Цели урока:
- показать, какую роль отводил Н.В.Гоголь искусству в жизни общества – вклад писателя в спор о предназначении искусства;
- выяснить, какова идейно-композиционная роль второй части повести «Портрет» и как автор решает проблему истинного искусства.
Задачи урока:
- Обучающая: совершенствование умений интерпретации литературного произведения и анализа художественной детали, навыков владения устной и письменной речью; раскрытие социального, нравственного, эстетического смысла повести.
- Развивающая: развитие познавательных интересов и литературно-творческих способностей, образного мышления и «чувства интеллекта».
- Воспитательная: воспитание средствами художественной литературы духовно-нравственной личности, способной к деятельности в современном мире по законам добра, совести и чести.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: портрет Н.В.Гоголя, проектор, Презентация 1, Презентация 2 (Тестирование по повести Н.В.Гоголя «Портрет»)
Кто заключил в себе талант, тот
чище всех должен быть душою..
Н.В.Гоголь
ХОД УРОКА
I. Вступительное слово учителя (Слайд №3)
– Как вы знаете, Николай Васильевич Гоголь свой
писательский долг видел в служении великому
искусству, в стремлении показать правду жизни. Он
хотел, чтобы читатель через его
творчество мог «постигнуть высокую тайну
созданья». О том, что Гоголя волновали вопросы
творчества и место художника в обществе, говорит
тот факт, что именно в 1835 году Гоголь собрал
статьи по искусству (“Живопись, скульптура и
музыка”, “Несколько слов о Пушкине”, “Об
архитектуре нынешнего времени”), лекции и статьи
по истории и размышления об исторических лицах и
напечатал их вместе с повестью “Портрет”.
(Сообщение цели урока) Сегодня на уроке мы
продолжаем разговор о проблеме истинного
искусства в повести Гоголя «Портрет», старясь
выяснить одновременно и идейно-композиционную
роль второй части произведения.
II. Работа с эпиграфом (Слайд №4)
– Как вы понимаете слова Н.В.Гоголя?
– Каким, судя по высказыванию автора, должен быть
настоящий художник?
III. Оценка повести критиком
Учитель. Так, критик В.Г.Белинский,
оценивая талант великого прозаика, говорил:
«Гоголь – поэт, поэт жизни действительной». А это
больше всего ценилось в русской литературе.
После выхода повести «Портрет» Гоголь
рассчитывает на понимание
читателей и критиков, но каково же было
разочарование писателя, когда В. Г. Белинский
неодобрительно отозвался о повести: (Слайд
№5) “Портрет есть неудачная попытка г.
Гоголя в фантастическом роде. Здесь его талант
падает, но он и в самом падении остаётся талантом.
Первой части этой повести невозможно читать без
увлечения; даже, в самом деле, есть что-то ужасное,
роковое, фантастическое в этом таинственном
портрете, есть какая-то непобедимая прелесть,
которая заставляет вас насильно смотреть на
него, хотя вам это и страшно. Прибавьте к этому
множество фантастических картин и очерков во
вкусе г. Гоголя; вспомните квартального
надзирателя, рассуждающего о живописи; потом эту
мать, которая привела к Черткову свою дочь, чтобы
снять с неё портрет, и которая бранит балы и
восхищается природою – и вы не откажете в
достоинстве этой повести. Но вторая её часть
решительно ничего не стоит; в ней не видно г.
Гоголя. Это явная приделка, в которой работал не
ум, а фантазия не принимала никакого участия”.
– Какое значение придаёт критик слову «приделка» в данном контексте?
IV. Сообщение подготовленного ученика о пребывании Гоголя в Италии и дальнейшей судьбе повести «Портрет» (Слайд №6)
Ученик. Уехав из России после
скандала, связанного с премьерой “Ревизора”
Гоголь находит пристанище в Италии. Он живёт в
Риме. Но ничто не радует сердце писателя: ни
тёплая погода, ни устроенный быт, ни местные
красоты... Гоголь думает о России. Здесь, в Риме, он
знакомится с художниками, в частности , с
художником Ивановым, который работает над
картиной “Явление Христа народу”.
Гоголь видит, как самоотверженно трудится
художник, делая множество этюдов с натуры,
бесконечно меняя позы героев своей картины, и
цвет, озаряющий их и природу. Ему не даёт покоя
критика В. Г. Белинского. И он решает переделать
повесть “Портрет”.
К 1841 году эта работа была закончена. Появились
существенные изменения: изменилась фамилия
главного героя (раньше она была Чертков, что
подчёркивало его связь с нечистой силой; Гоголь
исключил отдельные мистические сцены, появились
вполне реалистические персонажи: Никита,
профессор, хозяин дома, квартальный,
дамы-заказчицы. В первой редакции облик
ростовщика в финале повести исчезал с полотна, а
во второй редакции исчезает портрет, который
пошёл по свету сеять несчастья.
V. Чтение учителем 1 абзаца 2-й части повести до слов «Длинная зала…»
VII. Работа с текстом (Слайд №7)
– Почему Гоголь сравнивает аукцион с погребальной процессией? (Есть гиперссылка – словарная статья о слове «аукцион»)
VIII. Ученик (индивидуальное исследование) рассказывает об этимологическом родстве двух слов: «искусство» и «искушение» (Слайд №8)
Искусство родственно словам «искушать», «искушение». «Искусити» (старосл.) значило «подвергать испытанию». «Искушенный человек» – это тот, кто многоопытен, много испытал.
– Кто, по вашему, в повести выступает в роли «искусителя» и почему?
