Урок литературы по теме "Понятие об эпикете". 5-й класс

Разделы: Литература

Класс: 5


Цель: Ознакомить пятиклассников с понятием «эпитет»; научить их применять полученные знания в различных видах деятельности на уроках русского языка и литературы.

Задачи урока:

Обучающие:

  • Сформировать навык нахождения эпитета в художественном тексте.
  • Начать выработку умения подбирать эпитеты к именам существительным, отрабатывать умения и навыки частичного анализа лирического произведения.
  • Учить пятиклассников отличать эпитеты от грамматических определений.
  • Мотивировать развитие навыка нахождения эпитета в  тексте.

Развивающие:

  • Формирование умения сравнивать тексты с включенными в них эпитетами от текстов   без их применения.
  • Формировать умение  делать выводы о роли эпитетов в тексте, обобщать изучаемые литературные факты и понятия.
  • Развивать монологическую речь уч-ся и навык выразительного чтения лирических текстов.
  • Развивать познавательный интерес уч-ся к литературе и художественному творчеству.

Воспитывающие:

  • Воспитывать ответственное отношение к учебному труду.
  • Формировать правильное отношение к природе, учить пятиклассников «видеть» и «всматриваться» в её красоту.
  • Добиваться осознанности при изучении понятий теории литературы.
  • Воспитывать любовь к  чтению, учить уч-ся видеть красоту русского литературного языка на примере творчества русских поэтов.

Оборудование: 1. мультимедийная презентация к уроку; 2) карточки-тренажёры; 3) распечатки стихотворения К. Бальмонта «Снежинка»; 4) принадлежности для рисования

(краски, кисти, бумага), 5) аудиозапись музыки П.И.Чайковского «Времена года».

Тип урока: урок-мастерская.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Мотивационно-целевой блок.

Вступительное слово учителя.

– Один человек смотрит на открывающийся его глазам пейзаж и видит скучную дорогу, лес, деревья.

Второй, посмотрев на этот же пейзаж, увидел траву, вспаханную землю, берёзу. А третий залюбовался пейзажем  и унёс в своей памяти куда  больше. Он смог увидеть синее море васильков на лугу, повторяющее цвет неба, увидел влажную черноту пахоты, увидел ослепительно-белые стволы берёз, увенчанные изумрудными кронами. У разных людей различный дар зрения.

– Чем различаются картины, увиденные разными людьми? Почему у разных людей разный дар зрения? Как вы понимаете эти слова?

– Какие слова помогли третьему человеку красочно и образно описать пейзаж, который только он смог по-настоящему « увидеть», а нам представить его? (синее море васильков, влажная чернота пахоты, ослепительно-белые стволы берёз, изумрудные кроны).

– Итак, тема нашего сегодняшнего урока – «Понятие об эпитете» .

– Как вы считаете, какие задачи стоят перед вами сегодня на уроке? Какова цель нашей работы? Постарайтесь сами определить цель и задачи сегодняшней мастерской?

– Почему наш урок будет носить название  мастерская?  (Мы будем чему-то учиться, а,  может быть,  что-то и сами смастерим, сделаем, создадим).

– Девиз нашего урока : «МЫ ТВОРЦЫ!». Итак, вперёд!

 III. Блок «Изучение нового материала».

 1. Пробуждение жизненных впечатлений.

– Назовите качества человека, которые раскрывают его характер (добрый, отзывчивый, трудолюбивый, искренний и др.)

– А теперь угадайте по названным признакам, о каком цветке идёт речь: алая, колючая, нежная, утренняя, благоухающая ароматом южной ночи. (Роза).

– Определите время суток  по его признакам (работа по вариантам: называют признаки – угадывают время суток. Например, прохладное, ясное, росистое, благоухающее – утро).

– При помощи каких слов мы выделили свойства, качества, признаки предметов  и явлений.

2. Анализ первоначального определения .

– Прочитайте выразительно строки из сказки А.С.Пушкина.

А ткачиха с Бабарихой
Да с кривою поварихой
Около царя сидят
Злыми жабами глядят.

– Какие слова помогают нам представить героинь А.С.Пушкина? Понравились ли они вам? Почему не понравились? ( кривою поварихой, злыми жабами).

– Эти слова обладают особой выразительной силой и называются эпитетами. Попытайтесь объяснить значение этого термина.

3. Обобщение ответов в виде опорного конспекта. Работа в тетрадях. Определение постепенно выводится на слайд.

Эпитет – художественное определение. Чаще всего прилагательное, которое выделяет свойства, качества; передаёт отношение автора; заражает настроением; создаёт образ.

IV. Блок «Творческая мастерская».

1. Подмастерья.

– Кто такие подмастерья? (Ученики,  помощники мастера)

а) Отличительные особенности эпитетов  от грамматических определений

Задание:

Подчеркните эпитеты.

День чудесный! – субботний день.

