Цели:
- В ходе анализа произведения выявить особенности конфликта трагедии; составить сравнительную характеристику главных героев; подвести к выводу, что моральная победа в поединке силы физической и силы духовной за Прометеем.
- Повторить особенности жанра, элементы строения трагедии.
- Развивать устную речь ребят, навыки сравнивания героев по определённому признаку, умение доказывать свою точку зрения, опираясь на текст.
- Воспитывать чувство понимания, что в поединке силы духовной и физической моральная победа всегда за духовной.
Оборудование урока: слайды с изображением Прометея, Зевса, Океана, Гефеста и Гермеса.
Предварительное домашнее задание:
- Прочитать трагедию Эсхила "Прометей Прикованный".
- Поработав со словарём, найти и записать в тетрадь информацию о персонажах трагедии: Зевсе, Гефесте, Прометее, Океане, Океанидах, Гермесе (индивидуальные задания).
- Повторить элементы строения древнегреческой трагедии, вспомнить особенности жанра.
- Найти и подчеркнуть в тексте предложения, иллюстрирующие отношение к Прометею и Зевсу всех героев трагедии.
Ход урока
1. Вступительное слово учителя.
- Ребята, на прошлом уроке мы познакомились с древнегреческим театром, рассмотрели жанровые и композиционные особенности античной трагедии. Дома вы прочитали одно из самых великих творений поэта Древней Греции Эсхила трагедию "Прометей Прикованный"
2. Беседа на выявление восприятия произведения.
- Понравилась ли вам трагедия Эсхила?
- Какие сцены вас взволновали? Почему?
- Каким вы представляйте себе Прометея в начале и в конце трагедии?
- Образ Прометея вдохновил не одного гения. О нём создавали свои произведения Гёте, Шелли, Байрон, Мустай Карим, композиторы Вагнер, Лист, Скрябин.
- Посмотрите на картину Пьеро ди Козимо "Легенда о Прометее". Художник даёт трактовку образа Прометея, характерную для эпохи Возрождения: атлетическое тело Прометея сопротивляется нависшему над ним громадному орлу.
- Обратимся к другому видению образа Прометея.
Русский скульптор 18 века Ф. Г. Гордеев полон сочувствия к Прометею, обессиленному страданием: жестокий хищник рвёт нежное, уже лишённое воли тело.
- Какой из этих образов вам более близок? (Дети высказывают своё мнение)
- В чём, по-вашему, заключается конфликт трагедии? (В противостоянии, поединке Зевса и Прометея)
3. Объявление темы и целей урока.
- Поэтому тема нашего урока звучит так: Поединок силы физической и силы духовной в трагедии Эсхила "Прометей Прикованный".
- На чьей стороне правда: всемогущего повелителя Олимпа Зевса или восставшего против него титана Прометея? (создание проблемной ситуации)
- Сегодня на уроке в ходе анализа произведения мы постараемся выяснить, кто же выигрывает этот поединок: Зевс или Прометей?
- А сейчас, пока мы ещё не начали анализировать произведение, немного подумайте и ответьте на вопрос: символом чего для вас является Прометей? (Ответы ребят записываются на доске)
- В конце урока мы ещё вернёмся к этому вопросу и обсудим, изменилось ли ваше понимание образа главного героя.
Опрос учащихся по заданному на дом материалу (В ходе опроса проводится словарная работа с терминами)
- Сегодня нам предстоит в ходе анализа драматического произведения решить важный проблемный вопрос. Как вы думаете, на что нам нужно обратить внимание, что повторить, чтобы раскрыть идею автора и разрешить сложившуюся проблемную ситуацию? (Дети высказывают свои мнения, учитель выслушивает мнения, помогает и направляет) Так как форма и содержание произведения неразрывно связаны между собой, ученики должны поставить перед собой следующие учебные задачи: а) вспомнить, что такое трагедия; б) повторить элементы строения трагедии.
- Что такое трагедия?
Трагедия - это драматическое произведение, в котором характер героя раскрывается в борьбе, обрекающей его на гибель.
- А повторять элементы строения трагедии мы будем следующим образом. На доске прикреплены карточки с составляющими трагедии. Распределите их по порядку следования. (Один ребёнок работает у доски, остальные в тетради.)
- Давайте проверим, насколько правильно вы справились с заданием. (Дети проверяют правильность выполнения задания учеником у доски. Учитель контролирует процесс проверки. В результате проверки термины на доске располагаются следующим образом:)
- Пролог
- Парод
- Стасимы
- Строфа
- Антистрофа
- Эписодии
- Френ
- Эксод
- Какие из этих терминов являются антонимами? Поясните свой ответ.
Парод - эксод. Парод - вступительная песнь хора. Эксод - заключительная песня.
Строфа - антистрофа. Строфа - песня хора во время движения справа налево. Антистрофа - песня хора, сопровождающаяся движением слева направо.
- Какое значение имеют слова эписодии и стасимы?
