Урок литературы по теме "Познание характера русского человека (народа). Сказ «Левша» Н.С. Лескова". 6-й класс

Разделы: Литература

Класс: 6


Цели.

Обучающие:

- помочь учащимся осмыслить идейно-художественное содержание сказа, подвести к основной идее автора - патриотизму и талантливости народа противостоит безответственность и преступное отношение властей;

- увидеть авторское отношение к персонажу произведения;

- раскрыть талант и мастерство героя, его судьбу;

- учить школьников анализу литературного произведения;

- выявить характер и принципы взаимодействия литературы с другими видами искусства, в частности с изобразительным искусством;

- вырабатывать навыки комментированного чтения.

Развивающие:

- развивать навыки аналитического чтения произведения;

- развивать умение выделять главное в художественном произведении;

- развивать творческие способности учащихся и устную речь;

- развивать умение анализировать текст с позиции литературных ролей: литературоведы, исследователи, историки;

- развивать умение художественного пересказа отдельного эпизода;

- расширять кругозор посредством обогащения речи школьников новыми словами.

Воспитывающие:

- воспитывать чувства гражданственности и патриотизма учеников через чтение и анализ художественного текста;

- воспитывать чувство гордости за русского талантливого человека;

- воспитывать чувство сострадания, любви к людям, окружающему миру.

Оборудование: портрет Н.С. Лескова; иллюстрации (работы) детей к сказу; эпиграфы к уроку; презентация к уроку; несколько книжичек-миниатюр.

Тип урока: обобщающий.

Форма урока: урок-анализ лиро-эпического произведения.

Методы:

  • беседа по вопросам;
  • аналитическое чтение;
  • объяснительно-иллюстративный;
  • эвристический;
  • частично-поисковый.

Виды самостоятельной работы учащихся: работа с учебником, с иллюстрациями художников, поиск художественных деталей портрета.

Виды контроля знаний и обратной связи: формы организации учебной деятельности: устные ответы учащихся на вопросы, характеристика героя, чтение в лицах сцены "Левша и государь Николай", художественный пересказ, сообщения учащихся, индивидуальные задания.

Ход урока

Эпиграфы к уроку:

"…там, где стоит "левша", надо читать "русский народ".
(Н.С. Лесков)

"У него хоть и шуба овечкина, так душа человечкина".
(Н.С. Лесков)

I. Организационный момент.

Приветствие обучающихся. Установка дисциплины. Формирование учебно-методического аппарата урока. (Слайд № 1). Презентация

II. Активизация деятельности обучающихся.

1. Беседа по первому и второму эпиграфу к уроку.   (Cлайд № 2)

- Что означают эти слова? Как вы их понимаете? Какое значение вкладывает автор в словосочетание “русский народ”? Почему же слово “левша” написано с маленькой буквы? Почему автор использует слова “овечкина” и “человечкина”?

- Левша -  главный герой, талантливый мастер, герой с "человечкиной душой" душа народа, его совесть, рыцарь добра и зла, олицетворение народного таланта, собирательный образ народа, выразитель русского народа, талантливый мастер, безымянный мастер, на нем держится Россия.

2. Появление главного героя (В кабинет входит главный герой, Левша. Он обращается со словами к детям и гостям на уроке). (Слайд № 3):

- Мы народ простой, неграмотный, по-ангельски говорить не умеем. Думаем, что читатель понял задумку автора и то, что существующий порядок владения крестьянами не может оставаться неизменным. Всё случится 19 февраля 1861 года. Манифест об освобождении крестьян от крепостного права. Государь – батюшка перед подписанием этого великого закона сказал: “ Хочу остаться наедине со своею совестью”. А далее: “Осени себя крестным знамением, православный народ, и призови Божие благословение на твой свободный труд, залог твоего домашнего благополучия и блага общественного”, - написал он, заканчивая манифест. (Левша уходит в сторону и садится в угол, наблюдая за происходящим)

3. Слова учителя. (Слайд № 4):

- Подписанный Александром II манифест был объявлен в обеих столицах в Прощеное воскресенье, 5 марта, а в других городах — в ближайшую неделю нарочно для этой цели посланными от государя доверенными лицами. Написан сказ в 1881 году, спустя 20 лет после отмены крепостного права.

Просмотр ролика из Интернет “150 лет назад в России отменили крепостное право” от 03 марта 2011г. на канале “ТВЦ”.

III. Основная часть урока.

1. Работа в группах для актуализации деятельности обучающихся.

- Итак, мы с вами незря поделились на группы. Теперь наша задача будет шаг за шагом пролить свет на вопрос урока: Познание характера русского человека (народа). В чём оно? Какова суть характера русского человека по сказу Н.С. Лескова “Левша”? Что автор хотел сказать читателю?

