Урок литературы по теме "Поэзия В.Я. Брюсова". 11-й класс

Разделы: Литература, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 11


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (157 кБ)


Цели:

  • показать значение творчества Брюсова для русской поэзии;
  • разобраться в особенностях поэтики Брюсова;
  • повторить понятия символизм, декаденство, символ;
  • развивать навыки анализа лирического произведения;
  • развивать умение находить символы в тексте лирического произведения;
  • развивать умение делать выводы из анализа произведения;
  • отрабатывать технику выразительного чтения.

Методы:

  • слово учителя;
  • беседа;
  • выразительное чтение;
  • анализ лирического произведения;
  • сообщение ученика;
  • работа со схемами.

Оборудование:

  • учебник;
  • тетради;
  • текст стихотворений на листах А4;
  • портрет В. Я. Брюсова;
  • мультимедийный проектор;
  • мультимедийная презентация.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

Слайд 1

1. Беседа.

– Здравствуйте! Сегодня на уроке мы поговорим о творчестве В. Я. Брюсова, проанализируем несколько его стихотворений. Сначала ответьте на несколько вопросов по пройденному материалу:

Слайд 2

– Назовите основные особенности поэтики символизма?

– В чем сходство и различие позиций «старших символистов» и «младосимволистов»?

– Что нового внес символизм в русскую поэзию?

2. Проверка анализа домашнего стихотворения.

– Проверим домашнее задание: анализ стихотворения И.Ф. Анненского «Среди миров..»

Слайд 3

Среди миров, в мерцании светил
Одной звезды я повторяю имя…
Не потому, чтоб я ее любил,
А потому, что я томлюсь с другими.
И если мне сомненье тяжело,
Я у нее одной ищу ответа,
Не потому, что от нее светло,
А потому, что с не надо света.

– Как передана возвышенность чувства героя к Ней, к Звезде, и кем она является для него?

– Почему герой любовь к ней возводит в сферу «миров» и «светил»?

– Можно ли сказать, что это стихотворение создано в системе поэтики символизма? Как предана противоречивость чувств героя?

– Как добивается поэт возвышенной интонации?

– Исчерпывается ли содержание стихотворения выделением мотива?

II. Лекция учителя и анализ стихотворения.

1. Лекция учителя.

Слайд 4

Сейчас мы с вами прослушаем сообщение по биографии Валерия Яковлевича Брюсова, а потом поговорим о его творчестве, о его поэзии.

Брюсов считал целью создать в России новую поэтическую школу, опирающуюся на открытия французских символистов. Для него символизм был только литературной школой, и задачей символизма было утончить, изощрить поэтические средства, чтобы лучше выразить мир современника.

Слайд 5

Вспомним стихотворение «Творчество», к которому мы обращались на прошлом уроке.

В ранней лирике видно намерение эпатировать, озадачить читателя. Лирический герой Брюсова – сильная личность, персонаж из истории или мифа, навеян философией Ницше и своим мужественным началом близок индивидуальности самого поэта, мечтающего о прорыве за пределы известного, за грани возможного. Образ мечты получает сквозное развитие и реализуется в разных обличьях. Иногда – как воплощение беспредельности: «Моей мечте люб кругозор пустынь, / Она в степях блуждает вольной, серой…». Чаще – в облике прекрасной женщины, возлюбленной музы «Сонет к мечте». Образ мечты придает реальности сказочные, необычные, экзотические формы, вызывает необыкновенные ассоциации и сравнения: «Этот мир очарований, / Этот мир из серебра!». Невозможность осуществить мечты наяву преобразуется в творческую энергию. Нереализованная жажда любви и красоты – в «грезу искусства».

Слайд 6

– Схему перенесите себе в тетрадь:

неизвестное, невозможное

мечта

невозможность осуществить наяву

творческая энергия

«греза искусства»

2. Анализ стихотворения.

Слайд 7

– Давайте прочитаем стихотворение «Сонет к форме» (ученик читает).

– итак, что же такое сонет? (стихотворение из 14 строк, обладающее строгой рифмовкой).

– хорошо, обратим внимание на первые две строки:

Есть тонкие, властительные связи
Меж контуром и запахом цветка.

– что такое контур? (очертание, внешний вид, фигура, образ)

– каким чувством воспринимает человек все вами названное? (зрение)

– а запах? (обонянием)

– как мы называем мир, видимый зрением? (видимый, внешний)

– а можно ли увидеть запах? (нет)

– он невидим, это – невидимый мир. Но почему связи тонкие? (они не заметны, едва уловимы)

– почему эти связи властительные? (потому что цветок и запах нельзя разорвать)

Слайд 8

Схема:

– сделаем вывод (поэт доносит до нас, что видимый и невидимый мир связаны друг с другом и не могут друг без друга существовать, показывая нам это на примере цветка и аромата)

– читаем следующие две строки

Так бриллиант не виден нам пока
Под гранями не оживет в алмазе.