Эписодий - сольная партия актёра. Стасимы - песни хора, исполняемые стоя.
- Какие элементы строения трагедии не встретились вам в произведении Эсхила? (Френ - поочерёдное исполнение песен солистом и хором)
- Значение какого элемента строения, встретившегося вам в трагедии, мы не рассматривали? (Эпод)
- Давайте запишем в тетрадь определение этого слова.
Эпод - хоровая партия, отличная по структуре от строфы и антистрофы.
Анализ произведения (изучение нового материала).
- Ребята, для того, чтобы выяснить, чья оценка образа Прометея была более верной, мы должны с вами, рассмотрев систему персонажей, выявить основные мотивы поступков героев.
Так как это задание требует обмена мнениями, предлагаю поработать в группах.
Класс делится на 3 группы. Каждая группа получает лист с заданием подобрать цитаты из текста к данным утверждениям и (также в задании присутствуют вопросы на анализ мотивов поступков героев) составить план своего выступления, по которому и охарактеризовать героя. (группы работают в течение 10 минут, после чего учитель предоставляет выступление участникам групп на определённом этапе изучения произведения.
Задания первой группе. Характеристика Прометея.
- Что мы узнаём о Прометее из пролога трагедии?
- Каким даром обладает Прометей?
- Почему он отнял этот дар у людей? Как вы считаете, прав ли он?
- Чему научил Прометей людей?
- Знал ли Прометей о предстоящем наказании?
- Докажите текстом, что Прометей сознательно "согрешил" против Зевса.
- За что Прометей ненавидит Зевса?
Какая болезнь, по мнению Прометея, свойственна тиранам?
Задание группе № 2. Охарактеризуйте отношение к Прометею Гефеста, Океана и Океанид.
- Докажите текстом, что Гефест сочувствует Прометею. В каких репликах это выражается?
- Почему Гефест, так жалеющий Прометея, всё-таки приковывает его к скале?
- Как Океаниды относятся к Прометею? Докажите свой ответ текстом.
- Почему вы отнесли Океана к сочувствующим? Подтвердите свой ответ текстом.
- С каким советом является Океан к Прометею?
Задание для группы № 3. Характеристика Зевса и Гермеса.
- Каким предстаёт Зевс в произведении? Подтвердите текстом свои высказывания.
- Кто же стоит на стороне Зевса и осуждает Прометея?
- С какой целью появляется на сцене Гермес? Чем грозит Гермес Прометею?
- Как бы вы охарактеризовали Гермеса?
Система персонажей
- Итак, рассмотрим афишу.
- Кто является главным героем трагедии?
(Прометей, его имя вынесено в название произведения)
- Кто такой Прометей?
Прометей - один из титанов.
Что мы узнаём о Прометее из мифов?
Сообщение ученика о Прометее. Проверка индивидуального домашнего задания №1
- Каким предстаёт пред нами Прометей на протяжении всей трагедии? Выступление первой группы.
В ходе анализа образа Прометея первой группой выясняется, что титан Прометей похитил огонь, научил людей пользоваться им и теперь несёт наказание за свой поступок. Он обладает даром предвидения, но отнимает этот дар у людей, так как считает, что трезвое приятие судьбы непосильно для людей. Учащиеся рассуждают, был ли прав Прометей, отняв дар предвидения у людей. Здесь в дискуссию могут включаться представители других групп. Учащиеся перечисляют заслуги Прометея перед людьми: научил ремёслам, искусству врачеванья и т.д.
Выясняется, что Прометей ненавидит Зевса за жестокость и несправедливость; считает, что "всем тиранам свойственна болезнь преступной недоверчивости к другу". Дети выясняют, что Прометей, зная о предстоящем наказании, сознательно согрешил против Зевса. Снова создаётся проблемная ситуация, мотивирующая детей на дальнейшее изучение произведения.
- На сколько лагерей и по какому признаку можно разделить персонажей трагедии? (По их отношению к Прометею. Некоторые герои сочувствуют Прометею, некоторые осуждают)
Кого бы вы отнесли к сочувствующим? (Гефеста)
По мере называния детьми героев сочувствующих и осуждающих на доске оформляется таблица.
Сочувствующие: Осуждающие: Гефест Зевс Океаниды Власть и Сила Океан Гермес Ио
- Кто такой Гефест?
Гефест - бог кузнечного дела, покровитель всех ремесленников и огня. Посмотрите на экран. Атрибутами его являются клещи, кузнечные меха и пилос (шапочка мастерового) Ученик, готовивший индивидуальное домашнее задание №2 дополняет рассказ учителя сообщением о Гефесте.
- Я думаю, что вторая группа поможет нам понять, почему сочувствующий Прометею Гефест всё-таки приковывает его к скале. Выступление 2 группы.
Ученики доказывают с опорой на текст, что Гефест жалеет Прометея, но бессилен что-либо сделать.