- 1-я группа ребят “ЛИТЕРАТУРОВЕДЫ”, 2-я группа – “ИСТОРИКИ”, 3-я группа – “ИССЛЕДОВАТЕЛИ”. У каждой группы своя роль: “ЛИТЕРАТУРОВЕДЫ” работают над особенностями речи сказа и над самим жанром сказ; “ИСТОРИКИ” - над биографией Александра I и Николая Павловича; “ИССЛЕДОВАТЕЛИ” - над биографией Н.С.Лескова и миниатюристами современности.

(Обучающиеся выступают по заданиям)

Для справки.

Сказ - жанр эпоса, опирающийся на народные предания и легенды. Для него характерно сочетание точных зарисовок народного быта и нравов со сказочно-фантастическим миром фольклора.

Чем сказ отличается от сказки?

В основе сказа лежит легенда, возникшая в свою очередь на основе реального события. Повествование ведется от лица рассказчика, человека с особым характером и складом речи - сказителя.

Сказ (от "сказывать") - особый тип повествования, который строится как рассказ определенного лица. Сказ передает особенности речи рассказчика.

Поищем приметы сказа в главе 1. Это и просторечные, разговорные обороты ("через свою ласковость", "дерябнул хороший стакан"); каламбуры ("на свою сторону преклонять хотели" - "Платов... этого склонения не любил"); повторы ("проездиться" - "объездил"); интонационный, ритмический рисунок ("И только он сказал себе такое слово, как государь ему говорит..."); даже рифма (Платов "этого склонения не любил и... все государя домой манил"); наконец, необычное употребление слов ("междоусобные разговоры" вместо "междоусобные войны"), а также словообразование ("чужестранность").

Рассказчик, скорее всего, простой человек, ремесленник, мастеровой. В его речи много неправильностей, просторечий, инверсий, характерных для фольклорных произведений, исторические персонажи – Александр I и Платов - показаны с точки зрения простолюдина.

Действие происходит в России и в Англии вскоре после войны с Наполеоном, упоминается Венский конгресс 1814-1815 гг. Поездка Александра I и Платова в Лондон - исторический факт. Упоминается восстание декабристов 1825 года, названное "смятением".

2. Работа над идеей и содержанием произведения.

Слова Левши:

- “Сказ” (не “сказка”) - звучит значительно. “Стальная блоха” - нелепость? Некая забавная безделка? Хотя попробуй, сделай ее! “Тульский”: Тула - город мастеров. Главный герой явно неказист - левша, к тому же косой. Что такой сотворит?

Вопрос учителя:

- Как возник замысел “Левши”? (Слайд № 5, 6, 7)

- Замысел “Левши” возник из поговорки “Англичанин сделал блоху из стали, а русский её подковал”, или эта пословица в старых сборниках записана так “Туляки блоху подковали”. Существуют фольклорные рассказы о мастерстве тульских оружейников, которые отличались искусством изготовления миниатюрных предметов, еле видимых глазу или различимых только с помощью сильных линз.

Работа между группами:

- Предоставим возможность группам поработать с текстом сказа и заполнить таблицу примерами. Задача в том, чтобы ребята задали вопросы друг другу, между группами. После этого ребята обмениваются мнениями по каждому пункту характеристики. Вопросы заранее подготовлены и лежат на столах.

(Слайд № 9)

1-я группа: О чём говорит речь персонажа? (О его простоте)

2-я группа: Какими чертами характера наделяет автор своего героя? (Главная черта характера Левши - трудолюбие. Кроме того, он был очень исполнительным человеком. Если ему поручили дело, значит, он должен его выполнить во что бы то ни стало. Ещё Левше свойственны увлечённость, гениальность, талант.)

3-я группа: Есть ли у этого человека чувство собственного достоинства и как оно проявляется? (Левша и мастера обиделись на Платова, который оскорбил их своим недоверием, когда приехал принимать работу.)

1-я группа: В сказе часто говорится о вере в Бога. Верует ли в Него Левша? (перед началом работы над блохой тульские мастера идут на поклон к “камнесечённой статуе Николая угодника”; а когда англичане безуспешно пытались Левшу “сбить, чтобы он на их жизнь польстился”, для него важным было и то, что дома можно “в свой приход в церковь сходить”, как делали его родители).

2-я группа: Что восхитило англичан в Левше? (Мастерство восхитило, но удивило, что он нигде не учился, что он талантливый самородок, в котором искра Божия)

3-я группа: А что за границей произвело на Левшу впечатление? (Хозяйственные порядки) Почему вдруг Левша стал “беспокойно скучать” и “затосковал”? (При осмотре оружейных заводов он обратил внимание на то, как англичане ухаживают за ружьями. Это важная военная информация, и Левша заторопился домой.)

