Задачи
- В рамках изучения “деревенской” литературы познакомить учащихся с творчеством В.И. Белова.
- Развивать умение анализировать художественный текст.
- Воспитывать высокие нравственные чувства в учащихся; грамотное и внимательное отношение к слову художника.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Слово учителя
Через все творчество В. Белова проходит тема Малой Родины, из которой рождается и вырастает наша Великая Родина. “Здесь и начинается для нас, — говорил писатель устами одного из своих героев, — большая Родина. Да, человек счастлив, пока у него есть Родина. Как бы ни сурова, ни ласкова была она со своим сыном, нам никогда от нее не отречься”.
Совестливость, беззлобность, жизнелюбие — главные черты героев рассказов Белова. Как и многие писатели советского времени, рождением и воспитанием связанные с русской деревней, с крестьянством, Белов пережил отход от “почвы” (впрочем, недолгий и недалекий) и возвращение к ней. Этот драматичный, но неизбежный эпизод обогатил его опыт и творчество. Еще в юности Белов покинул родные места, спеша вырваться из малоподвижного уклада и замедленного темпа сельской жизни к притягательной яркости и ускоренному ритму жизни городской. Но очень скоро тяга к “отцовскому краю” становится той господствующей силой, которая определяет судьбу Белова и направление его творчества.
Тема “возврата” звучит в его рассказах. Реальные подробности жизни деревни воссоздаются в общей сдержанной гамме. Стремясь к достоверности во всем, Белов прибегает почти к документальной точности в обрисовке характеров и нередко превращает рассказ в очерк. Автор ищет возможность гармонической цельности и находит ее в уютном мире “малой родины”.
III.Сообщение ученика о биографии В. Белова
IV. Аналитическая беседа с учащимися
1. Прочитаем начало рассказа. Что мы узнаем о герое?
(Он уроженец этой деревни, много лет не бывавший на родине. За эти годы стал артистом, объездившим с ансамблем многие страны Европы. Теперь по приглашению земляков приехал на открытие Дома культуры.)
2. Каково настроение Андрея Николаевича?
(“радостно-возбужденное состояние”, “внешне спокоен”, “нарастает волнение”, “счастье”, “нежность к домам и черемухам”, “древняя тоска”)
3. Откуда тоска? Почему?
(Возвращение навеяло воспоминания: смерть родителей – детдом – бродяжничество – жизнь у старухи – пение и пляска по баракам. Именно эти выступления спасли ему, 8-летнему мальчишке, жизнь)
4. Почему Андрей Николаевич решил зайти в Дом культуры?
(“Хотелось встретить кого-нибудь из сверстников, вспомнить прошлое, поговорить, и он был счастлив сейчас, взволнован и счастлив”.)
Миронычева Лариса Анатольевна 232-024-551
Что же он там увидел?
(“Кругом была молодежь, выросшая уже без него за последние десять—пятнадцать лет... На него то и дело с любопытством и почтением оглядывались. Две или три пары танцующих девушек осмелели в это время и, небезуспешно пробуя танцевать твист, задвигали бедрами. Он уловил гордость во взгляде Гали — заведующей.”)
5. “Да, так хорошо все. Так странно...— вновь подумалось ему.— Так странно...” Что странно?
(Несоответствие ожидаемому. Воспоминания героя тесно связаны с детством: пляска под гармонь по баракам. Но жизнь идет, и изменения неизбежны.)
6. Что меняет его настроение?
(“Вдруг послышалось в зале то самое, зимнее, дальнее, что все эти годы умирало в сердце и никак не могло умереть,— и все вокруг сразу как бы встало на свои места”.)
7. Какие мысли навеяла пляска? Какие открытия сделал Андрей Николаевич? (“он чувствовал, что был поражен и разбужен от какой-то не подозреваемой ранее спячки... где-то в глубине сердца, в подсознании уже нарождалась мысль о том, что до сих пор именно такого, родного своеобразия недоставало ему в его выступлениях там, на своих и чужих подмостках”.)
8. Композиция рассказа закольцовывается.
После того как Галя оборвала игру баяниста, вновь мы с героем наблюдаем, как “две или три пары девушек посреди зала снова неумело задвигали бедрами...”
9. В конце рассказа в душе Андрея Николаевича пустота. Как вы понимаете финальные строки: “Он глядел на лакированные носы своих модных ботинок, старался определить связь между этими дорогими ботинками и тем, как он плясал когда-то босиком на грязном барачном полу. Старался и никак не мог осмыслить эту неуловимую связь”.
Возвращение героя в родные места соединяется в повествовании с осознанием невозвратной утраты прошлого. Артист, переживая утрату родного, обретает самого себя, приходит к осознанию глубокой укоренённости всей своей жизни в деревенском мире.
10. Смысл названия рассказа.
Бескультурье – отсутствие культуры.
Культура - высокий уровень чего-н., высокое развитие, умение.
Бескультурье – Дом культуры – “искусство принадлежит народу” - заведующая клубом Галя.
V. Вывод
Обнищавшая бесправная русская деревня сохраняла нравственные устои, человечность. Люди продолжали жить и оставаться людьми жизнелюбивыми, радостными. Василий Белов показывает, как постепенно разрывается связь с землей, культурой наших предков. Любое развитие, в том числе и культуры, должно соединять в себе старое и новое. В рассказе происходит замещение: новое, пришлое, с трудом приживающееся, вытесняет родное, исконное.
К чему приведет культура, прививаемая с помощью милиции?