Урок литературы по теме "Рисование и литература. Рисунки Пушкина". 9-й класс

Разделы: Литература, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 9


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3 МБ)


Цели:

  • знакомство с творчеством Пушкина-художника;
  • расширение понятия «набросок», «иллюстрация» к литературному произведению;
  • ознакомление с классификацией и спецификой пушкинского рисунка;
  • развитие способностей к более глубокому осмыслению прочитанного через рисунок.

Задачи

  • расширить знания о творческом таланте А.С. Пушкина;
  • ввести понятие «набросок» к литературному произведению;
  • познакомить учащихся с разновидностями пушкинского рисунка;
  • рассмотреть, проанализировать наброски и иллюстрации к изученным произведениям А.С. Пушкина.

ХОД УРОКА

Слайд 1

Вводное слово учителя. Объявление темы урока: «Рисование и литература. Рисунки Пушкина»

Слайд 2

Рисование, сопровождающее писательский труд, – явление достаточно распространенное и, возможно, едва ли не закономерное для определенного типа творческой личности.
Рисунки в рукописях, например, оставили: Поль Валери, Стендаль, Кафка, Уильям Блейк, Виктор Гюго, Мериме, Жорж Санд, Анатоль Франс, Анри Мишо и многие другие зарубежные писатели и поэты.
Известны рисунки таких авторов русской литературы, как: Батюшков, Жуковский, Лермонтов, Гоголь Тургенев, Достоевский, Гумилев, Андрей Белый, Маяковский и др.

Слайд 3

Александр Сергеевич Пушкин был великим русским писателем, поэтом и, что знают немногие, художником. Пушкин-рисовальщик, помимо громадного литературного наследия, оставил человечеству не менее значимое наследие графическое. Более нескольких тысяч рисунков, из которых большинство приходится на портретные изображения и художественные наброски.

Слайд 4

На заметку:

Набросок – небольшое по размеру произведение живописи, графики или скульптуры, которое создано художником для мгновенного отображения на холсте увиденного или созданного собственным замыслом во время творческой работы. Набросок может выполняться по памяти, из воображения или с натуры. При этом чаще всего используется карандаш, что некоторым образом относит его к эскизу. Располагался набросок на листах черновых рукописей и лишь изредка на отдельных листах, в альбомах друзей, открытках и письмах.
Пушкин делал иллюстрации к своим рукописям, также Пушкин делал просто наброски и некоторые даже дарил друзьям.

Слайд 5

Пушкин думал стихами, размышлял ими – как поэт и вспоминал, анализировал, шутил и сердился рисунками и своими набросками – как художник. Слово сменялось графическим образом. Рисунки либо повторяли текст – подчеркивали его, либо вторили ему – усиливали смысл и глубину, либо отталкивались от него, давали продолжение идее.

Слайд 6

Первое упоминание о пушкинских рисунках в пушкиноведческой литературе мы встречаем у П.В.Анненкова, который заметил, что рисунки в рукописях Пушкина «обыкновенно повторяют содержание написанной пьесы, воспроизводя ее».
В последние годы исследование рисунков Пушкина по сути дела выросло в особую отрасль пушкиноведения, которая пытается нащупать некие новые пути осмысления творческого процесса, проникнуть в таинство рождения поэтического слова.

Слайд 7

«Пушкинский рисунок появлялся в творческих паузах: в малых перерывах стихописания, в минуты критической остановки, во время коротких накоплений или разрядов поэтической энергии <...> Заминка разрешалась рисунком <…> Чем короче были паузы – тем мимолетнее рисунки и тем меньше их. Они множились, дробились, увеличивались, когда остановка крепла <...> Знаком капитуляции было появление и разрастание рисунков <...> Пушкинский рисунок – дитя ассоциации, иногда близкой, иногда очень далекой, с почти разорванной связью, но он всегда укладывается в один из ассоциативных рядов, тянущихся вдоль возникающего стихотворения».
Вышеприведенное высказывание исследователя А. М. Эфроса обычно принималось за истину последующими исследователями, ни разу не было подвергнуто критике и стало своего рода штампом и излюбленной цитатой всех пишущих о пушкинском рисунке. Однако далеко не все рисунки, встречающиеся на листах с рукописным текстом, можно отнести к созданным во время творческого процесса.

Слайд 8

1899 г. в VI номере «Русского вестника» появляется статья Г. П. Георгиевского «Семь рисунков Пушкина», в которой автор отмечал: «Не так легко найти связь большинства пушкинских рисунков со словесным творчеством Пушкина, еще труднее приурочить портреты к лицам знакомых поэта <...> Рисунки Пушкина должны стать самостоятельным предметом для изучения».

Слайд 9

Пушкин любил определение «быстрый» и часто им пользовался. Все его иллюстрации начертаны быстро, с легкостью. Поэт и сам признавался, что его рисункам часто сопутствует смятение, душевное волнение, что в такие минуты рука его чертит машинально, « забывшись».По своему расположению в рукописях Пушкина рисунки неразрывно связаны с текстом. Так же, как и стихотворения, рисунки Пушкина посвящались друзьям, какому-то событию.

Слайд 10

Рисунки Пушкина можно классифицировать следующим образом:

  • портреты, автопортреты
  • зарисовки событий
  • пейзажи и интерьерные зарисовки
  • наброски к произведениям
  • титульные листы произведений
  • перерисовки
  • отдельные детали, предметы, животные

Слайд 11

В архивах Пушкина обнаружено великое множество портретов и автопортретов.
Пушкин изображал себя по-разному: молодым юношей и пожилым человеком с лысиной на макушке, в крестьянской рубахе и в кавказской бурке. Он рисует себя то карикатурно, то серьезно, будто вглядываясь в собственное изображение.

