Урок литературы по теме "Пасха" (по повести И.С. Шмелева "Лето Господне"). 9-й класс

Разделы: Литература

Класс: 9


Цели урока:

  • Ознакомить учащихся с празднованием Пасхи, вспомнить основные библейские сюжеты, связанные с жизнью и смертью Иисуса Христа, отметить народные поверья и традиции праздника.
  • Развивать творческое воображение у детей, навыки и умения в создании декоративного образа (росписи яиц-писанок).
  • Развивать умения исследовательской работы с художественным произведением, толковым словарем, дополнительной литературой.
  • 3.Анализируя повесть, показать, как этот обряд описан Шмелевым, выяснить, какие нравственные ценности несут в себе праздники, связанные с религиозным сознанием, верованием. Воспитывать уважение к укладу жизни, быту, обычаям наших предков.

Наглядные пособия: Предметы художественных народных промыслов, рисунки детей с изображением пасхальных праздников, иллюстрации пасхальных яиц фирмы Фаберже, иконы с изображением И.Х., толковые словари, Библия, рецепты пасхи.

Оборудование и принадлежности: Пасхальный стол с самоваром, крашеными яйцами, куличами, пасхами. Выставка яиц-писанок.

Ход урока

Урок сопровождается презентацией (приложение).

1. ОРГАНИЗАЦИОННАЙ МОМЕНТ.

Сообщение темы и цели урока.

2. ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ:

Повесть И.С.Шмелева «Пасха» мемуарно-биографического жанра. Основа произведения-впечатления детства и отражение мира детской души. Дом, отец, народ, Россия-все это дано через детское восприятие. Эта книга не только для детей, но и для взрослых, ищущих в детстве все самое лучшее и светлое.

Пасха Христова есть высочайший, радостнейший и торжественнейший праздник праздников и торжество торжеств. Воскресением Господа Иисуса Христа из мертвых завершился Богочеловеческий подвиг спасения, воссоздание человека. Празднование Пасхи связано с воспоминаниями о жизни и смерти И.Х.

Чтобы говорить сегодня о Пасхе, надо вспомнить великую книгу-Библию.

Вопросы:

  • Кто такой Иисус Христос? Расскажите, что вы знаете о жизни и смерти И.Х.?
  • Сколько учеников было у Спасителя?
  • Все ли ученики любили И.Х.?
  • Знал ли Господь, кто предаст его?
  • Кто приказал распять И.Х.? Расскажите о воскресении Иисуса Христа?

Слово учителя: Церковь под именем Пасхи соединяла два воспоминания: о страданиях и Воскресении И.

С понедельника до воскресения получила названия Страстной недели или Светлой Седмицы.
Сообщение учеников по дням Страстной недели. (В ходе выступления разъясняют Л.З религиозных слов, написанных на доске, дети работают со словарями.) (Приложение 1)

Анализ повести:

- О каких великих днях Страстной недели вспоминает герой Шмелева?

Слово учителя: Главной ритуальной пищей Пасхи является яйцо крашеное и Пасха.

- Почему яйцо окрашивали в красный цвет? Как вы думаете?

Яйцо-знак жизни. Из яйца выходит живое существо. Окрашивали в красный цвет, т.к. Христос своей кровью освятил жизнь. В славянских верованиях яйцо приобрело многообразные символические значения: первейшее из них – олицетворение солнца, сохранившееся в сказках о яйце-самоцвете; воспринималось оно как мировое яйцо, из которого произошла вся жизнь на земле.

Сообщение о яйцах-писанках, выставка яиц-писанок. (Приложение 2)

- Какие пасхальные яйца описывает И.С.Шмелев?

Слово учителя: Узоры писанок несли глубокий смысл. Изображения на яйцах - писанках связаны с народными поверьями.

Например, изображение сосны - это долголетие и здоровье.

Звезда - нравственная чистота и человеколюбие.

Солнце - к урожаю и др.

Считается, что посредством пасхального яйца мы можем беседовать с умершими.

-Наблюдали ли вы этот обряд? Когда его совершают?

(На Радоницу крошат на могиле крашеные яйца, умершему в пасхальную неделю кладут в правую руку яйцо, поминают умершего яйцом.)

Посев урожая начинался семенами, освещенными пасхальными яйцами, умывались с золота, серебра и красного яйца в надежде разбогатеть и др. (Дети рассказывают о народных приметах). (Приложение 3)

- О каких народных поверьях вы прочитали в повести? (Можжевельник, коптили коровники, донести свечу из церкви и др.)

Вторым ритуальным блюдом считали Пасху.

- Как готовят пасху и кулич? (Текст повести.)

- Сколько в семье готовили пасх?

- С чего начинали разговляться?

- В чем упрекает Горкин Ондрейку, какой грех совершил он перед Пасхой?

- Какие слова очень точно выражают ощущения радости, восхищения, благоговения перед Пасхой?

Всю Светлую неделю льется по Руси колокольный звон. (Звучит пасхальный колокольный звон.)

Анализ текста:

- Как готовили церковь к празднованию Пасхи?

- Как готовили иллюминацию?

Учитель разъясняет понятие «Ходить под Богом»

Работа со словарем Ожегова.

- Какие устойчивые сочетания, пословицы о Боге вы употребляете в речи, объясните их лексическое значение? (Учащиеся работают с карточками «Будем живы, да Богу милы».) (Приложение 4)

3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ, ИТОГ УРОКА.

Как о самом сокровенном, говорит Шмелев о религиозных обрядах и молитвах.Здесь звучит важная мысль-праздники объединяют людей.Красота духовного общения-вот что главное. «Все были со мною связаны, и я был со всеми связан».

Домашнее задание: прочитать рассказ И.С.Шмелева «Троицын день».

Используемая литература

  1. Библия.
  2. В.И.Даль. Толковый словарь русского языка. Москва. «Эксмо»2005.
  3. В.М.Ковалев. Блины. Минск. «Экономика», 1989.
  4. Литература в украинской школе. №1/1992.
  5. С.И.Ожегов. Словарь русского языка. Москва. «Русский язык» 1989.
  6. И.С.Шмелев. Лето Господне.Москва. «Молодая гвардия».1991.