Цели.
- Развивать умение анализа художественного произведения, умение грамотно и аргументировано выражать собственную точку зрения, соотносить проблемы, подняться автором, с сегодняшним днем.
- Совершенствовать методы исследовательской деятельности учащихся.
Оборудование: портрет писателя, конверты с заданием, памятки, текст романа “Мастер и Маргарита”, компьютер, проектор.
Оформление доски: роман М.Булгакова - открытая, ясная, свободная и глубокая… мысль, обращенная к важнейшим и общезначимым проблемам человеческой жизни. И. Виноградов
Можно ли назвать роман Булгакова - серьезной книгой, обращенной к общезначимым проблемам человеческой жизни?
Схема
Современная Москва 30-х (коллаж) |
Портрет М.Булгакова |
Древний Ершалаим (коллаж) |
Фантастический мир. Воланд |
Ход урока
1. Организационный момент
- Все ли готовы к уроку?
- Надеюсь, что пришли вы сегодня с хорошим настроением и все, что мы запланировали, получится.
2. Подступ к теме
Человек приходит в мир. Что ждет его? Каким он станет? Английский философ Джон Локк назвал ребенка tabula rasa – “чистая доска”. Что будет начертано на этой “доске человеческой жизни”? У каждого своя дорога, своя судьба. Давайте вспомним о человеке, которому довелось жить в страшные 30-е годы XX века, много испытать и остаться несмотря ни на что человеком и настоящим писателем.
Перед вами цитаты, принадлежавшие этому писателю.
- “На широком поле словесности Российской в СССР я был один единственный литературный волк. Мне советовали выкрасить шкуру. Нелепый совет. Крашеный ли волк, стриженый ли, он всё равно не похож на пуделя”.
- “Я прошу Советское Правительство поступить со мной, как оно пойдет нужным, но как-нибудь поступить, потому, что у меня налицо, в данный момент, - нищета, улица и гибель. Мои произведения неприемлемы для советской общественности. Прошу отпустить меня за границу на тот срок, который Правительство Союза найдет нужным назначить мне”.
- Нет такого писателя, чтобы он замолчал, если замолчал, значит, был не настоящий, а если настоящий замолчал - погибнет”.
- “Я прошу Советское Правительство принять во внимание, что я не политический деятель, а литератор, и что всю мою продукцию я отдал советской сцене,… невозможность писать, равносильна для меня погребению заживо”.
- Кому принадлежат эти цитаты?
- Как помогают они понять человека?
- Человека судят по делам его. Каким же было основное занятие М.Булгакова?
- Это писатель, который является автором самого загадочного романа.
“Мастер и Маргарита” не укладывается в традиционные, привычные схемы. Он произвел ошеломляющее действие на читателей и поставил в тупик критиков.
Они не разобрались в написанном. Было время, когда сам Булгаков собирал отзывы о романе, вклеивал их в альбом. Среди них, по его подсчетам, было около 200 отрицательных и только 3 положительных.
Высокую оценку роману Булгакова дал исследователь Виноградов. Он сказал: “Роман - это открытая, ясная, свободная и глубокая философско-художественная мысль, обращенная к важнейшим и общезначимым проблемам человеческой жизни”.
- Сегодня мы и должны будем с вами ответить на вопрос: Можно ли назвать роман Булгакова - серьезной книгой, обращенной к общезначимым проблемам человеческой жизни?
- А сейчас внимание на доску (работа со схемой).
- В чем особенность композиции романа?
- Что это значит?
- Каждый роман-это отдельный мир.
Давайте обозначим это на нашей схеме.
Современная Москва 30-х (коллаж) Деньги |
Портрет М.Булгакова |
Древний Ершалаим (коллаж) Истина |
Фантастический мир. Воланд |
- Скажите, какие слова-ассоциации вызывает Москва Булгакова?
- А Ершалаим?
- К этим 2 мирам современному Московскому или древнему ершалаимскому имеет отношение и 3-й мир – фантастический, ярким представителем которого является Воланд.
