I. Проверка домашнего задания. Проверочная работа (Приложение 1).
- Вчера мы познакомились с биографией замечательной, пожалуй, одной из лучших поэтесс Серебряного века Анны Андреевны Ахматовой. Давайте проверим, насколько хорошо вами усвоена эта информация. Старайтесь быть кратки и конкретны в своих ответах.
Взаимопроверка по эталону.
II. Работа по теме урока.
- Мы познакомимся с лирикой Анны Ахматовой, попробуем в раннем ее творчестве найти традиционные элементы акмеизма, представителем которого была поэтесса. А что характерно для этого направления?
(Культ природного начала, противопоставление социальному, реальность материальной природы; возврат к материальному миру, к предмету, к точному значению слова).
"Логика в замысле, в постройке произведения, в синтаксисе" (О прекрасной ясности. М.Кузмин).
Инструкция по работе с таблицей (Приложение 2).
- О том, как рождаются стихи, Ахматова рассказала в стихотворении "Тайны ремесла".
- Давайте подумаем, почему в названии соединены слова - одно, обозначающее сокровенное, другое – обыденное. (Ремесло и творчество – это соединение повседневного труда, работы и таланта, призвания. Подобное нередко происходит в жизни человека и в природе. Земной сор - почва, из которой вырастает Поэзия, поднимая с собой человека).
- Какие элементы акмеизма присутствуют в этом стихотворении?
(Противопоставление социальному: "не так, как у людей"; реальность материального мира, мира вещей и предметов: "одуванчик у забора", "лопухи и лебеда", "окрик", "деготь", "плесень").
- Каковы особенности лексики? (Противопоставление возвышенной лексики обыденной, местами просторечной: "одические рати", "элегических" – "сор", "стыд", "забор", "плесень", "затей"). Какова ее роль в этом стихотворении?
- Отразите свое личностное восприятие этого стихотворения в таблице.
"Вечерние часы перед столом".
- Какие традиции акмеизма нашли отражение в
этом произведении?
- Какова на ваш взгляд роль образной цепочки: стол
– страница – мимоза – птица – море – луна?
- Каковы особенности синтаксиса?
- Отразите свои впечатления от этого
стихотворения в таблице.
"Вижу выцветший флаг над таможней".
- Перечитайте первую строфу. Что настораживает
поэта?
- Какова, на ваш взгляд, роль слов
"выцветший", "муть"?
- Чему посвящены две другие строфы? (Детство,
возвращение в теплый приморский край.
Беззаботность, незнание печальных сторон жизни).
- А почему "от счастья и славы безнадежно дряхлеют сердца"? (К понятию "счастье" человек приходит только в зрелом возрасте, слава дается не всем и далеко не сразу. Ценность одного и эфемерность другого суждено познать только в конце жизни). Это понимает поэтесса, которой всего-навсего двадцать четыре года.
- Определите мотивы акмеизма в этом стихотворении.
Самостоятельная работа учащихся с таблицей.
"Нам свежесть слов и чувства простоту…".
- В чем, по-вашему, смысл первой строфы?
- О чем говорят нам строки второй строфы?
- А вот третья строфа ничего не напоминает? (Хотя критики считают, что прямых перекличек с пушкинскими стихами в поэзии Ахматовой почти не встретишь, здесь явно слышны мотивы творчества Александра Сергеевича. Утверждается право поэта быть верным одной лишь поэзии, а не силе власти или требованиям толпы, желание поддержать, укрепить человека (слепого у Ахматовой или глупца у Пушкина)).
Работа учащихся с таблицей.
- Поделитесь своим восприятием этого стихотворения.
"Я пришла к поэту в гости".
- Это стихотворение – посвящение Александру Блоку, уже знаменитому, признавшему начинающую поэтессу равной себе. Что мы улавливаем в прочитанном? (Восхищение, уважение к Блоку, благодарность, признательность).
- Каковы традиции акмеизма в этом
стихотворении?
- Каковы ваши впечатления от этого стихотворения?
(Работа с таблицей).
III. Итог урока.
- Что из прочитанного понравилось?
- Каким человеком предстает перед нами Анна
Ахматова?
- У каждого из вас сложилось свое мнение о поэте. А
вот другая поэтесса Серебряного века, Марина
Цветаева, написала об Ахматовой так.
Узкий, нерусский стан –
Над фолиантами.
Шаль из турецких стран
Пала, как мантия.
Вас передашь одной
Ломаной черной линией.
Холод – в веселье, зной –
В вашем унынии.
Вся Ваша жизнь – озноб,
И завершится – чем она?
Облачный – темен – лоб
Юного демона.
Каждого из земных
Вам заиграть – безделица!
И безоружный стих
В сердце нам целится.
В утренний сонный час,
– Кажется, четверть пятого,
Я полюбила Вас,
Анна Ахматова.
- А наше знакомство с творчеством Анны Ахматовой продолжится на следующем уроке.
IV. Задание на дом.
Выучить наизусть любое из прочитанных нами стихотворений А.Ахматовой.