Тип урока: урок – поиск, урок – творчества
Методы: Интерактивные, информационно – коммуникативные, частично – поисковые, беседа. (Стратегии “Медитация”, “Пятиминутное эссе”, “Жигсо – 2”, “Аквариум”, многоуровневые вопросы.)
Оценка педагогической ситуации: Класс разноуровневый: есть сильные и слабые учащиеся. Не у всех учащихся сформирован стойкий интерес к чтению художественной литературы. Этим объясняется выбор методов и формы урока (групповая).
Я думаю, что тема урока обязательно заинтересует старшеклассников, так как военная тема современна и в наши дни; бабушки и дедушки многих из них, наверняка, участвовали в войне; совершенно другой предстанет перед ними личность писателя, написавшего такое потрясающее произведение.
Оборудование:
- Аудиозаписи мелодии звуков войны.
- Раздаточный материал: “Экспертные листы”, “Лист самооценки”.
- Портрет М. А. Шолохова, иллюстрации.
- ТСО
Цели урока:
а) образования:
- Постижение уникальности художественного мира писателя Михаила Шолохова на материале рассказа “Судьба человека”.
- Показать мужество, несгибаемую волю, стойкость простого русского солдата, выдержавшего все испытания, выпавшие на его долю.
б) развития:
- Развитие аналитических умений работы с художественным текстом, его интерпретации.
- Развитие коммуникативной компетенции учащихся.
- Развитие творческих способностей учащихся.
в) воспитания:
- Воспитания духовно – нравственных качеств старшеклассников, развитие эмоциональной сферы и коммуникативной культуры.
- Воспитание глубокого чувства патриотизма, мужества.
Структурные элементы (этапы) урока.
Содержание взаимодействия с учащимися.
Организационный момент.
Учитель приветствует ребят, настраивает на рабочий лад.
– Открываем тетради, записываем число и новую тему урока: М. А. Шолохов. Рассказ “Судьба человека”.
Пробуждение интереса.
Медитация (на фоне записи звуков рвущихся снарядов, свиста пуль, крика людей).
Урок начинается с небольшой медитации. Ученики садятся удобнее, делают 3 глубоких вздоха, закрывают глаза и мысленно отвечают на мои вопросы:
- Что, кого вы видите?
- Какие звуки вы слышите?
- Какие чувства испытываете?
Эссе.
“Пятиминутное эссе”. Учащиеся пишут в течение 5 минут эссе, в котором они описывают воображаемые образы. Данная работа поможет подвести учеников к теме урока – теме войны.
Усвоение содержания нового материала.
Слово учителя. Объявление темы урока, определение целей работы.
– Война – это всегда трагедия для народов. Но такой ожесточенной, кровопролитной битвы, как Вторая мировая война, не знала история человечества. Более 50 млн. человеческих жизней – вот ее цена. Но сегодня мы вспоминаем не только о погибших, а той колоссальной цене, которую человечество заплатило за попытки нацистов добиться мирового господства. Память о войне – это и суровое предупреждение, урок на будущее. Поэт – фронтовик Сергей Орлов писал:
Когда это будет, не знаю,
В тени белоствольных берез.
Победу Девятого мая
Отпразднуют люди без слез.
Поднимут старинные марши
Военные трубы страны,
И выедет к армии маршал,
Не видевший этой войны.
– О войне писали и пишут. И сегодня военная тема воспринимается как глубоко современная. Но все – таки лучшее из созданного принадлежит писателям, прошедшим эту войну, рассказывающим о незабываемых впечатлениях и чувствах. Сегодня мы познакомимся с рассказом “Судьба человека” Михаила Шолохова, который сам был участником Великой Отечественной войны.
В названии рассказа есть слово “судьба”. В русской литературе встречается очень много произведений, в которых есть слово “судьба”.
- П. Проскурин “Судьба”
- А. Гайдар “Судьба барабанщика”
- Жариков “Судьба Илюши Барабанова”
- Данилевский “Судьба музыканта”
- Давыдов “Судьба Усольцева”
ИКТ.
– Так что же означает слово “судьба”? (Ученики, пользуясь сотовыми телефонами, заходят в интернет и определяют значение слова “судьба”.)
Словарная работа. Судьба-ы ж.р.
- Стечение обстоятельств, не зависящих воли человека; ход жизненных
событий.
