Содержание
- Введение
- Муса Джалиль – поэт-герой
- Детство поэта
- Школьные годы в Оренбурге
- Первые стихи
- Комсомольская юность
- Годы учебы
- Война. В плену
- “Песни всегда посвящал я Отчизне”. Стихи из сборника “Моабитские тетради”
- Заключение. “…Жить так, чтобы и после смерти не умирать…”
- Использованная литература
Программой по литературе для национальных школ под редакцией К.М.Нартова в V классе предусматривается ознакомление с жизнью и творчеством славного сына татарского народа Мусы Джалиля, чтение и анализ стихотворения “Мои песни”. Предлагаю вашему вниманию описание урока литературы, проведенного в V классе по творчеству Мусы Джалиля.
Тема урока: Муса Джалиль – поэт-герой.
Цели урока:
- Ознакомить с биографией татарского поэта Мусы Джалиля.
- Учить анализировать стихотворение “Мои песни”.
- Учить находить в тексте языковые средства.
- Обогащать словарный запас учащихся.
- Воспитывать чувство гордости, уважения к старшему поколению, чья юность совпала с суровыми годами войны.
Оборудование: Фотостенд, рассказывающий о детстве и юности поэта; сборники стихов Джалиля в переводах.
Урок начинается со вступительного слова учителя:
– Сегодня у нас урок литературы по теме “Муса Джалиль – поэт-герой”. Вы ознакомитесь с жизнью известного татарского поэта Мусы Джалиля, узнаете о его детстве, школьных годах и боевой комсомольской юности, прочитаете и послушаете стихи, которые он написал, находясь в застенках фашистского концлагеря.
Вьюжной февральской ночью1906 года в семье мелкого торговца Мустафы Залилова родился сын. В честь новорожденного ребенка устроили праздник, пригласили многочисленную родню. Гости, скрестив ноги, сидели на полу. Они принесли с собой подарки: кто черную бархатную тюбетейку, кто яркую ситцевую рубашонку, кто мотки пряжи, а родители матери Рахимы-апы принесли по обычаю тугой тяжелый сверток отбеленного холста – чтобы жизненный путь новорожденного был долгим и светлым. Наконец, пришел мулла. Все встали. Муллу встретили у порога, помогли снять тяжелую шубу.
Мулла поднес ладони к лицу, и нараспев, полуприкрыв глаза, начал читать молитву. Все притихли. Когда мулла закончил молитву, ему подали туго спеленатого ребенка. Мулла поднял его на вытянутых руках и произнес: “На челе младенца вижу печать мудрости. А потому нарекаю его именем Муса. А имя сие идет от пророка Моисея, мудрейшего из мудрых”.
Далее учащиеся, получившие опережающее задание, выходят к доске и, опираясь на материалы фотостенда, продолжают рассказ учителя.
I ученик:
– В бескрайних оренбургских степях затерялась небольшая деревушка Мустафино. Это родина Мусы. Здесь прошло его детство. Детство всех деревенских ребятишек было одинаковым. Зимой катались на салазках с ледяных горок. Когда наступали теплые солнечные дни, ребята играли в бабки, ходили в поход, разжигали костры и пекли картошки. Играли в салки, в прятки, лазили по деревьям. Больше всего Муса любил рыбачить. Река Неть – это любимое место для прогулок. Муса, как и все ребята, собирал весной дикий лук и чеснок, лакомился спелой вишней, пас за речкой телят и гусей, ездил с родителями на сенокос.
II ученик:
– Я расскажу вам о родителях Мусы Джалиля. Отец Мусы Мустафа Залилов был человеком добрым, мягким. По рассказам односельчан, он был невысокого роста, рыжеватый, несколько суетливый. Его все уважали как человека незлобивого, сметливого и по-крестьянски мудрого.
