Цель урока: систематизировать знания по поэме А.С. Пушкина “Руслан и Людмила”.
Оборудование:
- Проектор, ноутбук, интерактивная доска, презентация.
- Жетоны за правильные ответы, грамоты, сувениры.
Предварительное задание к уроку:
1) нарисовать иллюстрацию к “Вступлению”;
2) подготовить по данным рифмам свое четверостишие.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Слово учителя.
Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в путешествие: побываем в деревнях Портретово, Художниково, Теоретиково, Поэтиково, селах Событийново, Математиково, Полицейкино, Чудесное. Самые внимательные будут приглашены в городок Знатоки. Чтобы путешествие было интересным, необходимо вспомнить содержание поэмы А.С. Пушкина “Руслан и Людмила”, быстро и правильно ответить на вопросы.
Чтобы с нами ничего не приключилось в пути, мы должны правильно и культурно вести себя. Мы не должны кричать, перебивать говорящего. Ответы должны быть полными. За каждое нарушение у вас будут сниматься штрафные баллы.
Итак, в счастливый путь!
3. Путешествие.
Деревня Теоретиково. Задание: Ответьте на вопросы, связанные с теорией литературы.
Что такое
А) поэма? (Поэма – один из жанров лиро-эпических произведений, в котором есть сюжет, события и открытое выражение автором своих чувств, своего отношения к описываемому)
Б) песнь? (Песнь – часть стихотворного произведения)
В) эпилог? (Эпилог – заключительная часть поэмы)
Г) пролог? (Пролог – вступительная часть поэмы)
Д) назовите особенности поэмы А.С. Пушкина. (Особенности поэмы А.С. Пушкина:
- Жанр произведения – поэма. Поэма – один из жанров лиро-эпических произведений, в котором есть сюжет, события (характерно для эпического произведения) и открытое выражение автором своих чувств, своего отношения к описываемому (как в лирике).
- Впервые в истории отечественной поэмы Пушкин ввел в свое произведение автора-повествователя.
- Течение событий поэмы перебивается лирическими отступлениями, всегда непринужденными, остроумными, являющимися исповедью собственной жизни
- Поэма сходна с народной сказкой.
- Поэма характеризуется красочностью картин, живостью повествования.
- Усугубляя таинственность поэмы, поэт прерывает развитие действия на самых интересных, увлекательных эпизодах.
- Для поэмы Пушкина характерна простота и изящество стиля, звучность стиха.
- Герои поэмы олицетворяют определенные черты:
Руслан – мужество, честность, прямодушие, веность в любви и слове.
Финн – мудрость и добро.
Фарлаф – трусость, спесивое хвастовство, обжорство и, самое страшное, коварство и бессовестность.
Рогдай – слепую, свирепую, неукротимо-безрассудную воинственность.
Черномор и Наина – мрачное злодейство.
Людмила – земная, жизнерадостная, чувствительная, немного ветреная, шаловливая.
- Композиция поэмы:
а. Посвящение.
б. Пролог – вступительная часть произведения.
в. 6 песней.
г. Эпилог – заключительная часть произведения.
Деревня Портретово. Задание: отгадайте, чей это портрет.
1. “… воитель смелый,
Мечом раздвинувший пределы
Богатых киевских полей…” (Рогдай)2. “…Крикун надменный,
В пирах никем не побежденный,
Но воин скромный средь мечей…” (Фарлаф)3. “…Последний, полный страстной думы,
Младой хазарский хан…” (Ратмир)4. “Красавиц давний похититель,
Полнощных обладатель гор.
Еще ничей в его обитель
Не проникал доныне взор…” (Черномор)5. “…ясный вид,
Спокойный взор, брада седая;
Лампада перед ним горит;
За древней книгой он сидит,
Ее внимательно читая.” (Старец Финн)6. “Но, страстью пылкой утомленный,
Не ест, не пьет… влюбленный;
На друга милого глядит,
Вздыхает, сердится, горит
И, щипая ус от нетерпенья,
Считает каждые мгновенья”. (Руслан)
Деревня Художниково. Сейчас проверим ваше домашнее задание. Оно было следующим: нарисовать иллюстрацию к “Вступлению”.
Село Математиково.
– Как вы думаете, почему село так называется? (ответы на вопросы будут содержать числа)
– Сколько прелестных дев окружало Ратмира на скалах? (12)
– Сколько богатырей “чредой из вод выходят ясных”? (30)
– Сколько лет жил Финн в пещере? (20)
– Сколько дней Фарлаф якобы боролся с лешим за Людмилу? (3)
– Сколько дней летал Руслан, схватившись за бороду Черномора? (2)
– Сколько лет Людмиле? (17)
Село Событийново. Задание: по перечисленным мною в хронологическом порядке словам из поэмы определите событие, описанное в ней.
