Урок литературы по теме "П.И.Чичиков – «живая душа» или «мертвая»?". 9-й класс

Разделы: Литература

Класс: 9


Цели.

1. Помочь учащимся осознать личностную значимость данного произведения.

2. Создать содержательные и организационные условия для развития у школьников умения анализировать текст.

3. Создать условия для развития положительной мотивацию к учению, содействовать развитию у детей умения общаться и работать в группах.

4. Развивать способности учащихся правильно формулировать свои мысли в процессе актуализации знаний по данной теме

5. Воспитывать у учащихся средствами урока уверенность в своих силах, чувство взаимопомощи.

Ход урока

1. Оргмомент. Рапорт дежурных.

У.: Здравствуйте, ребята. Садитесь. Я слушаю рапорт дежурных. Спасибо.

Я надеюсь, что вы настроились на работу, всё приготовили к уроку. Если вы будете внимательны, сосредоточены, то у нас всё получится.

У всех на есть рабочие листы. Запишите, пожалуйста, сегодняшнюю дату 5 марта в рабочем листе.

2. Выведение темы.

У.: Ребята, для того чтобы определить тему нашего урока, посмотрите внимательно на экран. Перед вами ассоциативный ряд.

Ассоциативный ряд

1. “Если совершу это творение так, как нужно его совершить, то…какой огромный, оригинальный сюжет! Вся Русь явится в нём!” Кому принадлежат эти слова и о каком произведении говорил автор? (Гоголь о поэме “Мёртвые души”)

2. О ком пойдёт речь?

“…не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтоб стар, однако и не так уж, чтобы слишком молод”. (О Павле Ивановиче Чичикове)

3. Прослушайте стихотворение, выделите ключевые слова

В наших душах человечьих
Есть один простой секрет:
В нас горят и гаснут свечи,
Излучая тонкий свет.

Жизнь нетленна, жизнь прекрасна,
Но бывает в жизни так,
Почему-то свечи гаснут,
Наступает полный мрак

Превращается в душонку.
Наша чистая душа … (Душа, душонка, свет, мрак)

У.: А теперь определите тему урока. Верно, тема нашего сегодняшнего урока

Тема: П.И.Чичиков - “живая душа” или “мёртвая”?

Запишите тему урока в рабочий лист.

3. Цели, задачи для учащихся

У.: Ребята, посмотрите на тему урока. Она является проблемным вопросом. А как вы думаете, что нам предстоит сделать на этом уроке, чтобы ответить на этот вопрос?

Задачи.

  • Определить композиционную роль Чичикова.
  • Познакомиться с “биографией” Чичикова.
  • Выявить основные средства раскрытия образа.
  • Проанализировать эпизоды.
  • Дать оценку поступкам героя.

У.: Я рада, что ваши цели совпали с моими.

4. Для дальнейшей работы нам понадобятся группы. У нас будет работать 4 группы. (Расставить таблички!)

1 группа “Литературоведы”

2 группа “Биографы”

3 группа “Исследователи текста”

4 группа “Психологи”

У.: Пожалуйста, определитесь, в какой группе вам хотелось бы работать. Займите места. А теперь начинаем. Каждая группа получает задание. Время работы 5-6 мин.

5. Выступления групп

Ребята, посмотрите, пожалуйста, в свои рабочие листы. По мере ответов групп ваша задача заполнять таблицу. Материал вам понадобится для выполнения домашнего задания.

- А теперь предоставляем слово “Литературоведам”. Озвучивайте задание.

Задания группам

1 группа “Литературоведы”

1. Обратитесь к истории создания произведения (учебник Маранцмана стр. 292-293, 295).

2. Заполните полуслепую сравнительную таблицу.

Произведение Данте “Божественная комедия” Гоголь“Мёртвые души”
Главный герой    
Структура произведения    
Композиционная роль героя    

3. Сделайте вывод о цели написания Гоголем произведения.

4. Опираясь на материал таблицы, сделайте вывод: “живая душа” Чичиков или “мёртвая”. Ответ обоснуйте.