– что такое бриллиант? (это обработанный алмаз)

– а кто обрабатывает алмазы? (ювелир, мастер)

– постарайтесь сделать вывод из этих двух строк, что хочет сказать нам автор (автор хочет нам сказать то, что только ювелир видит алмаз до обработки бриллиантом, а обычному человеку этого не видно, только мастер способен видеть истину)

Слайд 9

Схема:

– читаем следующие четыре строки:

Слайд 10

Так образы изменчивых фантазий,
Бегущие, как в небе облака,
Окаменев, живут потом века
В отточенной и завершенной фразе.

– попробуйте удержать в воображении образ цветка, только цветка… Это очень трудно. Образы, мысли, чувства человека зыбки, текучи, они именно бегут. Как их можно остановить? (записать, нарисовать)

– отточенная фраза должна быть гармонична, а оттачивает ее поэт, то есть поэт подобен мастеру, оттачивающему бриллиант.

– Читаем следующие три строки:

И я хочу, чтоб все мои мечты,
Дошедшие до слова и до света,
Нашли себе желанные черты.

– чего же хочет автор? (чтобы его стихи дошли до света, их увидели, прочитали)

Слайд 11

– читаем дальше

Пускай, мой друг, разрезав том поэта,
Упьется в нем и стройностью сонета,
И буквами спокойной красоты!

– о чем здесь идет речь? (о том, что стихи обладают и стройностью сонета и красотой )

– давайте сделаем вывод, кто же владеет тайной красотой? Сделать вывод вам поможет схема.

Слайд 12

– как мы убедились, поэта и ювелира объединяет умение придать форму – своим переживаниям или драгоценному камню, то есть воплотить то, что невидимо другим, и воплотить по законам красоты. Ведь символисты верили, что их творчество способно изменить жизнь к лучшему, не просто украсить, а именно изменить, и в первую очередь – человека.

3. Анализ стихотворения.

Слайд 13

– Искусство по Брюсову, самоценно. Художественному дару, творчеству он поклонялся как божеству. Чтобы проиллюстрировать это, давайте прочитаем стихотворение «Юному поэту».

Слайд 14

Юноша бледный со взором горящим,
Ныне даю я тебе три завета
Первый прими: не живи настоящим,
Только грядущее – область поэта.
Помни второй: никому не сочувствуй,
Сам же себя полюби беспредельно.
Третий храни: поклоняйся искусству,
Только ему, безраздумно, бесцельно.
Юноша бледный со взором смущенным!
Если ты примешь моих три завета,
Молча паду я бойцом побежденным,
Зная, что в мире оставлю поэта.

– а теперь прокомментируем его. Каким должен быть поэт, какими качествами он должен обладать? Отвечая на эти вопросы, используйте цитаты из текста. («не живи настоящим, Только грядущее – область поэта», «никому не сочувствуй, Сам же себя полюби беспредельно», «поклоняйся искусству, Только ему, безраздумно, бесцельно»).

– соответствуют ли наставления автора юному поэту чертам символизма и каким? (пророческие ощущения, «искусство ради искусства» считал Брюсов, самоотверженная работа над словом, над собой ).

– какова цель стихотворения Брюсова? (желание помочь юноше «со взором горящим» себя полюбить, поверить в собственные силы, с честью выполнить долг поэта, до конца нести знамя поэзии, поклоняться искусству, то есть чтить тех, за кем идешь, не споткнуться, не потушить жар своего юного сердца).

4. Лекция учителя.

Слайд 15

– Брюсов требовал право поэта на свободу: «Поэт вне общественной, философской, религиозной борьбы». В споре сторонников «утилитарного» и «чистого» искусства он не причислял себя ни к тем ни к другим («Ключи тайн» статья-манифест, 1904 г.).

Слайд 16

Большое место в поэзии Брюсова занимает история, ни столько в познавательных целях, сколько для декорации, условность исторических образов нужна, прежде всего, для раскрытия темы творческой личности, для передачи драматизма своего времени.

Слайд 17

Явлением реальности, соединяющим прошлое и настоящее, стал для Брюсова город. Сборник «Граду и миру» показывает неоднозначность отношения к этому образу: воспевание культурных и материальных ценностей противопоставляется ужасу перед разрушительной силой незримых чудовищ, уродливой действительностью, борьба «города с людьми». Образ города – средоточие роскоши и разврата накануне апокалиптической гибели.