- Зачем Булгакову понадобилось включать в текст романа три мира? (Показать проблемы, существующие в обществе)
3. Тема и задачи урока.
- Это и есть тема нашего урока “Проблематика романа “Мастер и Маргарита”.
- Какова же наша задача?
Наша задача:
- проанализировать необходимые эпизоды;
- охарактеризовать героев;
- определить проблемы.
- сделать вывод.
Верно, мы с вами обозначили задачи урока.
4. Самостоятельная групповая работа.
Инструктаж №1
Итак, у нас 3 мира, соответственно, мне сегодня необходимы 3 группы ученых-исследователей, которые, выполнив ряд заданий, определят круг проблем, которые Булгаков поднимает в современном мире, древнем и фантастическом. Свои наработки ребята поместят затем на доску.
- Выберите каждая группа себе конверт с заданием. В каждой группе есть консультант, который поможет распределить задания между членами группы и при необходимости окажет помощь. Время работы - 5 минут.
Все необходимые учебники, тексты лежат на парте.
Инструктаж №2
У каждой группы на столе лежит памятка, по которой вы будите оценивать группы.
Ребята, которым не будет предоставлено слово, тезисно запишите ответы своих товарищей в тетрадь и сдайте их в конце урока.
Не забывайте фиксировать себе ответы других групп, чтобы у вас сложилась целостная картина проблематики романа.
По ходу обсуждения вопросов возможны дополнения других групп.
Карточки для работы групп
Карточки “Современный Московский”
1. Какие характерные эпизоды советского быта присутствуют в романе М.Булгакова?
2. В чем заключается деятельность МАССОЛИТА.
Охарактеризуйте нравственные качества и уровень интересов персонажей, действующих в мире литературы. Выразительно прочтите комический диалог Коровьева и Бегемота о писателях перед поджогом ресторана в доме Грибоедова (из гл.28)
- Почему Булгаков вложил Слова обличения в уста нечистой силы?
3. На какие проблемы современного Булгакову общества указывает автор?
Предполагаемый ответ группы. В этом современном мире нет полноценного обывательского быта. Бессмысленность, пустое время препровождение, бездушная погоня за преходящими благами.
Неведение человеческого предназначения. Литераторы не размышляют о назначении человека, о месте его в мире. Они озабочены льготами, материальными благами и ради этого готовы оболгать и очернить любого человека. Таким образом, налицо проблемы равнодушия, злобы, зависти, жажда наживы и цинизм, которые разъедают души.
Карточки “Древний Ершалаимский”
1. “Роман мастера о П.Пилате и Иешуа не мог не потрясти. Он пришелся не ко двору “великой эпохе”. Он был насквозь порочен” - утверждает один из критиков.
- Почему такая точка зрения?
2. Попытайтесь раскрыть роль ершалаимских глав в идейно-художественном содержании романа “Мастер и Маргарита”.
Проанализируйте диалог Иешуа и П.Пилата.
- О чем они спорят?
- Какие проблемы подняты в этом диалоге и последующих главах ершалаимского мира.
Предполагаемый ответ группы. Трагически одинока в романе фигура Иешуа, воплощающая добрые начала жизни. В нем есть простая и твердая сила, он отвергает всякие компромиссы с властью, хотя понимает, что это грозит ему смертью. Его великий пример подвигнул Мастера к созданию романа, однако человеческая слабость помешала герою, он сломлен и жаждет одного - покоя. Мастер так же одинок среди людей, лишь Маргарита и И. Бездомный смогли понять его. Таким образом, налицо проблема трагического одиночества мастера творца в этом мире, проблема нравственности и стойкости, судьбы человечества, мысль о сосуществовании в человеке и человечестве противоположных нравственных устремлений (духовности и бездуховности).
Все ответы и за подвиг и за подлость и за состояние мира в целом возлагаются на человека.