- Кого ещё можно отнести к лагерю сочувствующих?
Океаниды - дочери бога моря Океана. Океан - бог внешнего моря. Слайд3. Проверка индивидуального задания. Сообщение об Океане и Океанидах.
Вторая группа продолжает свою работу, доказывая, что Океаниды со своим отцом Океаном неравнодушны к судьбе Прометея.
- Ещё один персонаж, введённый автором - Ио (дочь морского бога Инаха.
- С какой целью ввёл автор этот персонаж? (Показать, что она тоже страдает по воле Зевса, но в отличие от сохраняющего достоинство Прометея Ио мечется, молит богов о смерти)
- Какую правду о будущем Зевса откроет Прометей Ио? (что среди потомков Ио будет человек, который положит конец правлению Зевса)
Формулирование проблемного вопроса, не раскрывающего ситуацию, а "подстёгивающего" детей к дальнейшему поиску ответа.
Почему же все сочувствующие персонажи трагедии не видят смысла в сопротивлении Прометея?
Во главе второго лагеря мы поставим персонаж, которого нет в афише, но который является главной силой, противодействующей герою.
- Кто это?
Зевс. Слайд 4.
Зевс - бог грома, верховный бог Олимпа. Именно он приказал Гефесту приковать Прометея к скале.
- Что вы знаете о Зевсе? Проверка индивидуального задания №3. Сообщение ученика о Зевсе.
- Каким же предстаёт Зевс в произведении? Выступление группы № 3.
- Можно ли сказать, что Зевс - воплощение физической силы в трагедии? (Да)
Продолжая своё выступление, ученики 3 группы называют среди осуждающих двух прислужниц Зевса: Власть и Силу. (Они называют Прометея злодеем, человеколюбцем, совершившим грех, ненавистным богам, Зевсовым врагом)
- Ещё одним посланником Зевса является Гермес.
Гермес - бог торговли, красноречия, посланник Зевса. Слайд 5.
- Обратите внимание на его атрибуты: крылатые сандалии, шлем-невидимку с крылышками и кадуцей (посох в виде двух переплетённых змей).
Говоря о Гермесе, дети отмечают наглое развязное поведение вестника богов, его раболепствие перед Зевсом. Но никакие угрозы и увещевания не смогли сломить Прометея, оставшегося верным себе.
- Какого участника трагедии мы ещё не называли? (Хор)
Да, на прошлом уроке мы говорили, что неотъемлемой частью трагедии был хор, который символизировал живое участие народа в драматических действиях и создавал эмоциональную атмосферу, выражая отношение к героям.
- Как относится хор к судьбе Прометея? Сочувствует или осуждает? (создание проблемной ситуации) Докажите текстом.
- Почему хор советует Прометею, "упорство бросив, искать благоразумья мудрого, покаяться пред Зевсом?" (Потому что Зевс - верховный бог, никто не вправе не подчиняться его власти, борьба с ним окончится только страданиями для непокорного)
Трагическая вина Прометея, по мнению всех персонажей, - в дерзости, вызове богам.
4. Этап обобщения.
- На прошлом уроке мы говорили, что герой древнегреческой трагедии должен обладать волевым характером и сильными страстями. Соответствует ли Прометей этому образу?
(Да, соответствует: он любит людей, сочувствует им, восстаёт против богов, не думая о себе и зная, что понесёт мучительное наказание, великодушен, благороден)
- А сейчас, объединившись в пары, попробуйте обобщить все сведения о героях, полученные на уроке. Результатом такой работы должен быть синквейн. 1 ряд составляет синквейн о Прометее, 2 - о Зевсе, а 3 - о хоре. Выполнение задания.
Представление парами синквейнов, обсуждение работ.
6. Итог урока.
- Ребята, если Зевс - воплощение физической силы в трагедии, то какой силой обладает Прометей? Прометей - воплощение силы духовной.
- Как вы думаете, на чьей стороне правда? Кто побеждает в этом поединке? Как вы разрешили для себя эту ситуацию?
Вывод: моральная победа за Прометеем, силу его уверенности в своей правоте не сломила грубая физическая сила Зевса.
- Вспомните, что символизировал для вас Прометей в начале урока. Изменилось ли ваше первоначальное восприятие образа главного героя?
Образ Прометея является символом человеческого достоинства и величия, а возникшее на основе этого мифа выражение "прометеев огонь" употребляется в значении: священный огонь, горящий в душе человека, неугасимое стремление к достижению высоких целей в науке и искусстве.
Фронтальное домашнее задание: к следующему уроку найдите и прочитайте произведение Мустая Карима "Не бросай огонь, Прометей!" и подумайте: 1 ряд) в чём общность и 2 ряд) каковы различия двух трагедий о Прометее. Ответ в форме плана оформить в тетради по литературе.
Индивидуальное домашнее задание: найти, что обозначает выражение "прометеев огонь". Ваша работа будет успешной, если вы обратитесь к специальному словарю.