На этой фотографии – мать Мусы Джалиля. Рахима была требовательной к детям, не баловала и не потакала их слабостям. То и дело мать повторяла: “Настоящий человек лишь тот, кто в первую очередь думает о других, а не о себе”. Она была по-своему одаренной, талантливой, хотя всю жизнь оставалась неграмотной. В девичестве она была первой певуньей на селе, знала много народных песен. В самые трудные дни в Оренбурге, когда в доме не было ни куска хлеба, ни капли керосина, она собирала вокруг себя детей и пела им старинные татарские песни. Дети, слушая песни матери, хоть на какое-то время забывали о страшном чувстве голода.
III ученик:
– В раннем детстве маленького Мусы было много эпизодов, которые запомнились на всю жизнь. Однажды Муса принес из рощи птичьи яйца. Когда бабушка увидела яйца, сразу нахмурилась, но ругать его не стала, а рассказала ему легенду про Сака и Сока: “Жили-были два мальчика – Сак и Сок. Когда они играли вместе, всегда дрались. Редкий день обходился без драки. Вот однажды мать вернулась домой и видит: сыновья опять подрались, все в доме перевернули вверх дном. Тогда она в сердцах воскликнула: “Чтоб вам стать птицами небесными, чтоб никогда вам не видеть друг друга”. И в тот же миг мальчики превратились в птиц и, махая крыльями, полетели в небо. Летят они над лесами, над полями, ищут друг друга, но не могут найти”. Потом бабушка спросила: “А вдруг ты принес яйца из гнезд Сака и Сока? Если они узнают об этом, они будут проклинать вас вовеки”.
Муса, услышав легенду, побежал в рощу и положил яйца обратно в гнездо. Другим мальчишкам советовал следовать его примеру. Позже он никогда не позволял трогать птичьи гнезда.
IV ученик:
– Наступил незабываемый день, когда маленький Муса впервые переступил порог школы. На фотографии – школа, где учился Муса. Учился он легко и с большим желанием. Почти все буквы алфавита были знакомы Мусе (их показал ему брат Ибрагим). Пока его одноклассники с трудом усваивали буквы, Муса уже свободно читал и писал. Он был очень любознательным. Учитель разрешал ученикам задавать любые вопросы. Муса, пользуясь этим, так и сыпал вопросами: Почему небо синее, а трава зеленая? Почему у лошади четыре ноги, а у человека только две? Откуда берется гром?
Так Муса за один год усвоил программу всех четырех классов.
V ученик:
– В 1913 году семья Залиловых переехала в Оренбург. Это были годы жестокой нужды и скитания по постоялым дворам.
Медресе – духовное учебное заведение, где учился Муса в Оренбурге. В школе была библиотека. Здесь Муса впервые прочитал сказки Пушкина.
Чтение было самым сильным и постоянным увлечением Мусы. Он так увлекся чтением, что решил завести собственную библиотеку. Денег на покупку книг не хватало. Поэтому он решил сделать их сам. Он сшил из тетрадных листов маленькие книжечки. В одну книжечку он записал легенду, услышанную от бабушки. В другую записал сказку, которую сочинил сам. В третью и четвертую книжечки – частушки и народные песни.
Муса гордился библиотекой, показывал ее приятелям, давал им почитать свои книжечки, собирался дальше писать. Но однажды, когда Мусы не было дома, младшая сестра Хадича раскапризничалась. А матери было некогда. Чтобы как-то успокоить ее, мать дала ей яркие книжечки Мусы. Когда Муса вернулся домой, от книжек остались одни клочки…
VI ученик
– Стихи Муса начал писать с девяти лет. Он писал и на уроках, и дома вечерами до поздней ночи. Иногда мать вставала и , отругав сына, гасила лампу. Она жалела керосин, жалела бумагу, но больше всего жалела его самого, боялась, что он испортит глаза. Но на следующий день все повторялось сначала.
Первые стихи Мусы Джалиля были напечатаны в 1919 году в татарской газете “Кызыл юлдуз” (“Красная звезда”).
