Цели урока:
- Определить понятие счастья для героев поэмы
- Обозначить авторскую позицию по данной проблеме
- Поразмыслить над современным пониманием счастья
Задачи:
Образовательные:
- учиться анализировать образы, поступки литературных героев; соотносить взгляды литературных героев с собственными
- получить возможность через собственные ценностные ориентиры сформулировать понятие счастье и выяснить авторскую позицию в поэме
Воспитательные:
- прививать уважительное отношение к человеку, его мнению
- воспитывать внимательного читателя и слушателя
Развивающие:
- развивать познавательный интерес к изучаемой поэме, расширять кругозор учащихся
- применять знания на практике
Тип урока: урок-обобщение, подготовка к сочинению-размышлению
Оборудование:
- буктрейлер
- презентация
Методическая цель: показать формы работы по формированию ключевых компетенций.
Задачи: формирование и развитие компетенций
- коммуникативной компетенции через совместную деятельность в группе;
- учебно-познавательной компетенции через самостоятельную постановку цели урока, организацию способов её достижения, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности;
- социокультурной компетенции через определение и выражение собственного отношения к философским понятиям;
- информационной компетенции через работу с учебным материалом: поиск, извлечение, систематизацию, анализ и отбор необходимой для решения учебной задачи информации.
Форма организации познавательной деятельности учащихся: работа в группах и индивидуальная работа.
Ход урока
1. Актуализация знаний (наблюдение, в какой степени был усвоен предыдущий материал)
1. С поэмой «Кому на Руси жить хорошо» Николая Некрасова вас знакомила творческая группа одноклассников - 4 юноши. У них была цель заинтересовать класс произведением. Они сделали буктрейлер (определение понятия на доске; объясняет учащийся из творческой группы). Это первый опыт в нашей школе. Буктрейлер был показан на предыдущем уроке, группа внесла небольшие исправления, посмотрим его еще раз и вспомним содержание поэмы.
2. Показ буктрейлера. Учитель отмечает улучшение: «Спасибо за интересную работу!»
2. Организация самооценивания обучаемыми степенью владения актуальным опытом:
3. Итак, вспомнили содержание поэмы.
- С какой целью путешествуют по Руси семеро мужиков?
- Ищут ответ на вопрос.
- Какого человека ищут?
- Счастливого.
4. Какими вопросами задается автор вместе с мужиками? Давайте составим кластер вопросов (запись на доске и в тетрадях).
5. Определение проблемы учащимися.
- Какую проблему поднимает автор?
- Одна из главных, поднятых Н.А.Некрасовым в поэме «Кому на Руси жить хорошо», - это проблема определения счастья.
3. Создание ситуации противоречия между старым и новым материалом
- Итак, давайте подумаем, как Некрасов отвечает на поставленные вопросы; как бы вы сегодня ответили.
6. Проверка групповой домашней работы. Составление таблицы.
Группами были выбраны главы, чтобы определить: в чем герои глав находят счастье?
Сообщения групп.
Понимание счастья разными героями поэмы:
Поп.
«В чём счастие, по-вашему?
Покой, богатство, честь,
Не так ли, други милые?»
Они сказали: так…
Помещик.
Кого хочу – помилую,
Кого хочу – казню.
Закон - моё желание!
Кулак – моя полиция!
Матрёна Тимофеевна
Мне счастье в девках выпало:
У нас была хорошая,
Непьющая семья.Ключи от счастья женского,
От нашей вольной волюшки,
Заброшены, потеряны
У Бога самого!
Глава «Счастливые»
- Дьячок уволенный.
- Рябая, одноглазая старуха.
- Солдат с медалями.
- Каменотёс с тяжёлым молотом.
- Мужик с одышкою.
- Дворовый графа Переметьева.
- Крестьянин-белорус.
- Мужик со скулой свороченной.
- Оборванные нищие.
Ермила Гирин.
