Цель: формировать языковую компетенцию учащихся, закрепить знание содержания комедии, развивать умение анализировать, сопоставлять, доказывать свою точку зрения, развивать творческие способности, воспитывать внимательное отношение к слову.
1. Вступление.
Слово учителя.
Основная проблема, которую Д.И. Фонвизин поднимает в комедии - проблема воспитания. Крепостничество привело русское дворянство к деградации. Дворянин, будущий гражданин страны, с рождения воспитывается в атмосфере безнравственности ,самодостаточности, самодовольства. Такая жизнь и воспитание лишили его цели и смысла жизни. Но автор не оставляет надежды, что что-то может измениться. Правдин берет под опеку хозяйство Простаковой, запрещает ей властвовать в своем поместье.
2. Чтение по ролям (действие 5, явление 1, диалог Правдина и Стародума.).
3. Инсценировка (д.5, явление 2, 3).
Итак, имение помещиков взято под опеку, Простакова лишается реальной власти над крестьянами и имуществом. Сын отворачивается от матери. Как такое стало возможным? В чем вина госпожи Простаковой?
Правдин подсказал нам с вами ход и форму урока. Давайте устроим суд над Простаковой.
4. Распределение ролей.
Обвинение (1 чел.).
Защита (1 чел.).
Присяжные заседатели (3 чел.).
Судья.
Свидетели.
5. Словесный портрет героя.
Пока мы с вами распределяли роли, Простакова, будучи человеком жестоким по отношению к крепостным, решила "допытаться, кто из рук выпустил Софью" и исчезла. Давайте в целях ее задержания составим ее словесный портрет, пользуясь одним из методов криминалистики.
(По тексту находятся характеристики героини, на доске в два ряда записываются характерные черты Простаковой: в первом - положительные, во втором - отрицательные):
- корыстная, властолюбивая, деспотичная, по варварски относится к крепостным слугам, постоянно ругается, безнравственная, речь лишена логики, говорит отрывисто, часто переходит на крик, искажает слова, не умеет читать, не- вежественная, лицемерная, коварная, изворотливая, не умеет переживать, сочувствовать, признает лишь право сильного, грубая, употребляет грубые выражения (дурак бессчетный, скот, бестия, собачья дочь и т.д.)
+ сильно любит сына, готова для него на все (платит деньги за учебу, ругается и дерется с братом), сильная волевая женщина, способна сама принимать решение, одна управляет именем.
А как вы думете, сколько лет госпоже Простаковой? (Чуть более 30, а кажется, что перед нами старая ведьма).
Мы составили подробный портрет героини, который позволил её задержать. Очевидно, обвинение и защита воспользуются этими данными.
6. Слушание дела:
А) Свидетельские показания.
- Слушается дело по комедии Д.И. Фонвизина "Недоросль". Приступаем к заслушиванию свидетелей.
- Гражданин:Вы проходите по делу госпожи Простаковой в качестве свидетеля. Помните, что за дачу ложных показаний вы будете привлечены к ответственности. Ответьте на следующий вопрос:
Вопросы к свидетелям:
- Что вы заметили предосудительного в поведении госпожи Простаковой?
- Что вы можете сказать о подсудимой как о матери?
- Считаете ли вы, что Митрофан лишь зеркало Простаковой?
- Что вы можете рассказать о похищении Софьи, считаете ли вы, что виновата Простакова?
- Что вы можете сказать о Простаковой как о жене?
- Зачем Простакова нанимает учителей, ведь она не видит в этом необходимости? (Во-первых, " мы не хуже других", во-вторых,"существует указ Петра I о дворянских детях".
- Кого из учителей Простакова считает лучшим?
- Не замечали ли вы элементов грубости в поведении и речи обвиняемой?
- Что вы можете сказать об отношениях между Простаковой и Скотининым?
Б) Обвинительная речь.
Рекомендации обвинению.
"Госпожа Простакова, вы обвиняетесь в том, что бесцельно и бессмысленно прожили свою жизнь:
- не дали достойного воспитания сыну, сделали из него эгоиста, грубияна, невежу;
- имея средства к существованию, тратили их на таких учителей, как Вральман;
- постоянно сквернословили, оскорбляли других, не считаясь с чувствами людей;
- обвиняетесь в том, что пытались силой выдать замуж Софью за своего сына;
- жестоко относились к крепостным слугам, живете по правилу, кто сильнее и богаче, тот и прав;
- невежественны.
В) Выступление защитников.
Рекомендации защите.
"Госпожа судья! Господа присяжные заседатели! Преступление нашей подзащитной имеет ряд смягчающих обстоятельств: в преступлении Простакова повинна не столько сама, сколько общество. Поэтому ответственность должны разделить в равной мере и другие персонажи бессмертной комедии Фонвизина "Недоросль". Простакова стала такой не случайно, она воспитывалась в семье, где тоже не признавали науку. Ее батюшка был воеводою 15 лет и не умел читать, был жадным, имел страсть к деньгам, даже умер от голода, лежа на сундуке с деньгами.
Таким образом, виновата семья, в которой воспитывалась Простакова: что же касается того, что Простакова не смогла сделать из Митрофанушки достойного гражданина, то во всем виновата материнская безоглядная любовь, а разве за это можно осуждать? Она воспитала себе подобного, ведь в семье она видела грубость, лицемерие, за детьми не было никого контроля, дети умирали (из 18 осталось 2), Простаковой еще можно сказать спасибо за то, что она вырастила такого здорового, румяного, крепкого сынка.
Г) Решение суда.
Рекомендации суду.
"Суд, в лице учащихся:, рассмотрев дело литературного персонажа комедии Фонвизина "Недоросль" и заслушав обвинение и защиту, выносит приговор:
1. Признать преступником век невежественных помещиков - крепостников, век "властителей и судей", век Екатерины II.
2. Признать госпожу Простакову личностью аморальной во всех отношениях и осудить на бессмертие, дабы другим неповадно было.
Приговор окончательный и обжалованию не подлежит!