Необходимые замечания об организации урока. Для работы класс разделён на группы с учётом способностей и возможностей. До начала урока каждая группа самостоятельно выбирает спикера (лидера группы) и тайм-кипера (ученика, который следит за временем выполнения задания). В завершении урока члены групп оценивают работу друг друга и сами себя по 4-балльной системе: 0 баллов - не принимал участие в работе, 1 балл - иногда высказывал идеи, но в основном был пассивен; 2 балла - принимал участие в работе группы, в обсуждении, высказывал идеи; 3 балла - активно участвовал в работе группы, генерировал идеи, приводил их в исполнение. Учитель выставляет оценку за работу на уроке по данным критериям.
Цель: расширить представление обучающихся о пейзаже, его видах и его роли в художественном тексте; развивать речь, навык выразительного чтения; воспитывать чуткость, внимательность к природе, чувство прекрасного, умения и качества 21 века (творческий подход, критическое мышление, коммуникабельность, сотрудничество, самостоятельность, лидерство и ответственность).
План.
1. Оргмомент.
2. Мотивационный этап.
3. Групповая работа по теме урока. Целеполагание.
4. Усвоение новых знаний (работа с материалом учебника).
5. Проверка понимания.
6. Закрепление.
7. Подведение итогов. Рефлексия. Домашнее задание.
Ход урока
1. Оргмомент. Взаимные приветствия, фиксация отсутствующих
2. Мотивационный этап.
- Ребята, чтобы настроиться на сегодняшний урок, мы с вами очутимся в прекрасном месте....
Просмотр фрагмента видеоролика "Пение птиц у ручья" (http://www.youtube.com/watch?v=3usL31kdiAg)
- Какие чувства у вас возникли? Можете объяснить, почему?
3. Работа в группах по теме урока. Целеполагание.
Итак, сегодня мы с вами отправимся в путешествие, а вот куда - вы узнаете сами! Каждая группа получила своё задание. Вы работаете по ним в течение 7 минут и представляете результаты своей работы.
Работа в группах:
Группа 1.
Прочите стихотворение Афанасия Фета. Подготовьте его выразительное чтение в группе для всего класса.
Учись у них - у дуба, у березы.
Кругом зима. Жестокая пора!
Напрасные на них застыли слезы,
И треснула, сжимаяся, кора.
Все злей метель и с каждою минутой
Сердито рвет последние листы,
И за сердце хватает холод лютый;
Они стоят, молчат; молчи и ты!
Но верь весне. Ее промчится гений,
Опять теплом и жизнию дыша.
Для ясных дней, для новых откровений
Переболит скорбящая душа.
Группа 2.
Прочтите отрывок из повести Н.В. Гоголя “Тарас Бульба” Подготовьте его выразительное чтение в группе для всего класса.
Солнце выглянуло давно на расчищенном небе и живительным, теплотворным светом своим облило степь. Все, что смутно и сонно было на душе у козаков, вмиг слетело; сердца их встрепенулись, как птицы.
Степь чем далее, тем становилась прекраснее. Тогда весь юг, все то пространство, которое составляет нынешнюю Новороссию, до самого Черного моря, было зеленою, девственною пустынею. Никогда плуг не проходил по неизмеримым волнам диких растений. Одни только кони, скрывавшиеся в них, как в лесу, вытоптывали их. Ничего в природе не могло быть лучше. Вся поверхность земли представлялася зелено-золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов. Сквозь тонкие, высокие стебли травы сквозили голубые, синие и лиловые волошки; желтый дров выскакивал вверх своею пирамидальною верхушкою; белая кашка зонтикообразными шапками пестрела на поверхности; занесенный бог знает откуда колос пшеницы наливался в гуще. Под тонкими их корнями шныряли куропатки, вытянув свои шеи. Воздух был наполнен тысячью разных птичьих свистов. В небе неподвижно стояли ястребы, распластав свои крылья и неподвижно устремив глаза свои в траву. Крик двигавшейся в стороне тучи диких гусей отдавался бог весть в каком дальнем озере. Из травы подымалась мерными взмахами чайка и роскошно купалась в синих волнах воздуха. Вон она пропала в вышине и только мелькает одною черною точкою. Вон она перевернулась крылами и блеснула перед солнцем... Черт вас возьми, степи, как вы хороши!..