Избранник судьбы. - Доля, участь. Счастливая судьба.
- История существования кого-, чего-нибудь. У этой рукописи интересная судьба.
- Будущее, то, что случится, произойдет. Судьба человечества.
– Какое из этих значений по смыслу и значению больше всего подходит к рассказу М. Шолохова? Дайте ответ на этот вопрос в конце урока.
Слово учителя:
– Рассказ “Судьба человека” М. Шолохов написал в 1956 году всего за несколько дней. В основу произведения легла история, рассказанная писателю человеком, который явился прототипом Андрея Соколова. В этом произведении Шолохов не просто показывает войну. Он показывает войну как одно из самых тяжких испытаний, выпадающих на долю человека.
Работа в домашних группах.
Учащиеся в “домашних” группах (в каждой группе по 6 учеников, у каждого свой порядковый номер) знакомятся с содержанием части, соответствующей порядковому номеру.
Работа в “экспертных” группах.
Ученики пересаживаются в “экспертные” группы для того, чтобы обсудить возникшие вопросы, а также вопросы экспертных листов.
Экспертный лист № 1.
- Почему рассказчику стало не по себе, когда он взглянул на Андрея Соколова?
- Что удивило его во внешности Андрея Соколова?
- Что мы узнали о его жизни до войны?
- О чем он жалел, вспоминая свою довоенную жизнь?
- Как шли военные будни Андрея Соколова?
- Как Соколов отнесся к просьбе командира автороты?
- Как Соколов выполнял боевые задания?
- Как Соколов оказался в плену?
Экспертный лист № 2.
- Почему фашисты не убили Соколова сразу, а взяли в плен?
- Первый день плена Соколов провел в церкви. Символично ли место действия?
- Почему Соколов решил убить предателя?
- Какая мысль овладела Соколовым с первого дня плена? Как она осуществилась?
- Почему на Соколова донесли?
- Почему Соколов не выпил за победу немецкого оружия как предлагал Мюллер?
- Почему комендант Мюллер не расстрелял Соколова?
- Что помогла Соколову выжить?
Экспертный лист № 3.
- Как Соколов попал к русским?
- Какая весть пришла к нему из дома от соседа?
- Почему после демобилизации Соколов не вернулся в Воронеж, а поехал в Урюпинск?
- Почему Соколов пристрастился к спиртному?
- Какие чувства вызвал Ванюша в Соколове?
- Почему он решил взять его в дети?
- Как протекала жизнь с мальчиком?
- Что их ждет впереди?
Работа в “домашних” группах.
Учащиеся пересаживаются в “домашние” группах и каждый в группе рассказывает свою часть.
ТСО.
Ученики смотрят фрагменты художественного фильма “Судьба человека” с участием народного артиста СССР Сергея Бондарчука с установкой: после просмотра состоится аналитическая беседа по содержанию рассказа, в которой можно будет сопоставить видение режиссера фильма с авторской позицией в отношении главного героя.
Обобщающая беседа.
- Как вы понимаете название рассказа судьба человека? Подразумевается ли в данном случае судьба одного конкретного человека?
- Какова роль автора в рассказе? Выступает ли он только в качестве слушателя или это активное действующее лицо?
- Все ли обстоятельства жизни одинаково подробно излагаются Андреем Соколовым? На каких событиях, фактах своей биографии он акцентирует внимание?
- Каким вырисовывается характер Соколова из его рассказа? Какая черта преобладает в нем?
- Оптимистичен или пессимистичен финал рассказа?
Структурная дискуссия.
Ученики спорят на тему “Готова ли современная молодежь защищать Родину?”. Свои точки зрения по данному вопросу высказали “пессимисты”, “оптимисты” и “реалисты”.
Домашнее задание и самооценивание.
Придумать продолжение рассказа и записать в тетрадь.
Заполнить лист самооценки. Подвести рейтинг участия.
Лист самооценки.
Работа в группе | Самооценка | Оценка ученика | Оценка учителя |
“5” – высказывал идеи, делал выводы, выступал. | “5” – на уроке был активен, выполнил все виды работы, материал урока усвоил. | ||
“4” – участвовал в обсуждении, понял поставленную задачу. | “4” – материал в основном усвоил, был активен, но не на всех этапах урока. | ||
“3” – работал вяло, задачу не выполнил. | “3” – работал не активно, материал усвоил частично. |