Цели
учебная: ознакомить учащихся с особенностями повести Ф.А.Абрамова, формировать умение и навыки самостоятельного исследования текста с целью поиска необходимой информации; выявить авторскую позицию; развивать речь детей, мышление, чувство слова, языка.
воспитательная: воздействовать на эмоциональное восприятие учащихся; воспитывать потребность обращения к своим истокам, к прошлому.
ХОД УРОКА
Слово учителя. Дорогие ребята, сегодня мы открываем страницы удивительной повести Ф.Абрамова. Как часто приходится сетовать на то, что не остается времени и душевных сил на самое главное – на осмысление причин происшедших трагедий, на постижение сил, которые помогли выстоять стране и народу. Писатель словно бы спешил рассказать нам о пережитом, чему свидетелем был сам.
Ф.Абрамов сосредоточил внимание в повести не на событиях, а на сознании и психологии героев, которые либо потеряли, либо сохранили в себе общечеловеческие ценности.
Изо дня в день, из года в год он настойчиво вопрошал нашу историю, распутывая ее трагические узлы, улавливая связь прошлого с настоящим.
Совершим и мы вместе с автором экскурс в прошлое.
(Ребята в группах проводят исследование по тексту и составляют вопросы, помогающие им в решении темы, заявленной в уроке. Каждая группа представляет материалы в рубрике “возьмем на заметку”)
Экскурс – попутное исследование отдельного вопроса в какой-либо области, производимого одновременно с разработкой главной темы.
Экскурс 1
- Что является центром повести?
- Как происходило взросление Микши (Никифора Кобылина)? Какие качества характера начинают проявляться в нем?
- С чем связано начало сознательной жизни героя?
Возьмем на заметку. В 20–30-е годы XIX века рушились не только часовни и храмы, Распадались семьи, становились чужими друг другу люди, связанные кровными узами, менялись представления о добре и зле, о справедливости и подлости, о благородстве и низости.
Экскурс 2
- Какое влияние на мировоззрение Микши оказали дядя Александр и дядя Мефодий?
- Каким вы увидели отца Микши?
- Расскажите об отношении героя к отцу.
- Сцена встречи раскулаченных.
- Отречение от отца.
Возьмем на заметку. Подрастающий Микша стремился найти пример для подражания, и он нашел такой пример: погибший дядя - красный партизан и его брат, готовый к беспощадной мести. Микша тоже готов мстить за дядю. Останавливает его отец, которого сын всю жизнь презирал и стыдился и, наконец, отрекся, потому что считал его слабым, способным в такое время плакать, страдать, думать.
Экскурс 3
- Какие мысли одолевают героя?
- Встреча с Кудасовым. Правда о смерти дяди Александра.
- Предсмертные слова отца.
- С какой целью Никифор Кобылин встречается с теми, кто знал его отца?
- Как встречает отрекшегося от отца сына всеми уважаемый учитель Павлин Федорович Усольцев? Почему?
- Какое решение принимает Никифор?
- Почему герой погибает?
Возьмем на заметку. Никифор узнает правду о совсем не героической, а об уголовной смерти дяди. Прошлое не отпускает его. Оказывается, боготворил он насильника, а своего отца ненавидел за то, что тот оказался человеком.
А что вспомнят о нем его дети?
Микша погибает, потому что рушатся его идеалы. И смерть настигает его тогда, когда он приходит на старое кладбище, где похоронены отцы и деды ныне живущих. Люди забыли дорогу к нему (в газетной статье кладбище названо могильником).
Подводим итоги
Что же привело Микшу к трагедии?
Ослабление родственных связей, отчуждение самых близких людей, неумение прощать, смещение нравственных понятий и слепая ненависть, пустившая глубокие корни.
Роль прошлого в вашей жизни.
Прошлое всегда с нами, и оторваться от него невозможно: в нем и память поколений, и наши собственные проступки перед совестью, которые не могут раствориться во времени. Прошлое становится нашим судьей, самым строгим и беспощадным. Но часто ли мы задумываемся об этом?
Домашнее задание.
“Прошлое в конечном итоге оказывается важнее будущего” (Д.Оруэлл)
Согласны ли вы с высказыванием Оруэлла после прочтения повести Абрамова “Поездка в прошлое”?
Тезисы к уроку по повести Ф.А.Абрамова “Поездка в прошлое”
Урок-экскурс по повести Ф.А.Абрамова “Поездка в прошлое” подводит учеников к мысли, что “прошлое в конечном итоге оказывается важнее будущего”, потому что без осмысления того, что произошло со страной, с людьми, невозможно идти вперед. В прошлом и память поколений, и наши собственные проступки перед совестью, которые не могут раствориться во времени. Прошлое становится строгим и беспощадным судьей каждого, и многим нужно это осмыслить и понять.