Слайд 12

В 1820 году Александр Сергеевич на отдельном листке бумаги изобразил себя юношей с рассыпанными по плечам кудрями, а ниже – себя же, уже немолодым со скорбной складкой у рта и с поредевшими волосами. Свой последний автопортрет Пушкин нарисовал в феврале 1836 года.

Слайд 13

По утверждению С. Я. Гессена, «Портретное сходство в рисунках Пушкина обыкновенно весьма условно. За беглым наброском его можно только, с большей или меньшей долей вероятия, угадывать оригинал». Автор рецензии соглашается с тем, что пушкинскую графику изучать необходимо и «значение ее доказано А. М. Эфросом совершенно бесспорно. Но за ней должно остаться только значение дополнительных иллюстраций к тем документам, к тем письменным материалам, на которых строится творческая или политическая биография поэта. Переоценка значения пушкинской графики влечет за собой ложные и ничем не обоснованные выводы, приводя подчас к подмене документальной биографии поэта продуктами творческого воображения исследователя».

Возврат к Слайду 10 «Классификация»

Слайд 14 Зарисовки событий (по ссылке)

В пушкинских рукописях нередки вырванные страницы. Это – следы вынужденной расправы. Пушкин уничтожал «предательские» стихи и рисунки. Но если раньше казалось, что он это делал решительно, чтобы не сказать – панически, то ныне это представляется иначе. В критические минуты отечественной истории и своей биографии он действительно изымал из рукописей разные вещи, однако он совершал такие операции расчетливо. Он вырывал и вымарывал только то, что могло его выдать сразу, что было понятным и очевидным для любого глаза. То же, что ему казалось прикрытым, завуалированным, сколько-нибудь зашифрованным, он оставлял и продолжал беречь. Это относится, в частности, и к известному венгеровскому листу с виселицами, и к отдельной странице с «эскизами разных лиц, замечательных по 14 декабря 1825 года». Последним по времени основным вкладом в группу политических рисунков Пушкина были изображения казни декабристов, открытые в черновиках «Полтавы».

Возврат к Слайду 10 «Классификация»

Слайд 15

Пушкин рисовал также пейзажи.
Первый рисунок карандашом датируется 1821 г., это кишиневский пейзаж, сделанный Пушкиным из окна своей комнаты в доме Инзова. О виде, открывавшемся из этого окна, писал Н. В. Берг в 1855 г.: «...Из окон, которые принадлежали ему <Пушкину>, самый лучший вид в городе. Место очень высоко... Вдали горы с белеющимися кое-где домиками какого-то села. Говорят, прежде, около Инзова дома был огромный сад и службы. Теперь не осталось ничего. Дом стоит отдельно, один-одинешенек, и подле него две сироты – акации...». Эти акации и изображены как на рисунке Пушкина, так и на позднейших рисунках дома Инзова.
В 1828 году – «Осенний пейзаж» и «Лесной пейзаж». Были и другие…

Слайд 16

Пушкин рисовал героев своих произведений, делал наброски к произведениям.

Слайд 17 Зарисовки к «Сказке…»

Рисунки были сделаны в рукописях. Так, например, рисунки «Балда Бесенокъ Попъ талаконный лобъ Старый бесъ» были найдены на листе 45 сшитой жандармами тетради 2376 Б.
Они являются иллюстрациями Пушкина к его «Сказке о попе и работнике его Балде», находящейся в этой же рукописи. Сказка эта датирована самим Пушкиным 13 сентября 1831 г. Конечно, и рисунки к ней надо датировать сентябрем 1831 г., когда Пушкин с молодой женой высиживал в Царском Селе холерный карантин.
Рисунок говорит о произведении, рукопись произведения дает возможность открыть рисунок.

Слайд 18 Зарисовки к поэме «Медный всадник»

Слайд 19

В 1829 году в «Невском альманахе» печатались отдельные главы из романа «Евгений Онегин».

Вот перешедши мост Кокушкин,
Опершись…о гранит,
Сам Александр Сергеич Пушкин
С мосье Онегиным стоит.
Не удостоивая взглядом
Твердыню власти роковой,
Он к крепости стал гордо задом:
Не плюй в колодец, милый мой!

Художник А.Нотбек по предложенной Пушкиным картине сделал свой рисунок. Поэт остался недоволен рисунком. Этим рисунком, где поэт и герой стоят рядом, Пушкин хотел подчеркнуть, что Онегин это не Пушкин, а что он «добрый приятель» поэта, который говорит:

Всегда я рад заметить разность
Между Онегиным и мной…

Поэт реалистического метода изображения действительности, А.С.Пушкин «не случайно заботился, чтобы читатель не ставил знак равенства между ним и Онегиным…, а по романтической традиции, склонен был отождествлять автора с героем…»

Возврат к Слайду 10 «Классификация»

Слайд 20 «Титульные листы к произведениям»

Слайд 22

Рисунки великого поэта изучали на протяжении десятилетий многие исследователи, искусствоведы. Наброски, зарисовки, иллюстрации были размещены в хронологическом порядке, каждый рисунок снабжен краткой аннотацией, включающей в себя необходимые сведения: дату и место создания, ссылку на текст, находящийся рядом, размеры рисунка, технику исполнения и архивный шифр. В некоторых случаях рисунки прокомментированы и атрибутированы. Указывается также первое воспроизведение рисунка в печати.

На данный момент вышло 4 книги Пушкинской серии:

  1. «Адресаты лирики Пушкина»
  2. «Друзья души моей»
  3. «Быстрый карандаш»
  4. «Края Москвы, края родные».

Изучение рисунков Пушкина продолжается. Есть еще неразгаданные тайны этой стороны творческого таланта Пушкина.