VII ученик:
– 17 февраля 1920 года Муса вступил в комсомол. Сельским комсомольцам приходилось нести караульную службу, бороться со спекулянтами, порою задерживать вооруженных бандитов. Любое комсомольское поручение Муса выполнял охотно, с большой ответственностью. На фотографиях вы видите Мусу с комсомольскими работниками Орска и Оренбурга.
В 1927 году Муса Джалиль поступил в МГУ. После окончания литературного факультета он работал ответственным редактором детских журналов.
VIII ученик:
– Наступил 1941 год. Когда немецко-фашистские захватчики зверски напали на нашу страну, Муса Джалиль ушел на фронт защищать родную землю от врагов.
Поэт сражался на передней линии огня. Оружием его были и солдатская винтовка, и писательское перо. Поэт твердо верил в победу над врагом, призывал сражаться за Отчизну не жалея жизни. Об этом он писал во фронтовых стихах.
Но не увидел Муса Джалиль светлый день нашей победы, не увидел и победное знамя, водруженное на берлинском рейхстаге. Летом 1942 года на Волховском фронте Муса был тяжело ранен. Все дороги были отрезаны. Поэт думает, что страшнее смерти – плен. Ему хочется быть скорпионом, который в последнюю минуту убивает себя сам жалом, хочется быть орлом и разбиться о скалу. Но не исполняется и эта последняя надежда спасения: друг-пистолет отказался от последнего слова. Раненого, измученного Мусу Джалиля привезли со скованными руками в Берлин и бросили в Моабитскую тюрьму.
IX ученик:
– За участие в тайной политической организации среди пленных Мусу Джалиля фашисты жестоко пытали, грозили смертью, но не могли остановить голоса поэта. Он продолжал писать стихи.
Это “Моабитские тетради” Джалиля – последние стихи поэта. Из обрывков бумаги он сшил два блокнота. Чтобы скрыть от врага, он назвал “Турецко-немецким словарем” и хранил в складках своей убогой тюремной одежды.
Перед казнью Муса передал блокноты бельгийскому партизану Андре Тиммермансу. Он был заключен в тюрьме вместе с Мусой Джалилем. По окончании войны, вернувшись на Родину, Андре Тиммерманс передал блокноты со стихами Джалиля в советское консульство в Брюсселе.
Рассказ о последних мгновениях жизни поэта продолжает учитель:
– С глубоким волнением читаем предсмертные строки Мусы Джалиля: “…Это написал известный татарскому народу поэт Муса Джалиль. Испытав все ужасы фашистского концлагеря, не покорившись страху сорока смертей, был привезен в Берлин. Его присудят к смертной казни. Он умрет… Но у него останется 115 стихов, написанных в заточении. Он беспокоится за них. Если эта тетрадь попадет в твои руки… сбереги ее и после войны сообщи в Казань… Это – мое завещание. Муса Джалиль.
1943 г. Декабрь.”
Такое завещание оставил поэт перед смертью. Не все стихи Мусы Джалиля вернулись на Родину и дошли до нас. В условиях фашистской тюрьмы не все свои песни мог он записать. Они погибли вместе с поэтом. Но немало их осталось и в памяти друзей поэта.стихи Мусы ходили среди пленников: узники лагеря их заучивали, знали на память.
После ознакомления с героической биографией поэта учащимся предлагается чтение стихотворения “Мои песни”, написанного в 1943 году. Одна из “Моабитских тетрадей” начинается этим стихом. Несомненно, поэт придавал этому произведению большое значение. Оно и в самом деле звучит как завещание, как песня победы. В нем поэт пишет о том, как он понимает истинную поэзию, для чего она существует, какое место занимает песня в жизни самого Мусы Джалиля.
Проводится словарная работа, объяснение
незнакомых слов.:
Следующая часть урока посвящается беседе над прочитанным по вопросам:
Что почувствовали вы, читая это стихотворение?
Учащиеся высказывают свои чувства, впечатления (чувство волнения, гордости за поэта, восхищения его мужеством и стойкостью и т.д.).
Чем песня поэта похожа на его жизнь?