Предполагаемый ответ. Гоголь задумал создать произведение огромное, подобное “Божественной комедии”Данте. Писателя вдохновляло стремление преодолеть зло, заполнившее современную ему жизнь, преобразить своих героев и не только дать читателям ужасающее зрелище пороков, но и показать пути восхождения к добру. Трёхчастный план поэмы Данте (“Ад” - “Чистилище” - “Рай” подсказал ему трёхтомный замысел “Мёртвых душ”. И, словно Вергилий, ведущий Данте по кругам Ада, Гоголь показывает читателю всё более страшные, всё усиливающиеся пороки людские. Сюжетообразующую роль Чичикова можно сравнить с ролью Вергилия. Читатель следует за Чичиковым, он как бы проводник в этом царстве “мёртвых душ”, в этом своеобразном гоголевском “аду”: городе NN и его окрестностях.

- Хорошо. Может быть кто-то думает иначе? Нет? Ну тогда спасибо группе за работу.

- Переходим к “Биографам”. Итак, мы вас слушаем. Что вам нужно было сделать?

2 группа “Биографы”

1. Пользуясь текстом произведения, заполните полуслепую таблицу

Биография Чичикова
1. Происхождение  
2. Детские годы  
3. Наставления отца  
4. Учёба в училище  
5. Служба  
6. Сокровенная мечта  

2. Опираясь на материал таблицы, сделайте вывод: “живая душа” Чичиков или “мёртвая”. Ответ обоснуйте.

- Вы правы, что практически всё указывает на то, что Чичиков “мёртвая душа”. Лишь сокровенная мечта – указывают на принадлежность его к живой душе, т.е мы можем записать аргументы в разные колонки. Ребята, вы согласны? …

- А теперь послушаем “Исследователей текста”. Зачитайте задание.

3 группа “Исследователи текста”

1. Пользуясь текстом произведения, заполните полуслепую таблицу

Средства раскрытия образа. Деталь – как средство индивидуализации
1. Портрет  
2. Одежда  
3. Говорящая фамилия  
4. Имя  
5. Сквозные детали  

Опираясь на материал таблицы, сделайте вывод: “живая душа” Чичиков или “мёртвая”. Ответ обоснуйте.

- Спасибо. Да, действительно, автор даёт неопределённый портрет, всё говорит о том, что он заботится о внешней красоте, фамилия указывает на слащавость в обращении с “нужными людьми” - всё это указывает на принадлежность его к “мёртвым душам”, и только имя указывают на возможность нравственного перевоплощения, так что мы можем записать аргументы в разные колонки. Ребята, вы согласны?

- Хорошо, слушаем выступление “ Психологов”……

4 группа “Психологи”

Заполните полуслепую таблицу.

1. Манеры, речь  
2. Как строит отношения с другими героями  
4. Что позволяет Чичикову так быстро и удачно приспособиться к каждому из своих собеседников? Он хороший актёр или эти качества есть в нём самом? Для этого заполните таблицу №2, сопоставив действия Чичикова с привычками помещиков. Сделайте вывод (учебник Маранцмана стр. 306)

Присмотримся к Чичикову в те моменты, когда он остаётся один (3 колонка заполняется детьми).

Действия Чичикова Привычки какого помещика напоминает, обоснуйте
1. Чичиков осматривает город NN: “Дорогою оторвал прибитую к столбу афишу, с тем чтобы, пришедши домой, прочитать её хорошенько, а прочитав, “свернул опрятно и положил в свой ларчик, куда имел обыкновение складывать всё, что попадалось  
2. “Чичиков никогда не чувствовал себя в таком весёлом расположении, воображал себя уже настоящим херсонским помещиком, говорил об разных улучшениях: о трёхпольном хозяйстве, о счастии и блаженстве двух душ – и стал читать Собакевичу послание в стихах Вертера к Шарлотте, на которое тот хлопал только глазами”  
3 Ноздрёв замечает, что Чичиков похож на….. “… никакого прямодушия, ни искренности! Совершенный….”  
4. Ах ты чушка! Чурбан! А прежде зачем об этом не сказал?

- Подлец ты! - вскрикнул Чичиков, всплеснув руками, и подошёл к нему так близко, что Селифан из боязни. Чтобы не получить от барина подарка, попятился назад и посторонился

 
Опираясь на материал таблицы, сделайте вывод: “живая душа” Чичиков или “мёртвая”. Ответ обоснуйте.
Вывод. Чичикову легко оказаться зеркалом любого из этих собеседников, потому что в нём есть все те качества, которые составляют основу их характеров. И эта “многогранность” Чичикова роднит его с “мёртвыми душами” помещиков

- Спасибо за ответ. Ребята, вы согласны с тем, что Чичиков использует разные психологические уловки?

