 1, презентация 2, презентация 3
- аудиозаписи песен на стихи С.Есенина
- Рабочий лист ученика
Ход урока
1. Организационный момент, сообщение целей и задач урока.
Сегодняшний наш урок посвящён жизни и творчеству поэта Сергея Александровича Есенина. Мы поговорим с вами о биографии С.Есенина; познакомимся с кругом его увлечений и интересов.
2. Слово учителя
Презентация 1. Слайд1.
Сергей Есенин!
В этом имени –
Свет России –
Голубые ее глаза,
В этом имени –
Песня России
Соловьев ее голоса.
В. Кузнецов.
Как вы думаете, почему именно эти строчки В. Кузнецова стали эпиграфом к нашему сегодняшнему уроку?
- Каким представляете Сергея Есенина вы? Подберите слова (какие части речи здесь наиболее уместны?), которые наиболее точно, с вашей точки зрения, отражают особенности личности Есенина? (запись в тетради).
3. Знакомство с мнением писателей, критиков, литераторов о личности и творчестве С.Есенина
Презентация 3.
После просмотра всех слайдов презентации учитель задает вопросы:
Как вы думаете, почему такие разные мнения на творчество Сергея Есенина?
Беседа по вопросам
1. Что вы можете сказать о личности и творчестве С. Есенина, опираясь на прочитанные высказывания.
2. Каковы были главные темы лирики Есенина?
4. Задание
Работа с трехчастным дневником (распечатка на каждого ученика). В первый столбец записываются цитаты со слайдов, во второй – комментарии ученика, в третий – вопросы ученика по данной цитате.
ЦИТАТА | КОММЕНТАРИИ | ВОПРОСЫ |
Я предлагаю вам посмотреть презентацию, но мы ещё параллельно будем работать на ваших рабочих листах. Нам нужно составить хронологическую таблицу.
Презентация 2.
5. Просмотр презентации. Учащиеся по ходу просмотра презентации заполняют хронологическую таблицу.
Даты | События жизни |
1895г. | Родился в селе Константиново Рязанской губернии в крестьянской семье. |
1902-1912гг. | Учился в четырёхклассной сельской школе, затем в церковно-учительской школе в Спас-Клепиках, интересовался литературой и народным творчеством. |
1912г. | Получил диплом наставника школы грамоты, переехал в Москву, вступил в литературный кружок имени Сурикова, нашёл подходящую работу – помощником корректора в типографии известного издателя массовой книги Сытина. |
1914г. | В московских журналах появились стихи Есенина. |
1915г. | Едет в Петербург, знакомится с А. Блоком, который сыграл большую роль в его творческом развитии. |
1916г. | Вышел первый сборник стихов под названием “Радуница”, который сделал Есенина “модным” поэтом. |
1917-1918гг. | С радостью воспринял Октябрьскую
революцию. Главными темами творчества становятся революция, русская история, русский народ. |
1919г. | Участник группы имажинистов. |
1922-1923гг. | Вместе с известной танцовщицей Айседорой Дункан путешествует по Германии, Франции, США, Италии, Бельгии. Главные темы творчества – Родина, Россия. |
1924-1925гг. | Поездки на Кавказ. Цикл лирических стихотворений “Персидские мотивы” |
Декабрь 1925г | Покончил жизнь самоубийством??? |
6. Прослушивание стихотворений С.Есенина (На записи читает сам Сергей Есенин).
Презентация 1. Слайды 3,4.
7. А сейчас мы с вами поговорим о литературном течении, которому принадлежал Сергей Есенин – ИМАЖИНИЗМ. Что же такое имажинизм?
ИМАЖИНИЗМ (от франц. – образ) – литературное течение русской поэзии второго - начало третьего десятилетия 20 века. Имажинизм в определенной степени близок футуризму. Имажинисты декларировали самоценность образа, не имеющего связи с реальностью. Утверждала примат самоцельного образа и формотворчества над смыслом, идеей; выражала преимущественно богемные настроения. К имажинизму принадлежали или примыкали И. Грузинов, В. Шершеневич, Р. Ивнев, А. Мариенгоф, С. Есенин, А. Кусиков.
Давайте, подчеркнем главные слова в статье литературоведческого словаря об имажинизме.
(Ученики подчеркивают слова в своем рабочем листе)
8. Сергею Есенину принадлежит несколько афоризмов. А что такое афоризм?
Афори?зм (греч. определение) — оригинальная законченная мысль, изречённая или записанная в лаконичной запоминающейся текстовой форме и впоследствии неоднократно воспроизводимая другими людьми. В афоризме достигается предельная концентрация непосредственного сообщения и того контекста, в котором мысль воспринимается окружающими слушателями или читателем.
У Сергея Есенина есть два самых известных его афоризма:
Чувство "я" - чувство эгоизма в хорошем и дурном смысле - есть одно из чувств, наиболее сильных в человеке.
Не люди нуждаются в правилах, а правила в людях.
Сергей Есенин
Как вы думаете, что могут сказать эти афоризмы о Сергее Есенине не как о поэте, а как о простом человеке?
7. Беседа с учащимися:
- Что еще в жизни и творчестве Есенина осталось неразгаданным? Если бы у вас была такая счастливая возможность задать вопрос лично Сергею Есенину, какие вопросы бы вы задали?
- Какие темы, идеи в творчестве Есенина показались самыми важными?
- Какие моменты на сегодняшнем уроке показались вам неожиданными? Что удивило?
Наш урок окончен и сейчас мы прослушаем две песни на стихи Сергея Есенина “Москва” и “Клен” в исполнении группы “Монгол Шудан” (прослушивание песен). Спасибо за урок!
Домашнее задание:
- Cоставить небольшую творческую работу (ученик свободен в выборе жанра): эссе, письмо, хокку, синквейн, доминанта, дневниковая запись и др.
- Ответить на вопросы, заданные на уроке и оставшиеся без ответа (Для этого подобрать дополнительно материалы о жизни и творчестве С.Есенина).
Источник информации.
- Сайт Википедия https://ru.wikipedia.org/
- С.Куняев “Сергей Есенин”
- http://esenin.ru/