Литература
-
Урок-обзор по теме: "Пусть душа останется чиста!" (по лирике Н.Рубцова) 2007
Жизненные впечатления, душевные переживания, лирическое осмысление природы, философские размышления о прошлом, настоящем и будущем России в лирике Николая Рубцова – поэзии искренней, настоящей, идущей из души. В 11-м классе поэзия Н.Рубцова изучается обзорно, не вызывая в памяти выпускников ни сопереживания, ни понимания. Считаю целесообразным расширить знания о русском поэте XX века через урок-обзор: от жизни к лирическим переживаниям, к пониманию и осмыслению его поэзии. Учащиеся получают задание после обзорной лекции о поэзии 60–70-х годов, они имеют возможность подготовиться к уроку-обзору: выучить стихотворения наизусть, подготовить сообщения о жизненном и творческом пути поэта. На втором уроке происходит обсуждение мини-исследований о традициях русских поэтов в лирике Н.Рубцова.
-
Урок-обобщение "Два круга жизненных испытаний Евгения Базарова" 2008
Изучение романа И.С. Тургенева "Отцы и дети" проходит в 10-м классе. Психологи отмечают, что для подростка при запоминании необходимо установить логическую связь между частями данного материала. По ходу объяснения учителю следует постоянно проверять, правильно ли ученики его поняли: задавать вопросы, при необходимости использовать анкеты, игры. Необходимо при рассказе визуально подкреплять информацию, записывать ключевые слова, рисовать. Особое значение приобретают заключительные уроки, где стоит ещё раз проговорить ключевые моменты предыдущих уроков, вспомнить ключевые эпизоды произведения, использовать при обобщении опорные схемы.
-
Урок-обобщение по литературному чтению "И.А. Крылов "Басни"". 4-й класс 2012
На уроке учащиеся работают в группах, которые в течение предыдущих двух уроков провели исследовательские работы по жизни и творчеству писателя. Каждая группа представляет свой результат – сообщение исследования. В игровой форме обобщаются полученные ранее знания о писателе и его творчестве. В конце урока каждая команда самостоятельно выставляет отметки своим членам.
-
Урок-обобщение по творчеству 30-х годов А.С. Пушкина. 8-й класс 2013
Отталкиваясь от незаконченного синквейна «Человек», ребята в ходе урока пытаются ответить на вопросы, чем отличаются эти «на мгновенье умер» и «лишь мгновенье жил». Что должно произойти, каким должен быть человек, чтобы «на мгновенье» в итоге умереть? Мы пробуем приблизиться к разгадке тайны Пушкина-человека, выделив лейтмотивные слова ЧЕЛОВЕК, СКАЗКА, САМОСТОЯНЬЕ в его произведениях 30-х гг. Прав ли Достоевский, говоря, что «человек есть тайна…»?
-
Урок-откровение "Жизнь и житие братьев Кузьмёнышей" (по повести А.Приставкина "Ночевала тучка золотая") 2008
Чтение и текстуальный анализ повести А.Приставкина, отдельных глав, эпизодов, сцен, описаний позволяют познакомиться с жанровыми особенностями произведения, выявить роль словесных и сюжетных мотивов в художественном повествовании, определить стилевое своеобразие. Анализ содержания художественного произведения через триединое «автор – образ – читатель» помогает прийти к постижению авторского замысла – «открыть до конца» правду о войне.
-
Урок-открытие "…Но самый большой грех из всех – быть равнодушным" (по рассказу Л.Петрушевской "Страна") 2016
Урок-открытие по рассказу Л.Петрушевской «Страна» ориентирован на учащихся 10-го класса. Это урок раздумья, размышления над такими вопросами, которые рано или поздно каждый из нас решает для себя сам. Что такое любовь к ближнему, уважение, забота об окружающих? Какую роль в нашей жизни занимают наши родные и близкие? На представленном уроке поднимаются проблемы, актуальные для всех нас, проблемы семьи, одиночества, материнства.
-
Урок-открытие "Собака, миленькая, прости…" (по рассказу Ф.А.Абрамова "Потомок Джима") 2017
Представлен урок раздумья, размышления. На уроке дети пытаются разобраться в таких нравственных качествах, как преданность, самопожертвование, благодарность, забота о ближнем; выясняют, какую роль в жизни занимает любовь к родным людям и животным. Цель урока - показать драматизм человеческой судьбы в военное и послевоенное время, на примере жизни героев рассказа раскрыть нравственные истоки жертвенности и человеческой памяти.
