Цели:
- учить учащихся видеть текст, при помощи ярких деталей совершенствовать умение обобщать прочитанное, делать вывод по прочитанному;
- развивать речь, кругозор учащихся, пополнять словарный запас, прививать интерес и любовь к литературе; воспитывать бережное отношение к природе, чувство любви к ближнему человеку и всему живому.
Оборудование: тексты произведения, рисунки учащихся, ягоды клюквы.
Ход урока
“Я ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же только о людях и думаю” (М. М. Пришвин)
Мы продолжаем наш разговор. На прошлом уроке мы говорили о семье Насти и Митраши. А сегодня будем говорить о главных эпизодах сказки-были. Это сцены, связанные с Блудовым болотом. Итак, войдем вместе с нашими героями в этот страшный мир Блудова болота.
Чьими глазами дается описание болота? Прочтите, пожалуйста, описание Блудова болота. Ребята, а каково ваше восприятие болота?
Болото — избыточно увлажненное место со стоячей водой, зыбкой поверхностью. Мертвое место.
А мертво ли болото у Пришвина? Как он показывает, что своей жизнью живет болото, но живет?
Прочтите отрывок. Подумайте, зачем писатель включил эту историю в свое повествование? Как её можно было озаглавить?
(Эту часть можно было назвать “Несчастная жизнь ели и сосны”. Автор преследовал несколько целей: во-первых, это тревожное предупреждение — на фоне стона и воя сосны и ели ссорятся Настя и Митраша, их ждет беда. Во-вторых, борьбе сосны и ели вторят волк и собака, один — извечный враг человека, другой — его надежный друг, в-третьих, с елью и сосной связана тема дружбы и соперничества: обреченные на случайное соседство, деревья мучаются два столетия, и в мире людей бывает так же. Желание доказать правоту, не считаясь с товарищем, может закончиться плохо.)
Послушайте еще один отрывок… Подумайте, что здесь описано? Какими приемами пользуется автор. (Эта часть описания Блудова болота перед Слепой еланью.)
Давайте назовем художественное средства, используемые автором.
Сравнение. Болотные елки сравнивает с колдуньями, сказочными старушками, могучие стволы соснового бора стали как зажженные свечи великого храма природы. Бег ручья с бормотаньем несущего свои воды по невидимым камушкам сравнивается с пением большого числа тетеревов.
Олицетворение. Деревья стонали и выли, боролись; старушки-елки “волновались”, одна из них тянет к тропе костяную руку; ветер поиграл с домиком, тетерев-косач приветствует солнце и т.д.
Эпитеты. “Великое” солнце “могучие” стволы соснового бора, “несчастная” жизнь, неизбывная злоба…
Антитеза. Собака выла от тоски по человеку, а волк выл от неизбывной злобы к нему, они впивались сухими сучьями в живые стволы, ель и сосна, деревья, растущие на болоте, деревья соснового бора.
Слова определения. Елки редкие, маленькие, корявые и заплесневелые.
Говорящие названия лесных мест. Блудово болото – место, где можно заблудиться. Лежачий камень – плоский. Звонкая борина — сосновый бор, в котором звонко поют птицы.
Художественные средства помогают оживить болото.
А каким увидели болото вы, ребята? (Работа с рисунками учащихся.) Легко ли было иллюстрировать “Кладовую солнца”? Почему она “просится” на рисунки? Отчего столько лиризма и живописности?
На болоте своя жизнь. Какая она? Кого встречают на болоте Митраша и Настя?
Какую роль играют в повести звери и птицы? Какие они? (Лесные жители относятся к человеку настороженно, даже враждебно: он охотник, ружье несет смерть. Поэтому сороки, ворон, гадюка, лисичка и особенно волк хотят ему зла. Другие — чибис, кулик, глухарь — жители лесного мира предостерегают Митрашу, тревожатся за него вместе с автором. У каждого зверька, птицы свои повадки, характер, облик, голос.
Как он их рисует? (Пришвин любовно рисует их, не идеализирует, не сближая со сказочным представлением о каждом из них. Иногда какое-нибудь животное напоминает героев, служит для разъяснения их состояния или черт характера.)
Давайте обратим внимание на двух живых существ на болоте: глухаря и гадюку.
Словарная работа.
Назовите, как иначе называют глухаря. (Глухарь, косач, токовик.) Найдите в тексте их описание. Кого напоминает глухарь? Почему? (Он похож на важничающего Митрашу.) А встреча с каким живым существом оказалась важной для Насти? (Змея-гадюка становится для Насти упреком, заставляет опомниться от порыва жадности, бездушия по отношению к брату.) А какое лесное чудовище описано Пришвиным? Как? Какую роль выполняет оно? (Описание лося-лесного великана.) Какими словами подчеркнута его величина? (“Громадина”, “большое тело”, “чудовище”. Сравнивается с самыми крупными домашними животными — быком и лошадью. Писатель восхищается его красотой.) В каких выражениях восхищается его красотой? (“Какие глаза”, “какие рога”.)
Это животное появляется в повествовании не случайно. (С его помощью осуждается жадность человеческая, превращающая человека в бездушное животное. Именно так воспринимает Настю лесной гигант.)
Где природа выступает союзницей детей? (Писатель, изображая внезапно изменившуюся картину утра (холодная синяя стрелка облака пересекла пополам выходящее солнце, ветер бушевал, стонали деревья), заставляет насторожиться, подготавливает к предстоящим осложнениям во взаимоотношениях героев.)
Ребята, я сейчас прочту описание ягод, а вы должны будете определить, о каких ягодах идет речь.
1) Ягода растет и её видишь: стебелечек тоненький тянет вверх, по стебельку как крылышки, в разные стороны зеленые маленькие листики, и у листиков сидят мелким горошком черные ягодки с синим пушком. (Черника.)
2) Кровяно-красная ягода, листики темно-зеленые, плотные, не желтеют даже под снегом. (Брусника.)
3) Красно-рубиновая ягода кисточкой, и каждый рубинчик в зеленой оправе. (Костяника.)
4) Ягода, растущая кустиком, она голубая, более крупная. (Голубика.)
5) Кислая и очень полезная для здоровья ягода. Растет в болотах летом, а собирают ее поздней осенью. (Клюква.)
Правильно вы назвали. Это очень ценное лекарственное растение. У вас на столах в вазочках стоит эта ягода. Попробуйте ее. Как вы думаете, в какое время года ее собирали? Правильно. Собирают ягоду осенью, после заморозков она имеет горьковатый вкус, а весной, после снега, она становится сладкой.
Название произведения многозначно. А вы можете сказать, почему оно так называется? (Блудово болото называет автор “кладовой солнца”, в котором скопились огромные запасы торфа — прекрасного горючего материала, образовавшегося за многие годы из остатков растений — детей солнца, сохранивших его тепло даже после смерти.)
Мы поговорили о Блудовом болоте, его обитателях, о своеобразной красоте его. А попытайтесь объяснить слова Пришвина — эпиграф нашего урока. (Это вся жизнь на Земле, мы неразрывно связаны с этим. Человек очень близок к природе, он отражается в ней, как в зеркале, со своими добрыми и злыми намерениями.)
Мы увидели мир Блудова болота глазами М.М. Пришвина. Это взгляд человека внимательного, любящего родную природу, тонко чувствующего, соблюдающего заповедь “Не навреди”.