Дети подчеркивают, что в песнях отразилась вся жизнь поэта, его ненависть к врагу, любовь к другу, его верность Родине, правдивость и искренность.
Почему поэт обращается к своим песням с такой теплотой и любовью? Почему он видит в песнях дорогу к бессмертию?
Учащиеся отвечают, что в песнях он выразил чувства, связанные с Родиной, что стихи помогали ему жить, поддерживали в минуты радости и печали, поэтому он с такой теплотой и любовью обращается к ним. Бессмертие свое поэт видит в них:
Если умрете – умру в забвенье,
Будете жить – с вами жизнь обрету.
Как в песнях поэта выражено его отношение к друзьям и врагам?
Учащиеся находят в тексте строки, в которых проявилось его отношение к друзьям и врагам. Песни поэта поддерживали друзей, помогали в трудную минуту и в то же время побеждали врагов:
Друга лелеяла песня простая,
Песня врага побеждала не раз.
Найдите в стихотворении места, где особенно ярко выразилось страстное желание поэта служить своей песней Родине, народу.
Дети находят и читают строки, полные любви к Родине, к народу:
Песни всегда посвящал я Отчизне,
Ныне Отчизне я жизнь отдаю.
Какие чувства и стремления советских людей выразил Муса Джалиль в этом стихотворении?
Учащиеся отмечают, что заключительные строки песни звучат как призыв к борьбе с врагом. Поэт сумел передать чувства и стремления советских людей – любовь к Родине, готовность отдать за нее жизнь, ненависть к врагу, чувства дружбы и братства.
В ходе беседы учитель обращает внимание школьников на изобразительно-выразительные средства, раскрывающие идейное содержание стихотворения. С помощью учителя учащиеся находят в стихотворении интересные смелые сравнения (жизнь свою поэт сравнивает со звонкой песней, смерть – с песней борьбы), выразительные эпитеты (жаркие чувства, твердая клятва). Они хорошо передают мысли и чувства поэта. Он отвергает “низкие радости, мелкое счастье”.
После беседы учитель привлекает и другие стихи поэта: “Палачу”, “О героизме”, “Варварство” и т.д.
Заключительный этап урока.
– Вот мы сегодня поговорили с вами о короткой, но яркой жизни татарского поэта Мусы Джалиля, читали и слушали его бессмертные стихи.
Стихи поэта, написанные в плену, проникнуты пламенной любовью к Родине, ненавистью к врагу, верой в победу. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 февраля 1956 года Мусе Джалилю за исключительную стойкость и мужество, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. В Казани Мусе Джалилю поставлен памятник. Вот что говорит сестра поэта Х.Джалилова об этом памятнике: “…стоит Муса, подняв голову, гордый, величественный в своей непокорности, всем своим существом стремящийся к свободе. Горящие глаза его устремлены вдаль…”.
В одном из стихотворений он писал: “Цель-то жизни в этом и заключается: жить так, чтобы и после смерти не умирать…”. Действительно, даже после смерти поэт продолжает жить, жить в своих бессмертных стихах. Он будет жить в памяти народа, пока будут живы его стихи.
Домашнее задание:
Выучить наизусть стихотворение “Мои песни”. Выяснить, какие из стихов М.Джалиля переведены на родной язык, разыскать стихи поэтов родной литературы о произведениях советских людей в Великой Отечественной войне.
Использованная литература
- Ефремова Е.В., Рыжеволова А.В., Саяхова Л.Г. Методическое руководство к учебной хрестоматии. Русская литература для VII класса национальных школ. РСФСР, “Просвещение”, 1989 г.
- Народное образование Якутии. № 1 2003 г.
- Учебная хрестоматия для V класса национальных школ (Автор-составитель Русина Н.С., Владимиров Е.В., Нартов К.М. и др.). Под редакцией Нартова К.М. Издательство “Просвещение”, 1993 г.
- Мустафин. Клубок разматывается… “Юность” № 2 1972 г.