Карточки “Вечный потусторонний”
1. В чем причина столь сурового наказания Берлиоза. Привлеките для доказательства своей правоты текст романа (гл1).
2. Почему Мастер получает в конце романа покой, а не свет?
3. Эпиграфом к роману “мастер и Маргарита” служат слова “…Так кто ж ты, наконец?- Я часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо”.
- Каково функция Воланда и его свиты в романе?
Предполагаемый ответ группы. Воланд преподносит нам 1-ю часть романа о П.Пилате, помогает увидеть настоящую сущность москвичей. В действительности спор о бессмертии и нравственности ведут Воланд и Берлиоз, в исторической части Иешуа и П.Пилат. Один утверждает, что “рухнет храм старой веры и создастся новый храм Истины”, другой в гневе кричит “царство истины никогда не настанет”. Так проблема нравственности и стойкости переходит в вопрос о сущности человека и о судьбе человечества.
Воланд Булгакова - фигура любопытная, он не лишен благородства, выступает в роли защитника порядка. В такой трактовке образа зла заключена великая прозорливость Булгакова.
5. Взаимоконтроль
- Вы получили полный ответ?
- На ваш взгляд, вопрос освещен достаточно глубоко?
- Как вы оцените работу группы?
6. Социализация
В чем секрет непреходящей остроты творчества Булгакова.
- Чем, по-вашему мнению, интересно это, произведение, созданное в 30-е годы, читателю XXI века?
7. Вывод по теме урока
1. То же равнодушие, злоба, зависть, жажда наживы и цинизм, которые разъедают души.
Та же бюрократическая система, страдание и одиночество отдельной личности. Может быть, вам, ребята, в дальнейшем придется решать эти проблемы, так как время идет, а пороки, о которых говорит М. Булгаков, пока еще живы. А он, как писатель тонкий и проницательный, удивительно точно чувствовал время, и не только то, в котором жил, но и то, которое наступит, и эта устремленность, обращенность в будущее делает его произведения на редкость современными нам, читателям XXI века.
(Обращение к схеме)
2. Время 30-х годов, в котором жил писатель, как и наше, достаточно резко делит мир на 2 части: мир души и денег.
Совместить их почти невозможно. Если руководствоваться душой и верой, любовью и состраданием, как учил нас Булгаков, то мы будем обречены на вечные муки совести.
Если взять за основу деньги, наживу, то все станет намного проще, материальнее.
И, завидная роскошь. Но нельзя забывать, что есть ещё “когтистый зверь” - совесть, который не дает спать спокойно.
8. Итог урока
Таким образом, мы с вами, ребята, выяснили, какие проблемы человеческой жизни поднимает в своём романе М.Булгаков. Так можно ли назвать роман серьезной книгой, обращенной к общезначимым проблемам жизни?
9. Слово учителя: Продолжая традиции русской сатиры, Булгаков актуален для своего и нашего времени, т.к. проблемы и объекты сатиры не исчезли, они лишь немного трансформировались. Продолжая традиции реалистического романа, автор показал нам непростую эпоху 30 годов XX столетия и судьбу отдельной личности. Он изобразил в романе особый мир - порядок без милосердия, силу без доброты, жестокость без справедливости. Писатель вскрывает глубинную, сатанинскую природу сталинской власти, которая основана на антигуманных принципах. Разговор об этом страшной эпохе мы продолжим на следующих уроках, знакомясь с жизнью и творчеством А. Платонова и Е. Замятина.
10. Рефлексия. “Закончи предложения”
Если бы в русской литературе не было Булгакова, то….
На мой взгляд, роман Булгакова-это…
11. Домашнее задание. Множество проблем обнажил Булгаков, поэтому, исходя из знаний, полученных на уроке, подумайте, какова тематика данного романа, попытайтесь сформулировать темы и их аргументировать.
12. Оценки
Памятка “Критерии оценивания группы”.
“5” | “4” | “3” | |
полнота | |||
точность | |||
аргументированность |