Урок литературы по теме "Пейзаж в эпических произведениях и произведениях живописи"

Разделы: Литература


Цели урока:

  • - закрепить знания учащихся о пейзаже в эпическом произведении;
  • - дать понятие пейзажа в живописи;
  • - найти черты сходства и различия пейзажных зарисовок в эпическом и живописном произведениях;

Оформление урока:

Репродукции картин:

  • В.М. Васнецов “Алёнушка”;
  • И.И. Левитан “Дуб”;
  • И.И. Шишкин “Зима”.

Запись на доске:

“Любование природой есть следствие любви к ней”

К.Г. Паустовский

Ход урока

Вступительное слово учителя:

Тема нашего урока сегодня “Пейзаж в эпических произведениях и произведениях живописи”. Мир, в котором мы живем, удивителен и прекрасен. В нем кроется множество загадок. Нас окружают всевозможные предметы, живые и неживые. Одни нам хорошо знакомы, другие не знакомы, третьи, хотя и кажутся знакомыми, но не перестают нас удивлять. К таким можно отнести великий храм природы, удивительный и неповторимый. Художники, композиторы, писатели не могли оставаться равнодушными к чудесам природы, к ее метаморфозам, и, конечно же, не раз обращались к ней в своих произведениях.

Мы с вами будем говорить о пейзаже в эпическом произведении и произведении живописи.

  • Что такое пейзаж?

Предполагаемый ответ учащегося:

Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова даёт следующее толкование слова пейзаж:

Пейзаж

1) общий вид какой-нибудь местности (Волжский пейзаж);

2) рисунок, картина, изображающая виды природы, а также описание природы в литературном произведении. (Пейзажи русских художников в произведении Тургенева).

Словарь литературоведческих терминов дает следующее определение пейзажа:

Пейзаж (франц. раукае, раук - местность) - описание картины природы в произведении художественной словесности или изобразительного искусства.

В художественной литературе пейзажи впервые приобретают важную роль в конце XVIII начале XIX веков. В живописи пейзаж появился в VII веке в Китае, в Европе с XVI века.

  • Какую функцию выполняет пейзаж в произведениях эпического жанра?

Предполагаемый ответ учащихся: Пейзаж в эпическом, произведении воспроизводит особенности местности и является фоном, на котором происходит действие; раскрывает внутренний мир героя, помогает понять его переживания.

Слово учителя: Недавно на уроке литературы мы закончили изучение повести И.С. Тургенева “Ася”. Как известно, Тургенев был замечательным пейзажистом.

  • Пожалуйста, приведите примеры из повести, в которых пейзаж является фоном, на котором разворачивается действие; пейзаж помогает понять внутренний мир героя.

/ учащиеся зачитывают отрывки из повести Тургенева “Ася”/

  • В каком состоянии находится герой и как природа раскрывает его чувства?

Предполагаемый ответ учащихся: Герой счастлив, он влюблен, а вечерний пейзаж с его звездами, теплый ветер, пение соловья поддерживают его чувство, усиливают его. Красота природы сливается с красотой чувства главного героя.

Слово учителя: Сегодня я хочу познакомить вас с героем романа Л.Н. Толстого “Война и мир” князем Андреем Болконским. На его долю выпало много испытаний, и он решил, что в 31 год жизнь окончена и “запер” себя в деревне.

Учащиеся читают наизусть отрывки из романа Л.Н. Толстого “Война и мир” - “Князь Андрей в весеннем лесу …”

  • Зачем автор дает описание дуба в весеннем лесу?

Предполагаемый ответ учащихся: Герой разочарован в жизни, и показавшийся ему на глаза дуб, выглядевший корявым и уродливым на фоне цветущей веселой зелени, подтверждает его мысли.

  • Что изменилось в мыслях князя Андрея после второй встречи с дубом? Какова роль дуба в этой сцене?

Предполагаемый ответ учащихся: В князе Андрее проснулся вкус к жизни, и дуб, который подтвердил и поддержал его грустные мысли, теперь говорил об обратном, он тоже радуется жизни.

  • Какую еще роль играет эта сцена?
  • Перед вами картина И.И. Левитана “Дуб”. Как вы считаете, можно ли ее считать иллюстрацией к строкам, которые вы только что услышали?
  • В чем, по-вашему, разница в создании пейзажа у художника и писателя?

Предполагаемый ответ учащихся: Писатель словами изображает воображаемые предметы, так как он их себе представляет, а читатель рисует их в своем изображении; художник изображает конкретный предмет, и мы его видим таким, каким его представляет художник.

  • На уроках литературы вы узнали, что сказка - это эпическое произведение. Вспомните, в каких взаимоотношениях находятся в них человек и природа?

Предполагаемый ответ учащихся: Природа помогает человеку, сочувствует ему. Яблонька укрывает ветками, речка прячет под бережком, месяц указывает дорогу.