-
Урок-открытие нового имени в 8-м классе: "Плутон, поднявшийся из ада". В.Т.Шаламов и его "Колымские рассказы", "Последний бой майора Пугачева" (обучение элементам написания рецензии) 2006
В этой работе дано описание урока литературы для учащихся 8-го класса, посвященного творчеству В.Т.Шаламова – человека трагической судьбы, репрессированного литератора, "Плутона, поднявшегося из ада". Цели данного урока – познакомить учащихся с "Колымскими рассказами" В.Шаламова – настоящей энциклопедией колымской жизни; развитие навыков работы с текстом (роль пейзажа и портретной характеристики, раскрытие внутреннего мира героев, особенности художественного стиля писателя, литературные приемы); обучение элементам написания сочинения-рецензии; воспитание гуманизма, милосердия, порядочности.
-
Урок-открытие по творчеству М. Цветаевой "Если душа родилась крылатой…": жизнь и творчество М. Цветаевой 2012
Урок знакомит с творчеством великой русской поэтессы М. Цветаевой. «Войти в художественный мир Цветаевой трудно, подчас невозможно, не понимая ее первооснов". Учащиеся изучают биографию М. Цветаевой.
-
Урок-открытие по творчеству М.Цветаевой "Для меня Марина Цветаева – это…" 2010
Урок проводился по технологии личностно ориентированного обучения, носит развивающий характер. Рекомендуется использовать разработку урока в конце изучения темы " Творчество М.И. Цветаевой". Советую обратить внимание на подбор и качество чтения стихотворений. Основной тон чтения стихотворений должен задать учитель.
-
Урок-отражение "Война же совсем не фейерверк: сопоставительный анализ рассказа Л.Н. Толстого "Севастополь в августе 1855 года" и новеллы Анри Барбюса "Могила неизвестного"". 10-й класс 2013
Изучение «Севастопольских рассказов» Л.Н. Толстого рассчитано на 2 часа. Целесообразно для подробного анализа выбрать «Севастополь в августе 1855 года» и одновременно прочитать новеллу Барбюса «Могила неизвестного».
-
Урок-память "Не дать поблекнуть старым, боевым медалям!" по рассказу В.П.Астафьева "Тоска по вальсу" 2016
Урок-память по рассказу В.П.Астафьева «Тоска по вальсу» с использованием ИКТ позволяет выявить ключевые проблемы текста и прокомментировать; показывает их актуальность. В основе урока лежит технология РКМЧП, благодаря которой происходит развитие аналитического, критического, ассоциативного мышления; формирование культуры чтения; стимулирование поисковой творческой деятельности учащихся.
-
Урок-панорама "По историческим вехам романа В.С. Пикуля «Богатство»" 2009
Историко-литературный урок-панорама призван помочь научить учащихся сравнивать историческую реальность и художественный вымысел в изображении исторической действительности литературными произведениями, заинтересовать в нравственных и духовных проблемах, особенностях творчества В.С. Пикуля.
-
Урок-перемещение в пространстве и во времени по комедии Н.В. Гоголя "Ревизор" 2014
Цель урока: обобщить факты, характеризующие общее положение дел, для характеристики отдельных чиновников, раскрывая общую для всех сущность их "деятельности" и факты, обнаруживающие индивидуальные свойства каждого персонажа; формировать понятие о типических характерах; вызвать на размышление о высоком предназначении человека, его ответственности как за все происходящее вокруг, так и за себя как социально значимую личность; воспитывать непримирение с попирательством прав человека.
-
Урок-повторение и обобщение знаний по творчеситву А.С. Пушкина "Что за прелесть эти сказки!" 2012
На заключительном уроке по творчеству А.С. Пушкина в 5-м классе целесообразно провести аналитическую работу, раскрывающую своеобразие сказочного творчества автора. Урок построен с учетом требований учебного процесса, полностью основан на литературном материале, позволяет закрепить ЗУН по литературе и проверить знание учащихся сказки и творчества великого писателя.
-
Урок-погружение по литературе в 11-м классе по теме: "Конец века, или Русский Ренессанс" 2010
Урок предназначен для ознакомления с основными тенденциями в литературе конца XIX – начала XX века, предполагает обзор исторически значимых событий в общественной, культурной, литературной жизни России. Использована информация по философии, журналистике, моде, поэзии Серебряного века, современному модернизму. Почувствовать дух времени, лицо века – главная задача урока.
-
Урок-поиск "Идея рассказа М.Горького "Старуха Изергиль". 8-й класс 2019
Образовательная цель: научить учащихся определять идею художественного произведения посредством анализа образов главных героев на примере рассказа М.Горького «Старуха Изергиль».
-
Урок-поиск по литературе в 6-м классе "Правда жизни" в сказке-были М.М. Пришвина "Кладовая солнца" 2010
На обобщающем уроке автор поставила следующие цели: анализируя композицию, художественные приёмы, выяснить основную мысль сказки-были, развивать устные речевые способности учащихся, содействовать воспитанию доброго, отзывчивого, любящего человека.