Группа 3.
Прочтите стихотворение в прозе И.С. Тургенева “Разговор”. Подготовьте его выразительное чтение по ролям в группе для всего класса.
Разговор
Ни на Юнгфрау, ни на Финстерааргорнееще не бывало человеческой ноги.
Вершины Альп... Целая цепь крутых уступов... Самая сердцевина гор.
Над горами бледно-зеленое, светлое, немое небо. Сильный, жесткий мороз; твердый, искристый снег; из-под снегу торчат суровые глыбы обледенелых, обветренных скал.
Две громады; два великана вздымаются по обеим сторонам небосклона: Юнгфрау и Финстерааргорн.
И говорит Юнгфрау соседу:
- Что скажешь нового? Тебе видней. Что там внизу?
Проходят несколько тысяч лет - одна минута. И грохочет в ответ Финстерааргорн:
- Сплошные облака застилают землю... Погоди!
Проходят еще тысячелетия - одна минута.
- Ну, а теперь? - спрашивает Юнгфрау.
- Теперь вижу; там внизу все то же: пестро, мелко. Воды синеют; чернеют леса; сереют груды скученных камней. Около них всё еще копошатся козявки, знаешь, ты двуножки, что еще ни разу не могли осквернить ни тебя, ни меня.
- Люди?
- Да; люди.
Проходят тысячи лет - одна минута.
- Ну, а теперь? - спрашивает Юнгфрау.
- Как будто меньше видать козявок,- гремит Финстерааргорн.
- Яснее стало внизу; сузились воды; поредели леса.
Прошли еще тысячи лет - одна минута.
- Что ты видишь? - говорит Юнгфрау.
- Около нас, вблизи, словно прочистилось,- отвечает Финстерааргорн, - ну, а там, вдали, по долинам есть еще пятна и шевелится что-то.
- А теперь? - спрашивает Юнгфрау, спустя другие тысячи лет - одну минуту.
- Теперь хорошо,- отвечает Финстерааргорн,- опрятно стало везде, бело совсем, куда ни глянь... Везде наш снег, ровный снег и лед. Застыло всё. Хорошо теперь, спокойно.
- Хорошо,- промолвила Юнгфрау.
- Однако довольно мы с тобой поболтали, старик. Пора вздремнуть.
- Пора.
Спят громадные горы; спит зеленое светлое небо над навсегда замолкшей землей.
4 группа.
Рассмотрите репродукцию с картины Исаака Левитана "Берёзовая роща" на цветной вкладке учебника. Подготовьте её описание по опорным предложениям для всего класса.
Горячий _________ день. Маленький ________уголок. Много солнца, ____________ и тепла. Стволы деревьев ____________ белеют в тех местах, где на них падают проникшие сквозь густую листву ____________________ лучи. Темные пятна на коре берез в блеске лучей кажутся совсем _______________. Листья то скрыты в тени, то щедро залиты ___________. Лучи солнца, пронизывая местами __________ кроны, падают на __________ траву, и здесь она особенно яркая. Главное в картине — игра ___________ света в зеленой роще, которую так мастерски передал художник. Искрится, дрожит, прячется и снова возникает этот удивительно радостный свет. Бегают по стволам берез, в кружеве листвы, в траве веселые _______________ зайчики. Вглядываешься в пейзаж и видишь: перед тобой подлинная природа. Ощущаешь даже аромат трав, слышишь ____________ шум листьев, видишь верхушки берез и ______________ небо над ними.
Группа 5.
Послушайте 3 часть концерта “Зима” Антонио Вивальди из цикла “Времена года”. Подготовьте выразительное чтение сонета, который является эпиграфом к этому произведению, на фоне музыки.
Дрожишь, замерзая, в холодном снегу,
И с севера ветра волна накатила.
