Цель: Ознакомить пятиклассников с понятием «эпитет»; научить их применять полученные знания в различных видах деятельности на уроках русского языка и литературы.
Задачи урока:
Обучающие:
- Сформировать навык нахождения эпитета в художественном тексте.
- Начать выработку умения подбирать эпитеты к именам существительным, отрабатывать умения и навыки частичного анализа лирического произведения.
- Учить пятиклассников отличать эпитеты от грамматических определений.
- Мотивировать развитие навыка нахождения эпитета в тексте.
Развивающие:
- Формирование умения сравнивать тексты с включенными в них эпитетами от текстов без их применения.
- Формировать умение делать выводы о роли эпитетов в тексте, обобщать изучаемые литературные факты и понятия.
- Развивать монологическую речь уч-ся и навык выразительного чтения лирических текстов.
- Развивать познавательный интерес уч-ся к литературе и художественному творчеству.
Воспитывающие:
- Воспитывать ответственное отношение к учебному труду.
- Формировать правильное отношение к природе, учить пятиклассников «видеть» и «всматриваться» в её красоту.
- Добиваться осознанности при изучении понятий теории литературы.
- Воспитывать любовь к чтению, учить уч-ся видеть красоту русского литературного языка на примере творчества русских поэтов.
Оборудование: 1. мультимедийная презентация к уроку; 2) карточки-тренажёры; 3) распечатки стихотворения К. Бальмонта «Снежинка»; 4) принадлежности для рисования
(краски, кисти, бумага), 5) аудиозапись музыки П.И.Чайковского «Времена года».
Тип урока: урок-мастерская.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Мотивационно-целевой блок.
Вступительное слово учителя.
– Один человек смотрит на открывающийся его глазам пейзаж и видит скучную дорогу, лес, деревья.
Второй, посмотрев на этот же пейзаж, увидел траву, вспаханную землю, берёзу. А третий залюбовался пейзажем и унёс в своей памяти куда больше. Он смог увидеть синее море васильков на лугу, повторяющее цвет неба, увидел влажную черноту пахоты, увидел ослепительно-белые стволы берёз, увенчанные изумрудными кронами. У разных людей различный дар зрения.
– Чем различаются картины, увиденные разными людьми? Почему у разных людей разный дар зрения? Как вы понимаете эти слова?
– Какие слова помогли третьему человеку красочно и образно описать пейзаж, который только он смог по-настоящему « увидеть», а нам представить его? (синее море васильков, влажная чернота пахоты, ослепительно-белые стволы берёз, изумрудные кроны).
– Итак, тема нашего сегодняшнего урока – «Понятие об эпитете» .
– Как вы считаете, какие задачи стоят перед вами сегодня на уроке? Какова цель нашей работы? Постарайтесь сами определить цель и задачи сегодняшней мастерской?
– Почему наш урок будет носить название мастерская? (Мы будем чему-то учиться, а, может быть, что-то и сами смастерим, сделаем, создадим).
– Девиз нашего урока : «МЫ ТВОРЦЫ!». Итак, вперёд!
III. Блок «Изучение нового материала».
1. Пробуждение жизненных впечатлений.
– Назовите качества человека, которые раскрывают его характер (добрый, отзывчивый, трудолюбивый, искренний и др.)
– А теперь угадайте по названным признакам, о каком цветке идёт речь: алая, колючая, нежная, утренняя, благоухающая ароматом южной ночи. (Роза).
– Определите время суток по его признакам (работа по вариантам: называют признаки – угадывают время суток. Например, прохладное, ясное, росистое, благоухающее – утро).
– При помощи каких слов мы выделили свойства, качества, признаки предметов и явлений.
2. Анализ первоначального определения .
– Прочитайте выразительно строки из сказки А.С.Пушкина.
А ткачиха с Бабарихой
Да с кривою поварихой
Около царя сидят
Злыми жабами глядят.
– Какие слова помогают нам представить героинь А.С.Пушкина? Понравились ли они вам? Почему не понравились? ( кривою поварихой, злыми жабами).
– Эти слова обладают особой выразительной силой и называются эпитетами. Попытайтесь объяснить значение этого термина.
3. Обобщение ответов в виде опорного конспекта. Работа в тетрадях. Определение постепенно выводится на слайд.
Эпитет – художественное определение. Чаще всего прилагательное, которое выделяет свойства, качества; передаёт отношение автора; заражает настроением; создаёт образ.
IV. Блок «Творческая мастерская».
1. Подмастерья.
– Кто такие подмастерья? (Ученики, помощники мастера)
а) Отличительные особенности эпитетов от грамматических определений
Задание:
Подчеркните эпитеты.
День чудесный! – субботний день.
Золотое сердце – золотое кольцо.
Лисий характер – лисий хвост.
