Цель: Развитие умения анализировать качества личности.
Задачи:
- Воспитывать негативное отношение к жестокости, неуважению к окружающим людям, эгоизму.
- Применение изученного в новой ситуации. Помочь учащимся определить приемы и средства создания комического эффекта.
- Способствовать развитию умения работать с текстом, развитию устной речи.
Оборудование: Портрет, иллюстрация к произведению, опорные тексты.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Здравствуйте, садитесь. Я рада Вас видеть. Давайте начнем урок.
2. Вступительное слово учителя.
(Постановка проблемы.)
Ребята, вы прочитали рассказ О.Генри (портрет писателя на доске) «Вождь краснокожих» (иллюстрация из рассказа на доске).
Он вам понравился?
Чем он понравился? (смешной, интересно читать). Да, он забавный, смешной.
Как вы думаете, ребята, смех – дело серьезное? (фраза «Смех – дело серьезное?» выносится на доску).
( Если ответ «нет», то фраза учителя:) Давайте, обозначим эту проблему и в течение урока постараемся ее решить.
(Если ответ «да», то фраза учителя:) Давайте, докажем, что это действительно так.
(Мотивация к изучению данной темы.)
Когда похищают ребенка – это страшное дело, а в рассказе – нет. Почему не страшно? (смешные ситуации, необычный мальчик).
А что же здесь серьезно?
О чем заставляется задуматься нас писатель?
Для чего он написал рассказ?
Какая у него была цель? Чтобы только посмешить нас? (нет, чтобы задуматься о своих поступках, характере).
А через поведение, поступки можно увидеть качества личности ребенка? (да).
О.Генри, используя юмор, показывает нам качества личности ребенка, поэтому сегодня на уроке мы будем говорить о них через призму юмора.
А вот какие качества, какими они должны быть – мы выясним в ходе урока.
3. Анализ произведения через беседу с учащимися, чтение и анализ отрывков текста, использование приемов и средств создания комического эффекта, определение качеств личности героя.
Давайте обратимся к рассказу.
Что делает мальчик? (развлекается).
Как он относится к двум злодеям? (издевается, царапает).
Приведите примеры из текста. (чтение отрывков из текста)
Злодеи должны быть злыми, а похищенный мальчик – испуганным, ему должно быть страшно, но этого нет.
Вся ситуация не соответствует действительности.
Назовите прием, благодаря которому, строится такая ситуация (несоответствие)
( табличка с названием приема крепится на доску под общим заголовком «Приемы и средства»).
Ребята, как вы считаете, какие отношения должны быть между родителями и детьми? (уважение, любовь, забота, сочувствие).
А как в рассказе папа относится к сыну? (не спешит возвращать домой).
Подтвердите это словами из текста . (читают письмо).
А мальчик хочет домой, к родителям? (нет, ему весело, думает только о себе).
Правда, какая неожиданная ситуация – папа и мальчик – родные люди, а не стремятся быть вместе. Такие необычные отношения писатель показал через такой литературный прием как «неожиданность». (табличка с названием приема крепится на доску).
А как выглядит наш главный герой? Найдите в тексте. (чтение текста).
Что же необычного в его портрете вы увидели? (выпуклые веснушки, необычный цвет волос).
А как он дрался с двумя злодеями? (как «бурый медведь среднего возраста»).
Два злодея с кем сравнивают мальчика? (с ягненочком).
А почему с ягненочком? (дети в таком возрасте внимательные, ласковые, а в рассказе – нет).
Автор использует такое средство как «неожиданное сравнение». (табличка с названием приема крепится на доску).
4. Обобщение через противопоставление от отрицательных качеств личности к положительным.
Для чего автор использует эти приемы? (чтобы используя смех сказать нам о серьезном).
Помогают они увидеть отрицательные качества личности? Какие? (жестокость, неуважение к людям, эгоизм) (таблички с названиями отрицательных качеств личности крепятся на доску под общим заголовком «Отрицательные качества личности»).
А людям, которые окружают его, приятно с ним общаться, жить рядом? (очень плохо).
Каким он должен стать, чтобы его уважали, любили, ценили? (милосердным, внимательным, чутким к окружающим, уважать других людей) (таблички с названиями положительных качеств личности крепятся на доску под общим названием «Положительные качества личности» как противопоставление отрицательным качествам личности).
5. Итог урока – решена ли поставленная в начале урока проблема?
Вот о чем думал писатель, когда создавал рассказ. Показав отрицательные качества личности через призму юмора, он хотел нам рассказать о положительных качествах личности, к которым должен стремиться человек.
Итак, ребята, смех – дело серьезное? (табличка с текстом «Смех – дело серьезное!» крепится на доску).
6. Подведение итогов урока, оценивание работы учащихся.