– Так же в ранней поэзии Брюсова можно рассмотреть черты декаденства. Давайте сначала вспомним, что значит этот термин по отношению к литературе? (декаденство – это общее наименование кризисных явлений европейской культуры 2-й половины начала 20 века, отмеченных настроениями безнадежности, неприятия жизни, тенденциями индивидуализма. Постоянными темами являются мотивы небытия и смерти, тоска по духовным ценностям и идеалам).

– Хорошо, давайте прочитаем стихотворение «Сухие листья» и выявим черты декадентства и возможно черты, которые им противоречат.

Сайд 18

Сухие листья, сухие листья,
Сухие листья, сухие листья,
Под тусклым ветром кружат, шуршат,
Сухие листья, сухие листья,
Кружась, что шепчут, что говорят?

Трепещут сучья под тусклым ветром,
Сухие листья под тусклым ветром,
Что говорят нам, что шепчут, что?
Трепещут листья, под тусклым ветром,
Лепечут листья, под тусклым ветром,
Но слов не понял никто, никто!

Меж черных сучье синее небо,
Так странно нежно синеет небо,
Так странно нежно прозрачна даль.
Меж голых сучьев прозрачно небо,
Над черным прахом синеет небо,
Как бедно небу земли не жаль.

Сухие листья шуршат о смерти:
Кружась под ветром, шуршат о смерти:
Они блестели, им время тлеть.
Прозрачно небо. Шуршат о смерти
Сухие листья, – чтоб после смерти
В цветах весенних опять блестеть!

– обратим внимание на цветовую гамму стихотворения, какие цвета преобладают, найдите в тексте?(тусклый, черный, синеет, блестели, прозрачно)

– какие образы присутствуют в данном стихотворении (сухие листья, тусклый ветер, синеет небо, прозрачна даль, черный прах, цветы весенние)

– какой образ вам кажется не таким как остальные, иным, и почему? (весенние цветы, они создают жизнерадостное настроение, в отличие от остальных образов)

– итак, какие же черты декаденства мы видим? (темные тона, увядающая природа, тема смерти)

– хорошо, а что нарушает эти черты? (торжество жизни в конце, природа умерла, но чтобы весной снова воскреснуть).

III. Задания по творчеству В. Я. Брюсова.

Слайд 19

– Прослушайте задания по пройденному материалу на сегодняшнем уроке и ответьте на вопросы:

  1. К какому поэтическому направлению принадлежал В.Я. Брюсов? (символизм)
  2. Что, с точки зрения Брюсова, являлось задачей символизма? (утончить, изощрить поэтические средства, чтобы лучше выразить мир современника)
  3. Каковы взгляды Брюсова на искусство? В каких произведениях отражены эти взгляды? (искусство самоценно, художественному дару, творчеству поклонялся как божеству; «Юному поэту»)
  4. Какое название носит статья-манифест В.Я. Брюсова
    А. «Ключи Марии»
    Б. «Тяжелые сны»
    В. «Ключи тайн»
    Г. «Творчество»
  5. перечислите стороны дарования В.Я. Брюсова. (лит. критик, переводчик, историк литературы, пушкинист, редакционно-издательская деятельность, теория стиха, исследователь культуры).

IV. Подведение итогов. Рефлексия.

– Итак, я думаю, мы сегодня проделали большую и интересную работу на уроке: познакомились с творчеством В. Я. Брюсова, проанализировали несколько его стихотворений, сделали много выводов. Проделанная на уроке работа поможет вам при выполнении домашнего задания.

Оценка урока.

V. Домашнее задание.

Слайд 20

  1. Проанализировать дома стихотворение «Кинжал»
  2. Познакомиться со статьей в учебнике о биографии К.Д. Бальмонта.

Список литературы:

  1. lit.1sept.ru/article.php?ID=200401205
  2. az.lib.ru/b/brjusow_w_j/text_0040.shtml
  3. litera.edu.ru/catalog.asp?ob_no=12886&cat_ob_no=12448
  4. ru.wikipedia.org
  5. Анненский, И.Ф. Стихотворения / Сост., вступ. ст. и примеч. Е.В. Ермиловой / И.Ф. Анненский. — М.: Сов. Россия, 1987.
  6. Брюсов, В.Я. Стихотворения / В.Я. Брюсов — М.: Детская литература, 1971.
  7. Тынянов, Ю.Н. Валерий Брюсов // Проблема стихотворного языка. Статьи / Ю.Н. Тынянов. — М.: 1965.

Приложение.