День как бы хрустальный – длинный день.
б) Роль эпитетов в стихотворении К.Бальмонта « Снежинка» ( распечатки стихотворения лежат на партах каждого уч-ся).
Задание:
Выписать эпитеты, которые создают «образ» снежинки и делают его незабываемым.
Стихотворение может выразительно прочитать учитель, либо заранее подготовленный ученик.
Светло-пушистая
Снежинка белая,
Такая чистая,
Такая смелая!
Дорогой бурною
легко проносится
Не в высь лазурную,
На землю просится.
Лазурь чудесную
Она покинула
Себя в безвестную
Страну низринула.
В лучах блистающих
Скользит, умелая.
Средь хлопьев тающих
Сохранно-белая.
Под ветром веющим
Дрожит, взметается,
На нём, лелеющем,
Светло качается.
Его качелями
Она утешена,
С его метелями
Кружится бешено.
Но вот кончается
Дорога дальняя,
земли касается
Звезда хрустальная
Лежит пушистая,
Снежинка смелая,
Какая чистая,
Какая белая!
– Укажите, где в стихотворении движение, полёт, вихрь, а где любование и восхищение?
– Как передать эту смену настроения при чтении?
– Какой вы представили снежинку?
в) Игра «Соревнование с поэтом».
Задание:
Ввести эпитеты в стихотворение А.Фета, которые помогут представить нарисованную поэтом картину. Посоревнуйтесь с автором. (Уч-ся работаю на карточках-тренажёрах).
(Чудная) картина,
Как ты мне родна:
(Белая) равнина,
(Полная) луна.
Свет небес (высоких)
И (блестящий) снег
И саней (далёких)
(Одинокий) бег.
В случае затруднения можно провести коллективное обсуждение предлагаемых уч-ся эпитетов или предложить ряд слов-определений, которые можно использовать при работе, причём, среди них должны быть и те, которые нельзя ввести в стихотворение.
2. «Мы творим!». Мастера художественного слова.
Уч-ся предлагаются разноуровневые задания творческого характера (уч-ся 1 и 2 групп работают с карточками-тренажёрами). Желательно, чтобы задания выбирали сами уч-ся.
1 группа |
2 группа |
3 группа |
4 группа |
Чтение стихотворения Ф.И.Тютчева «Чародейкою Зимою» и рисование к нему живописной акварельной иллюстрации, выбор названия для своей работы (строка из стихотворения с использованием эпитета) |
Введение в текст эпитетов так, чтобы картина стала зримой. конкретной, выразительной. ВСТРЕЧА С … ЛЕСОМ. Я шагнул (а) на… тропинку и замер(ла) от… . Меня обступили… деревья. Рукой я дотронулся до… берёзки. Залюбовался … сосной. Замер рядом с … осинкой и пошептался с ней. Спрятался под …елью, приподняв её … ветки. У каждого дерева свой характер, его нужно… . |
Прослушивание музыки П.И.Чайковского «Времена года». Словесно нарисовать картину, которую вы представили. |
Написать рассказ или стихотворение, используя эпитеты так, чтобы читатель смог представить себе картину, которую автор нарисовал. |
После самостоятельной работы рассматриваются 2-3 законченных работы уч-ся. Остальные предлагается доработать дома и представить на следующем уроке.
V. Итоги урока. Рефлексия
1. Вопросы к уч-ся:
– Назовите секреты эпитета.
– Как увидеть эпитеты в тексте?
– Какова их роль в художественном тексте?
– А какой эпитет вы можете подобрать к сегодняшнему уроку?
– Как вы можете оценить работу нашей творческой мастерской?
2. Заключительное слово учителя.
Сегодня каждый из вас попробовал быть художником слова. Мы наблюдали за творениями поэтов и композиторов, которые подарили нам, прекрасные произведения искусства. Таким людям необходимо быть чуткими, внимательными и неравнодушными, умеющими замечать, казалось бы, незаметное. Так давайте учиться у них «вслушиваться» и «всматриваться» в окружающую нас природу. Дар зрения необходимо развивать. Пробуйте свои силы и наполняйте мир красочными эпитетами. УДАЧИ ВАМ!
Домашнее задание:
- Доработать разноуровневые задания, незаконченные на уроке.
- Выучить опорный конспект, проиллюстрировав его своими примерами.
Использованная литература:
- Журнал «Литература в школе». № 2 – 2002 г..
- Т.Рик. Доброе утро, Имя Прилагательное! – М,: Астрель, 1999.
- Я иду на урок литературы. – М.: Первое сентября, 2001.
- Игровые технологии на уроках русского языка 5-9 классы. – Волгоград: Учитель, 2008.
- Квятковский А. Поэтический словарь. – М.: Советская энциклопедия, 1966.