IX. Работа с текстом продолжается
– Почему ростовщики необходимы «осадку
человечества», поселившемуся в Коломне, и отчего
главным свойством ростовщика
оказывается бесчувствие?(Слайд№9) (Есть
гиперссылка – словарная статья о слове
«аукцион»)
– Какие детали в описании внешности ростовщика
настораживают читателя? (Слайд №10)
«Он ходил в широком азиатском наряде; тёмная
краска лица указывала на южное его
происхождение, но какой именно он был нации… об
этом никто не мог сказать.»
«..Глядит, глядит человеческими глазами!,
«..смуглое, тощее, запаленое лицо и какой-то
непостижимо-страшный цвет его, большие, необыкновенного
огня глаза, нависшие густые брови отличали его
от .. жителей столицы»
«.. Что-то демоническое в глазах..»
– Какая художественная деталь в описании
внешности повторяется? («Необыкновенного огня
глаза», «демоническое в глазах» – это глаза
сатаны, нечистой силы, носителя ЗЛА)
– Почему к ростовщику постоянно обращаются
люди за деньгами? (Слайд №11)
«Этот ростовщик отличался от других ростовщиков
уже тем, что мог снабдить какою угодно суммою
всех, начиная от нищей старухи до
расточительного придворного вельможи». «Он
давал деньги охотно…».
– Почему ростовщик давал деньги охотно и
богатым, и бедным? (Ради наживы)
– Олицетворением чего является сам ростовщик и
его портрет в повести? (Слайд №12)
– Какие перемены происходят в людях, которые
связывают себя с ростовщиком?
X. Сообщение микрогрупп (домашнее задание по теме «Какие искушения и испытания прошёл каждый из художников, выбирая свою дорогу к истинному искусству?») (Слайд №13)
- Художник Андрей Петрович Чартков (1 группа) (Цитаты в помощь отвечающим – гиперссылка: слайд № 19)
«..Прежним художникам уже чересчур много приписано», а «гений творит смело, быстро». «Уже стали ему надоедать одни и те же портреты и лица...».
«... кисть его хладела и тупела, и он ... заключился в однообразные, определенные, давно изношенные формы...».
«Им овладела ужасная зависть, зависть до бешенства… Купивши картину,.. разрывал её,.. топтал ногами, сопровождая смехом наслажденья.»
- Товарищ Черткова (2 группа) (Цитаты в помощь отвечающим – гиперссылка: слайд № 20)
С «ранних лет носил в себе страсть к искусству, с пламенной душой труженика погрузился в него всей душою, оторвался от друзей, от родных, от милых привычек ..», «..как отшельник, погрузился от в труд», «..оставил себе в учители одного божественного Рафаэля.»
«Чистое, непорочное, прекрасное как невеста стояло перед ним произведение художника. Скромно, божественно, невинно и просто как гений возносилось оно над всеми… Видно было, как все, извлеченное из внешнего мира, художник заключил сперва себе в душу и уже оттуда, из душевного родника устремил его одной согласной, торжественной песнью…»
- Художник, написавший портрет ростовщика (3 группа) (Цитаты в помощь отвечающим – гиперссылка: слайд № 21)
«Он удалился с благословенья настоятеля в пустынь.. Там долго, в продолжение нескольких лет, изнурял своё тело, подкрепляя его в то же время живительною силой молитвы».
«Святая высшая сила водила твоей кистью и благословенье небес почило на труде твоём» – так сказал настоятель художнику, сумевшему очистить свою душу от зла.
Учитель. Итак, Гоголь убеждён, что талант – это Божий дар и человек искусства ни в коем случае не должен прикасаться в своём творчестве к ЗЛУ, так как оно невольно начинает проникать в его душу, сознание, а потом творчество.
Сообщение 3 микрогруппы (домашнее задание по теме «Советы и наставления отца художника Б. своему сыну») (Слайд №14)
– Какие из советов отца сыну вы считаете самыми важными?Почему?
Учитель. В своих рассуждениях об истинном искусстве и чистоте души художника, рассказывая языком повести о борьбе добра и зла, Н.В.Гоголь традиционно опирается на библейские легенды.
– В чём связь советов отца художника Б. с Нагорной проповедью Христа? Докажите текстом. Один из примеров: (Слайд №15)
В тексте:
«Человеку, который вышел из дому в светлой праздничной одежде, стоит только быть обрызнуту одним пятном грязи из-под колёс, и уже весь народ обступил его, и указывает на него пальцем, и толкует об его неряшестве, тогда как тот же народ не замечает множества пятен на других проходящих, одетых в будничные одежды. Ибо на будничных одеждах не замечаются пятна».
В Библии:
«И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоём глазе не чувствуешь?... Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего пред свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись не растерзали вас.» (Библия от Матфея: 7:1-14)
Вывод.
– Какова роль в обществе личности, наделённой
«драгоценным даром Бога»? (Слайд №16)
– Как вы понимаете высказывания классиков об
этом?
XI. Задание на дом: (задание учащийся выбирает по желанию)
- Напишите сочинение на тему «Опровергает или подтверждает вторая часть «Портрета» мысль о всевластии зла?
- Или создайте синквейны, рассказывающие о художниках (Чартков, его товарищ, отец художника Б.)
XII. Рефлексия. (тестирование – Презентация 2, Приложение 1)
Использованная литература:
- Литература. 8 класс: Поурочные планы (по программе А.Г.Кутузова) / Сост. Л.М.Серёгина – Волгоград: Учитель, 2003.
- Б.Арапович и В.Маттелмяки. Детская Библия. Библейские рассказы в картинках. Издатель: Российское Библейское общество, Москва, 1994
- http://www.eelmaa.narod.ru/urlit/materials/g1.html – Маранцман В.Г. Материала для изучения повести Н.В.Гоголя Портрет