6. Вывод.

У.: Молодцы, все справились со своими заданиями. А теперь давайте внимательно посмотрим на экран. Как вы думаете, почему портрет Чичикова я разместила посередине? Можно ли однозначно ответить на этот вопрос?

Принимая во внимание, что автор хотел провести своего героя из ада через чистилище в рай. То можно предположить, что в представлении автора персонаж этот – “живая душа”. Впрочем, и сам автор, говоря о чичиковской воле к победе над вражеской судьбой, сочувствует герою и дивится его настойчивости. Цель Чичикова – довольство и счастливая семейная жизнь – вполне достойная цель. Другое дело, что он избирает сомнительные средства для её достижения – средства, которыми живут “мёртвые души” Гоголя.

- Но ведь человек может ошибаться, у него есть возможность дать оценку своим поступкам и исправиться. Верно?

У.: Я предлагаю вам выполнить на выбор одно из заданий:

1. Представьте, что вы работаете в центре психологической поддержки. Чичиков обратился к вам за помощью.

- Какой совет бы вы дали герою, чтобы он смог стать человеком с “живой душой”.

2. Произведение не закончено. Первый том заканчивается тем, что Чичиков уезжает. Во втором томе Гоголь пытался “просветлить” своих героев, но второй том не закончен, а третьего нет совсем, т.е. можно сказать, что в произведении открытый финал.

- Попробуйте себя в роли писателей и допишите концовку.

У.: 2-3 мин. На эту работу. Можно работать группой, а можно индивидуально.

- Пожалуйста, кто выбрал 1 задание? Вы как работали? Группой? Слушаем вас. Спасибо.

- А теперь перейдём ко второму заданию. Как же может закончиться произведение? Хорошо, молодцы. То есть всё будет зависеть от Чичикова. Верно.

4. Социализация

У.: Ребята, а с проблемой “мёртвой” и “живой души” мы сталкиваемся только в литературе?

- Нет. В жизни тоже часто бывают такие проблемы.

Вспомните свой жизненный опыт и ответьте, всегда ли люди поступают по-доброму?

- Нет, не всегда.

У.: А вы считаете, что это правильно? Так должно быть?

- Нет. Так не должно быть.

И самое страшное, что в наше время всё чаще

Превращается в душонку.
Наша чистая душа …

- Итак, от кого будет зависеть, какая душа будет у человека?

Верно, только от него самого, так как
Мир сотворён, но ещё недосоздан,
Задан маршрут: через тернии к звёздам.
Зло и добро в роковом поединке переплелись.
А человек оказался посерединке.

- Закончить наш разговор я хочу такими словами:

.. Друг мой! Жизнь под этим небом
Нужно пламенно прожить
Кем бы ты на свете не был,
Не гаси огонь души!

Я желаю, чтобы ваша душа всегда оставалась “живой”и чистой.

9. Рефлексия.

У.: Мы с вами сегодня много говорили о том, что может сделать душу “мёртвой” и как не нужно поступать, чтобы быть добрым человеком с “живой” душой. Ребята, если у вас появилось желание после окончания урока сделать что-то доброе, изменить что-то в себе, то поднимите белую карточку, а если вы считаете, что урок ничему вас не научил и прошёл для вас бесполезно, то чёрную.

У.: Хорошо, спасибо. Хочется верить, что вы ответили искренне.

10. Подведение итогов

У.: А теперь давайте подведём итог нашей работы. Кто был самым активным в группе? Кого из выступающих бы вы могли выделить сегодня? Откройте свои дневники и выставьте оценки. (Учитель объявляет оценки)

11. Домашнее задание (дифференцированное)

У.: А теперь запишите задание на дом, выбрав то, которое вам понравилось и с которым вы сможете справиться. Задания у вас в рабочих листах.

У.: Используя наработанный на уроке материал,

1. Напишите сочинение-рассуждение ““Живая душа” Чичиков или “мёртвая””?

У вас появилась возможность проявить себя в качестве художника:

2. Подумайте и нарисуйте иллюстрацию обложки к произведению, обоснуйте.

У.: Так как финал рассказа открытый, а тема актуальна и в наше время, то у вас появилась возможность проявить себя в качестве журналиста.

3. Напишие статью “Чичиковы наших дней”.