-
Урок-портрет "Анна Ахматова" 2011
Цели урока – помочь детям создать общее представление о художественном мире Анны Ахматовой, различных гранях ее творчества; познакомить с живописными портретами поэтессы, показать Ахматову как личность сильную, талантливую, достойного гражданина своей страны; активизировать познавательную активность учащихся на уроке, используя прием синквейна.
-
Урок-портрет, посвященный творчеству И.Талькова "И поверженный в бою, я воскресну… И спою…" 2008
Тема "Поэты-барды" предлагается учащимся для самостоятельного изучения через реферативную деятельность (реферат по творчеству выбранного поэта-барда). Для подготовки учащихся к работе над рефератом проводится нетрадиционный урок, который представляет собой литературно-музыкальную композицию. Такая форма урока вызывает эмоциональный интерес к бардовской песне.
-
Урок-портрет. "Речевая характеристика героев произведения И.С. Тургенева "Бежин луг" 2007
Данный урок по развитию речи является продолжением изучения произведения И.С.Тургенева "Бежин луг" и предполагает использование составления психологического портрета. Обращаясь к художественным средствам выразительности, шестиклассники учатся работать с текстом по плану, развивают языковую наблюдательность, умение аргументировано высказывать собственную точку зрения.
-
Урок-портрет. В.Маяковский: "Я сам расскажу о времени и о себе" 2010
На крутом историческом повороте его выбросили за борт с «парохода» современности. Кажется, что спустя 20 лет появилась возможность вернуть поэта в литературу, помочь старшеклассникам увидеть В.Маяковского как трагическую личность, отнестись к поэту без предубеждений, помочь понять, как Маяковский стал героем своей эпохи и почему гибелью расплатился по счетам своей поэзии.
-
Урок-портрет. Тема: "Салим Сазыгович Сүрүң-оол. Стихотворение «Синие горы»" 2014
Цель урока: продолжить обучение анализу лирического стихотворения; помочь учащимся выявить основной мотив, характерный для стихотворения С.С.Сурун-оола «Синие горы»; развивать чуткое отношение к авторскому слову, умение ощущать взаимосвязь разных видов искусства; формировать чувство любви к малой родине.
-
Урок-посвящение "Да будет мужественным твой путь…" (о жизни и творчестве И.А. Бродского) 2010
Урок в форме литературно-музыкальной композиции знакомит учащихся с непростой судьбой и личностью поэта И.А. Бродского. Такая форма подготавливает учащихся к восприятию нового уникального поэтического голоса. На уроке используется презентация, выполненная в PowerPoint, а также аудиозаписи песен на стихи И.Бродского.
-
Урок-праздник "На вечёрках" 2007
Данная работа является обобщающим уроком в системе уроков "Зимние праздники". Он относится к теме "Народный календарь и его отражение в фольклоре жителей нашей области". В ходе урока учащиеся получают представление о том, как проходили зимние праздники в данной местности, знакомятся с их особенностями, принимают самое активное участие в празднике. Кроме того, подобные занятия воспитывают любовь к родному краю через углубленные знания традиций, истории и культуры его жителей. Возможна реализация данного мероприятия во внеклассной работе по предмету.
-
Урок-праздник "Прощание с азбукой" 2013
Урок-праздник создает атмосферу радости, развивает познавательную активность и творческие способности у детей в поисковой деятельности, мыслительные операции в ходе игры, воспитывает у учащихся интерес к чтению. На праздник приглашаются родители, ученики 5-го класса – дети из предыдущего выпуска учителя, формируется коммуникативная культура учеников.
-
Урок-праздник "Ради жизни на земле" 2004
Нестандартные уроки дольше остаются в памяти детей, они интересны и познавательны, развивают творческую активность учащихся. На таких уроках, как говорят сами ребята, легче запоминается учебный материал. Конечно, нестандартные уроки требуют серьезной подготовки, зато они расширяют кругозор учащихся, повышают интерес к предмету. Представляю разработку нестандартного урока литературы, посвященного Дню Победы.
-
Урок-праздник в 5-м классе "Серебряное донце — золотое веретенце". Обобщение по теме "Устное народное творчество" 2009
Возникла идея провести обобщающий урок по этой теме в форме праздника, в котором приняли участие обучающиеся 5–10-х классов и их родители. По сценарию предусмотрено выступление танцевального коллектива школы, фольклорного ансамбля.
-
Урок-праздник в 5-м классе "Что за прелесть эти сказки!" 2009
Представлен план мероприятия, в котором подводятся итоги изучения детьми русских народных сказок.
-
Урок-праздник по творчеству Сергея Тимофеевича Аксакова 2010
Центральным вопросом урока являются жизненные заветы Аксакова – дарить людям счастье, воспитывать в себе мужество и твердость духа, любить Родину, чувствовать не только гордость, но и ответственность за свою страну. На уроке преподаватель формирует новые знания о творчестве Аксакова.