Слово учителя: Художник В.М. Васнецов часто в своем творчестве обращался к сказочным мотивам. Не стала исключением и сказка “Сестрица Алёнушка и братец Иванушка”. Центральный образ картины -одинокая деревенская сиротка Алёнушка. Она сидит на камне возле воды, печально задумавшись над своей горькой судьбой.

Алёнушка, Алёнушка,
Задумчивое солнышко,
О чем ты опечалилась,
О чем ты призадумалась?

Как ивушка плакучая,
Над озером склонилася.
Какое горе горькое
С тобою приключилося?

Алёнушка, несомненно, центральный образ картины, но нам более интересен пейзаж.

  • Какова роль пейзажа на картине В.М.Васнецова “Алёнушка”?

Предполагаемый ответ учащихся: Прежде всего, пейзаж – это фон, на котором происходит действие. Но пейзаж здесь также способствует раскрытию характера героини, передает состояние ее души.

  • Еще раз внимательно рассмотрите пейзаж на картине В.М.Васнецова “Алёнушка” и подберите ключевые слова для его описания. Составьте с ними словосочетания.

Слово учителя: Обратимся к миниатюре М.М.Пришвина “Деревья в снегу”.

Ученик выразительно читает миниатюру:

Деревья в снегу.

Снежная пороша. В лесу очень тихо и так тепло, что только вот не тает. Деревья окружены снегом, ели повесили громадные тяжелые лапы, березы склонились, и некоторые даже согнулись макушками до самой земли и стали кружевными арками. Так вот и у деревьев, как у людей: ни одна ёлка не склонится ни под какой тяжестью, разве что сломится, а береза чуть что — и склоняется. Ель царствует со своей верхней мутовкой, а береза плачет.

В лесной снежной тишине фигуры из снега стали так выразительны, что страшно становится: “Отчего, — думаешь, — они ничего не скажут друг другу, разве только меня заметили и стесняются?” И когда полетел снег, то казалось, будто слышишь шепот снежинок, как разговор между странными фигурами.

  • Можно ли сказать, что пейзаж, созданный М.М.Пришвиным является описанием картины И.И.Шишкина “Зима”?

Предполагаемый ответ учащихся: Да, можно. На картине И.И.Шишкина изображен зимний лес. Кругом снежная пороша, деревья засыпаны снегом, ели свесили тяжелые лапы. Деревья похожи на людей, надевших на себя зимние наряды.

  • Какое настроение вызывают у вас эти пейзажные зарисовки?
  • Какими средствами этого достигает художник, какими – писатель?

Предполагаемый ответ учащихся: Художник использует определенные краски. Здесь преобладают прозрачные, неяркие краски: белые, голубые. Писатель использует слово, средства художественной изобразительности.

  • Найдите в тексте М.М.Пришвина эпитеты, сравнения, олицетворения.

Слово учителя: Сейчас я предлагаю вам выступить в роли писателей. Дома вы работали с картиной И.И.Шишкина “Зима” и создали пейзажные зарисовки для эпического произведения. Прежде чем мы заслушаем ваши работы, вспомним:

  • Какой формой словесного выражения является пейзаж и что характерно для него?

Предполагаемый ответ учащихся: описание; наличие имен прилагательных, причастий, имен существительных; роль глаголов не значительна; средства художественной изобразительности.

Учащимися зачитываются свои работы

Слово учителя: Подведем итог. Сегодня на уроке мы сравнивали пейзажи, созданные художниками и писателями. Какие черты сходства и различия вы можете назвать?

Предполагаемый ответ учащихся:

1. Для создания пейзажа художник использует краски, писатель - слова;

2. В живописи и в литературе пейзаж может служить фоном, на котором разворачивается действие, а может быть средством раскрытия характера героя;

3. Писатель рисует картины природы словами - читатель рисует их в своем воображении; художник создает конкретные образы, которыми зритель может любоваться, ничего не додумывая.

Подведение итогов урока и оценка деятельности учащихся.

Слово учителя: Сегодня на уроке вы узнали много нового и интересного о пейзаже, показали хорошие знания материала по теме и умение применить свои знания на практике. Закончить урок мне хочется словами нашего земляка, поэта Евгения Зубова.

Великий фокусник - природа!
Не удовольствуется малым.
Накроет землю на полгода
Широким снежным покрывалом.
Движенье вод, прервав морозом,
Пройдя по царству ледяному,
Все погрузит своим гипнозом
В оцепенение и дрему.
Великий фокусник природа,
Покровы снежные срывая,
Откроет путь зеленым всходам,
Разливу рек, цветенью мая.
Земля, как скатерть-самобранка,
До дней закатных листопада
По туескам, лукошкам, банкам
Свои дары рассыпать рада.
Четыре номера коронных
Зовутся временами года.
Я - твой пожизненный поклонник,
Великий фокусник природа!

Домашнее задание:

Рассмотрите репродукции картин И.И. Шишкина и А.М. Герасимова “Рожь”. Напишите сочинение-рассуждение на тему “Как изобразили рожь два разных художника”.