1-я группа: О какой черте характера говорит этот эпизод? (О любви Левши к Отечеству, а для него это, прежде всего дом и семья. Родина для него – это вера. Изменить Родине - отказаться от веры, что для настоящего русского человека было величайшим грехом. Левша не произносит высоких слов о любви к родине, к своему народу, но он постоянно думает о Туле, о семье, о родителях. Родина в сердце у героя, в его душе. Даже умирая, он заботится о её величии (зачитывают).

- 2-ая группа: Как ведёт себя герой рядом с царём и что нового вносит этот эпизод в раскрытие характера Левши? (не боится идти к государю, так как уверен в качестве своей работы; держится спокойно, сознавая своё достоинство мастера. Он понимает, что умеет делать то, чего не могут другие).

Работа по слайду № 8. Какой эпизод сказа отражён на иллюстрациях?

3. Введение дополнительного материала в урок. (Слайд № 10, 11).

Слово учителя:

- Герой Левша из Тулы, поэтому неслучайно, что это его родина. Тула – город мастеров. Что мы с вами знаем об этом городе? (Рассказ о Туле)

- Слово для обучающихся: (рассказ о городе Тула см. Приложение 1).

Слова учителя:

- Вот такой вот город, который стал родиной русского Левши.

4. Работа в тетради.

- Итак, мы можем выделить четыре основных идейных мотива сказа "Левша" (ученики записывают в тетрадь):

1) Поразительные способности русского народа.

2) Истинный патриотизм Левши, народа.

3) Невежество, ограничившее его возможности.

4) Безответственное и преступное отношение к нему со стороны властей.

5. Просмотр эпизодов мультфильма. Использование ИКТ.

- Теперь мы можем посмотреть несколько эпизодов из мультфильма “Сказ о тульском косом левше и о стальной блохе”, хронометраж:

1. 00:00 – 00:30

2. 01:30 – 02:05

3. 13:50 – 14:25

4. 16:00 – 16:25

5. 17:54 – 19:25

6. 19:50 – 21:00

7. 21:08 – 22:19

8. 24:10 – 25:55

9. 26:55 – 27:48

10. 28:02 – 28:35

11. 29:35 – 30:00

12. 30:22 – 31:10

13. 31:07 – 32:22

6. Введение познавательного материала в урок. (Слайд № 12, 13)

14. 33:45 – 34:29

Обратимся к современности. В наше время тоже существуют народные умельцы, левши.

15. 37:12 – 39:17

Послушайте небольшую заметку, а затем посмотрите на слайды.

16. 40: 12 – 41:45

IV. Домашнее задание (носит дифференцированный характер) (слайд № 14): 1.

17. 41:45 – 42:22 (м.б.) подготовить презентацию по жизни и творчеству Н.С.Лескова “Левша” для сильных обучающихся; 2. написать сочинение на темы: “Как я себе представляю Левшу?”, “О чём меня заставил задуматься сказ “Левша”?”, “Русь, рождающая умельцев” и др. – для обучающихся со средними учебными возможностями; 3. написать отзыв о сказе Н.С. Лескова “Левша” - для слабых обучающихся. Или дать возможность обучающимся самостоятельно выбрать себе подходящее домашнее задание.

V. Итог урока.

- Чем же для каждого из вас стал  Левша, этот  герой, имени которого  мы  не знаем,   да и кличка его пишется с маленькой буквы?   

Предполагаемый ответ: Левша -  главный герой, талантливый мастер, герой с "человечкиной душой" душа народа, его совесть, рыцарь добра и зла, олицетворение народного таланта, собирательный образ народа, выразитель русского народа, талантливый мастер, безымянный мастер, на нем держится Россия.

Учитель подводит итог: “Левша - это символ русского народа”. (Слайд № 16)

VI. Рефлексия.

Рефлексия проводится по Листу рефлексии, также можно спросить мнение обучающихся в устной форме (см. Приложение).

Слово учителя/обучающегося в завершении урока (если останется время). (Слайд № 15). Чтение стихотворения:

- Из года в год:
От старины глубокой
До наших дней,
Уж как тут не крути,
Героями Руси огромной
Являются, конечно же, левши.
Для них не важен социальный статус,
Нет зависти к надутым богачам.
Их смысл жизни - это лишь работа,
Которая приносит радость им и нам.
Их руки называют “золотыми”,
А сердце доброе, открытая душа.
Такие люди и творят историю,
И носят гордо звание – “левша”! (Шевченко Полина)

- Спасибо за работу, за внимание!