Имел он всё, что надобно
Для счастья: и спокойствие,
И деньги, и почёт,
Почёт завидный, истинный,
Не купленный ни деньгами,
Ни страхом: строгой правдою,
Умом и добротой.
Счастье для 7 мужиков
… Мы ищем, дядя Влас,
Непоротой губернии,
Непотрошёной волости,
Избыткова села!...
Авторское понимание счастья.
Выразителем авторской позиции в поэме является герой Григорий Добросклонов.
Гриша Добросклонов
…и лет пятнадцати
Григорий твёрдо знал уже,
Что будет жить для счастия
Убогого и тёмного родного уголка.
Глава поэмы |
Герой главы |
В чем счастье |
Поп |
поп |
Покой, почет, богатство |
Помещик |
Оболт-Оболдуев |
«кулак – моя полиция», неограниченная власть, владение собственностью |
Счастливые |
мужики |
«дырявое с заплатами, горбатое с мозолями» |
|
Ермил Гирин |
доверие людей, совестливость |
Крестьянка |
Савелий |
«клейменый, да не раб» |
|
Матрена Корчагина |
Семья, муж рядом, дети. Но «ключи от счастья женского потеряны у Бога самого» |
Доброе время… |
Гриша Добросклонов |
«для счастья убогого и темного родного уголка», пишет песни |
7. Вывод учащихся по таблице. Последняя глава рассказывает о герое-идеале автора. Поэт видел счастье и истинное назначение человека в бескорыстном служении народу (запись в тетрадях).
4. Сообщение учащимся пределов познания, ориентация на цель учения
8. Учитель: Позиция автора ясна. А каков взгляд на сущность счастья других мыслителей? Обратим внимание на их толкование счастья – показ слайда и чтение цитат вслух учащимися.
5. Организация изучения учебного материала
9. Предлагаю выбрать наиболее понравившееся высказывание о счастье и, используя Метод «Пресс», написать небольшое размышление. (Слайд – Метод «Пресс»)
10. Прослушивание размышлений учащихся.
11. Вывод учащихся после размышлений. Каждый человек счастье понимает по-разному, в зависимости от условий, в которых он живет, и идеалов людей, которые его окружают.
6. Организация самооценивания, обобщение изученного
12. - Разговор о счастье ведется с младших классов. В каких произведениях речь шла о счастье? (учащиеся вспоминают)
Действительно, о счастье вы размышляли, когда читали феерию Метерлинка «Синяя птица». В чем счастье? Где эта птица счастья?
- Ответы учащихся.
- А в повести «Алые паруса» А.Грина?
- Ответы учащихся.
Параллельно - показ слайдов с обложками книг.
13. Групповая работа. В этих произведениях есть не только формулы счастья, но и их символы: птица, корабль с алыми парусами. Я предлагаю вам в своей группе создать символ или формулу счастья.
14. Выступление групп о символах или формулах счастья.
7. Итог урока. Оценивание работы на уроке, подведение итогов работы групп.
8. Домашнее задание: подготовиться к сочинению о счастье – подобрать 2 аргумента из литературы
9. Рефлексия.
Слово учителя. Семь мужиков-странников отправились в путь за счастьем. Человек способен сам его сотворить, например, сделав доброе дело. Ведь счастье - это прежде всего состояние души, поэтому добрый, отзывчивый человек всегда счастливее злого, корыстного.
15. Чтение учителем стихотворения Э.Асадова «Что такое счастье».
Литература
- Гамула, Н.В. «Проблема счастья» на примере поэмы Н.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»: Урок литературы, 10 класс / Н.В. Гамула, О.В. Тиц // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок».
- Иштуганова, А. О. Конспект урока по литературе в 10 классе по теме "Проблема счастья в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»" //nsportal.ru.
- Торопчина, Л.В. Поэма Н.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» Текст: готовимся к сочинению/ Л.В. Торопчина// Литература-Первое сентября.-2004.-№18.- С.19-23.