Золотое сердце – золотое кольцо.

Лисий характер – лисий хвост.

День как бы хрустальный – длинный день.

б) Роль эпитетов в стихотворении К.Бальмонта « Снежинка» ( распечатки стихотворения лежат на партах каждого уч-ся).

Задание:

Выписать эпитеты, которые создают  «образ»  снежинки и делают его незабываемым.

Стихотворение может выразительно прочитать учитель, либо заранее подготовленный ученик.

Светло-пушистая
Снежинка белая,
Такая чистая,
Такая смелая!

Дорогой бурною
легко проносится
Не в высь лазурную,
На землю просится.

Лазурь чудесную
Она покинула
Себя в безвестную
Страну низринула.

В лучах блистающих
Скользит, умелая.
Средь хлопьев  тающих
Сохранно-белая.

Под ветром веющим
Дрожит, взметается,
На нём, лелеющем,
Светло качается.

Его качелями
Она утешена,
С его метелями
Кружится бешено.

Но вот кончается
Дорога дальняя,
земли касается
Звезда хрустальная

Лежит пушистая,
Снежинка смелая,
Какая чистая,
Какая белая!

– Укажите, где в стихотворении движение, полёт, вихрь, а где любование и восхищение?

– Как передать эту смену настроения при чтении?

– Какой вы представили снежинку?

в) Игра «Соревнование с поэтом».

Задание:

Ввести эпитеты в стихотворение А.Фета, которые помогут представить нарисованную поэтом картину. Посоревнуйтесь с автором. (Уч-ся работаю на карточках-тренажёрах).

(Чудная) картина,
Как ты мне родна:
(Белая) равнина,
(Полная) луна.

Свет небес (высоких)
И (блестящий) снег
И саней (далёких)
 (Одинокий) бег.

В случае затруднения можно провести коллективное обсуждение предлагаемых уч-ся эпитетов  или предложить ряд слов-определений, которые можно использовать при работе, причём, среди них должны быть и те, которые нельзя ввести в стихотворение.

 2. «Мы творим!». Мастера художественного слова.

Уч-ся предлагаются разноуровневые задания творческого характера (уч-ся 1 и 2 групп работают с карточками-тренажёрами). Желательно, чтобы задания выбирали сами уч-ся.

1 группа

2 группа

3 группа

4 группа

Чтение стихотворения Ф.И.Тютчева

«Чародейкою Зимою» и рисование к нему живописной акварельной иллюстрации, выбор названия для своей работы

(строка из стихотворения с использованием эпитета)

Введение в текст эпитетов так, чтобы картина стала зримой. конкретной, выразительной.

ВСТРЕЧА  С  … ЛЕСОМ.

Я шагнул (а) на… тропинку и замер(ла) от… . Меня обступили… деревья. Рукой я дотронулся до… берёзки. Залюбовался … сосной. Замер рядом с … осинкой и пошептался с ней. Спрятался под   …елью, приподняв её … ветки. У каждого дерева  свой характер, его нужно… .

Прослушивание музыки П.И.Чайковского

«Времена года». Словесно нарисовать картину, которую вы представили.

Написать рассказ или стихотворение, используя эпитеты так, чтобы читатель смог представить себе картину, которую автор нарисовал.

После самостоятельной работы рассматриваются 2-3 законченных работы уч-ся. Остальные  предлагается доработать дома и представить на следующем уроке.

V. Итоги урока. Рефлексия

1. Вопросы к уч-ся:

– Назовите секреты эпитета.

– Как увидеть эпитеты в тексте?

– Какова их роль в художественном тексте?

– А какой эпитет вы можете подобрать к сегодняшнему уроку?

– Как вы можете оценить работу нашей творческой мастерской?

2. Заключительное слово учителя.

Сегодня каждый из вас попробовал быть  художником  слова. Мы наблюдали за творениями поэтов и композиторов, которые  подарили нам, прекрасные произведения искусства.  Таким людям необходимо быть чуткими, внимательными и неравнодушными, умеющими замечать,  казалось бы, незаметное. Так давайте учиться у них  «вслушиваться» и «всматриваться» в окружающую нас природу. Дар зрения необходимо развивать. Пробуйте свои силы и наполняйте мир красочными эпитетами. УДАЧИ ВАМ!

Домашнее задание:

  1. Доработать разноуровневые задания, незаконченные на уроке.
  2. Выучить опорный конспект, проиллюстрировав его своими примерами.

Использованная литература:

  1. Журнал «Литература в школе». № 2 – 2002 г..
  2. Т.Рик. Доброе утро, Имя Прилагательное! – М,: Астрель, 1999.
  3. Я иду на урок литературы. – М.: Первое сентября, 2001.
  4. Игровые технологии на уроках русского языка 5-9 классы. – Волгоград: Учитель, 2008.
  5. Квятковский А. Поэтический словарь. – М.: Советская энциклопедия, 1966.