От стужи зубами стучишь на бегу,
Колотишь ногами, согреться не в силах.
Как сладко в уюте, тепле и тиши
От злой непогоды укрыться зимою.
Камина огонь, полусна миражи.
И души замёрзшие полны покоя.
На зимнем просторе ликует народ.
Упал, поскользнувшись, и катится снова.
И радостно слышать, как режется лёд
Под острым коньком, что железом окован.
А в небе Сирокко с Бореем
сошлись,
Идёт не на шутку меж ними сраженье.
Хоть стужа и вьюга пока не сдались,
Дарит нам зима и свои наслажденья
Отчёты групп (не более 2 минут каждой группы). Оценка деятельности групп одноклассниками (2 звезды и пожелание: звёзды - то, что удалось, что было интересным в выступлении группы; пожелание - над чем ещё стоит поработать).
- Что объединяет всё то, что вы услышали и увидели?
- Какова тема нашего урока?
Учащиеся записывают тему урока в тетрадь.
- Как вы думаете, зачем нужен пейзаж в художественном тексте? (Примерные ответы учащихся: пейзаж помогает увидеть ту местность, в которой происходит действие; помогает понять внутреннее состояние героя и т.д.).
4. Усвоение новых знаний.
- Чтобы разобраться в теме, изучим теорию. Откройте учебники, прочтите теоретический материал на страницах 134-136 и соотнесите термины с определениями.
Запишите получившиеся определения в тетрадь.
Термины | Толкование |
Природа - | растительное царство. |
Картина жизни природы | зрительное представление о пейзажной картине. |
Флора - | передаёт отвлечённую идею. |
Фауна - | Настроение автора или персонажа |
Пейзаж - | включает зрительные образы, звукообразы, образы-запахи, осязательные, вкусовые образы. |
Географические пейзажи - | описание природы или любого пространства внешнего мира; компонент содержания и композиции художественного произведения. |
Изобразительная функция пейзажа - | индивидуальное авторское иносказание. |
Эмоционально-психологическая функция пейзажа - | мир животных, насекомых, птиц, рыб. |
Аллегорическая функция пейзажа - | характерные пространственно-временные картины жизни природы (годовые, суточные, географические и т.д.) |
Символическая функция пейзажа - | представление о многообразии жизни на земле. |
5. Проверка понимания.
Экспресс-опрос по терминам проводят учащиеся: 1 человек из группы называет термин, участники остальных групп должны дать ему толкование. Кто ответил правильно, называет следующий термин и т.д.
6. Закрепление.
- Какие виды пейзажа встретились в текстах, с которыми вы работали в начале урока? Докажите.
7. Подведение итогов. Рефлексия.
- Как же вы поняли, что такое пейзаж и зачем он нужен в художественном тексте? Чтобы ответить на эти вопросы, в течение полутора минут составьте в группах синквейн:
1 строка - тема (пейзаж).
2 строка - 2 прилагательных или причастия, которые описывают признаки и свойства выбранного предмета.
3 строка - 3 глагола или деепричастия, описывающие характерные действия выбранного предмета.
4 строка - фраза из 4 слов, выражающая личное отношение автора(-ов) синквейна к описываемому.
5 строка - одно слово-резюме, характеризующее суть предмета описываемого предмета.
Представление синквейнов.
Оценка и самоооценка работы в группе по указанным критериям.
Рефлексия (ребятам необходимо закончить предложения):
Сегодня я узнал, что….
Мне понравилось…..
Удивительно, что…..
Я думаю, что…..
Домашнее задание - знать термины, изученные на уроке, уметь ответить на вопросы учебника (стр.136-137). Подготовить дополнительный материал о покровителях природы в мифологии разных народов (сообщение + презентация)
Литература: Савельева В.В., Лукпанова Г.Г., Шашкина Г.З. Русская словесность: мир художественной литературы: Учеб. для 7 кл. общеобразоват. шк. - 3-е изд., перераб. - Алматы: Атамура, 2012. - 352 с.