- Печальный терем; во сне глубоком; стоят уныло; гласы трубны, рога, тимпаны, гусли, бубны; сединами приник.
- Щекотит ноздри; чихнула; вихорь; тая сов; едва... усидел; голос шумный.
- С боязнию глядит; сердце замерло; но все же обнажает меч; вонзает трижды и мчится боязливо вдаль с добычей.
- Унынье; страх на башнях и стенах; стенанья в домах; кто-то в горестной молитве, а кто-то готовится к кровавой битве.
- Подушки пуховые, сень балдахина, курильницы златые; три девы, красоты чудесной; лазурный, пышный сарафан; веселы песни, но кто-то молчит и тоскует.
- Гром, свет, дым, грозная тишина, голос странный; кто-то взвился; безвестная сила. В результате кто-то стал, несчастным, а кто-то гневом распалился.
Мы подъезжаем к деревне Поэтиково. Жители этой деревни интересуются, умеете ли вы сочинять стихотворения. Дома вы должны были подготовить по данным рифмам свое четверостишие.
Полны
Волны
Пустой
Морской
Примерный ответ:
Мои глаза слезами полны,
А за окном гуляют волны.
И в дом, печальный и пустой,
Влетает ветер лишь морской. (пунктуация автора Марина С. сохранена)
Село Полицейкино. Задание: назовите предметы, о которых идет речь в вопросах.
- Что принесла каждая из девушек Людмиле в первое утро? (Первая – венец перловый, вторая – сарафан, фату, обувь, третья – жемчужный пояс)
- Какой предмет погубил обоих братьев Черномора и богатыря-великана? (меч)
- Что взял Руслан с поля битвы? (щит, шлем, звонкий рог, копье стальное, кольчугу)
- С помощью какого предмета Руслан должен был разбудить Людмилу? (коснуться ее лба с помощью кольца)
Село Чудесное. Задание: ответьте на вопросы. (Подсказка: в основе лежит чудо)
- Кем или чем была похищена Людмила? (безвестной силой)
- В какого зверя превратилась, чтобы показать Фарлафу путь к Людмиле? (кошка)
- Каким образом Черномору удалось поймать Людмилу, на которой была шапка-невидимка? (принял вид раненого Руслана)
- В кого превратилась Наина, чтобы прилететь к Черномору? (крылатый змий)
- Какие три чуда упоминаются первыми в прологе? (леший, русалка, следы невиданных зверей)
- В качестве кого Финн пытался 3 раза завоевать любовь Наины? (пастуха, героя-воина, колдуна)
Городок Знатоки. Мы побывали во многих населенных пунктах несуществующей страны. Давайте, подведем итоги, попрошу встать тех, у кого более __ жетонов. Для вас есть еще вопросы.
- Природой какой страны восхищается автор поэмы эпилоге? (Кавказ)
- Какую роль выполняет в поэме “арапов длинный ряд”? (несет бороду Черномора)
- Что является утешением старцу Финну в этом мире? (Природа, мудрость и покой)
- Какое чувство охватило князя после похищения Людмилы? (Гневом распалился)
- Каким способом победила Черномора Людмила во время его первого визита к ней? (Людмила завизжала)
- Чем закончил жизнь Черномор? (лишенный силы чародейства, был принят карла во дворец)
- Почему сон Руслана назван вещим? (он был пророческим, предвидящим будущее)
- Что поразило Людмилу в шатре (в саду у Черномора)? (обед роскошный, прибор из яркого кристалла, услышала звук арфы)
- Как Фарлаф объяснил, каким образом он добыл Людмилу? (нашел Людмилу в пустынных муромских лесах у злого лешего в руках, что сражался с ним 3 дня)
- Кого в поэме Пушкин называет солнцем и почему? (Владимир – солнце. Он не раз защищал Русь от врагов – печенегов)
- Произведения какого жанра сочинял кот? (песни, сказки)
- Что такое Лукоморье? (излучина морского берега)
- Кто и каким образом спас Руслана после того, как его убил Фарлаф? (Финн, с помощью мертвой и живой воды)
- Кто такой Баян? (певец)
- С каким врагом боролись киевляне? (печенеги)
- Как изменился внешний облик Руслана после того, как он победил Черномора? (шлем князя украсила борода волшебника)
- Какое последнее событие в жизни головы? (она увидела плененного, безбородого Черномора)
- Кому посвящена поэма Пушкина “Руслан и Людмила”? (всем красавицам, девушкам)
4. Подведение итогов урока, выставление оценок.
Лучшим знатоком поэмы А.С. Пушкина признан(а) __________________. Награждение победителя и активных участников путешествия.
Откройте дневники и выставьте оценки за урок.