Тип урока | Урок изучения нового материала |
Форма урока | Урок-практикум |
Вид урока | Комбинированный |
Используемые технологии | ИКТ, технология дифференцирования, критического мышления, развивающего обучения, формирования метазнаний, элементы арт-технологии |
Метапредмет | Знак |
Метатема | Простое - сложное |
Формы работы, приемы, методы | Коммуникативный метод, метод активного обучения, словесный метод (объяснение, беседа), наглядный метод (иллюстрация), практический метод (устные и письменные упражнения) |
Группы УУД | Личностные – развитие морального
сознания и ориентировки учащегося в сфере
нравственно-этических отношений (воспитание на
примере лирики Н.Рубцова общечеловеческих
ценностей, чувства любви ко всему живому на
земле, к поэтическому слову, к малой родине). Познавательные – умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме, извлечение необходимой информации из текстов художественного стиля (чтение стихотворения, песня на слова поэта), знаково-символические действия, включая моделирование (преобразование объекта из одной формы в другую) – на данном уроке это выражение в цвете, форме и линиях своего восприятия поэзии Рубцова. Коммуникативные – умения слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, интегрироваться в группу сверстников и продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками (умение работать в группе). Регулятивные – способность планировать реализацию учебных задач, контролировать и оценивать свои действия по результату. |
Организация пространства | Фронтальная (прямое,
непосредственное идейно-эмоциональное
воздействие учителя на класс) Индивидуальная (в мотивационном этапе заполнение таблицы) Групповая (работа в группах позволяет каждому ученику получить эмоциональную и содержательную поддержку, создает эффект включенности в общую работу класса) |
Цель учащихся: | Усвоить определенные умения и навыки, предусмотренные учебной программой, о лирике Н.Рубцова. |
Задачи: | • образовательные: - совершенствовать умение работать с поэтическим текстом - закрепить полученные знания пройденного материала о лирике Н.Рубцова. • воспитательные: совершенствование навыков этичного межличностного общения, воспитание бережного отношения и любви к художественному слову. • развивающие: совершенствование умения работать в группе, развитие умения анализировать собственный уровень знаний, дальнейшее формирование критического и творческого мышления; развитие умения анализировать, выделять главное, обобщать и делать выводы. |
Цель учителя: | Опираясь на философские категории “простое” и “сложное”, рассмотреть особенности поэзии Николая Рубцова, способствовать формированию научной картины мира, собственной мировоззренческой позиции. |
Задачи: | образовательные – - познакомить учащихся с философскими категориями простое и сложное на основе изучения произведений Николая Рубцова. - совершенствовать умение анализа поэтического текста, т.е. видение смыслового и эмоционального содержания, определение языкового богатства поэтики; - способствовать формированию способности проводить аналогии между предметами и явлениями, выявлять общие закономерности и частные различия. воспитательные: - воспитывать коммуникативные способности; - способствовать воспитанию на примере лирики Н.Рубцова общечеловеческих ценностей, чувства любви ко всему живому на земле, к поэтическому слову, к малой родине. развивающие: - способствовать формированию научной картины мира. Помочь учащимся в выработке собственных мировоззренческих взглядов. - развивать умение детей самостоятельно получать знания; - - развивать мыслительные операции: анализ, синтез, сопоставление, классификация, а также внимание, память, логическое мышление; - развивать познавательные и творческие возможности. |
Оборудование:
- тексты произведений Н.М. Рубцова,
- мультимедиа,
- звукозапись “В горнице”, “Звезда полей”,
- альбомные листы,
- краски, карандаши…..
ХОД УРОКА
I. ОРГМОМЕНТ.
1. Этап мотивации
Как просто жить, как сложно умирать,
Легко увидеть, трудно рассмотреть,
Легко найти и тяжело терять.
Как трудно в жизни смысл разглядеть.
Легко идти и сложно подниматься,
Легко мечтать и трудно воплощать,
Легко сказать и тяжело пытаться.
Как трудно в жизни смысл понимать.
Наличие в мире сложных вещей принимается нами как очевидный факт. Проблема заключается в том, что же тогда “простое” и как его понимать. Я предлагаю начать наш сегодняшний урок с разговора о понятиях “Простое” и “Сложное”.
1.1. Работа в группах с текстом.
? Как Вы понимаете, что такое простое, что – сложно (ответы детей)
Хорошо. Иногда, чтобы в чем-то было легче разобраться, нужно начать с признаков. Давайте сравним признаки простого и сложного. Перед вами находится шаблон таблицы и набор признаков, которые относятся либо к П., либо к С. Ваша задача: распределить эти признаки в 2 колонки: что-то к П, что-то – к С. И мы увидим, чем отличается П. от С.
? Давайте сравним признаки Простого и Сложного
(работа с таблицей )
? Что у Вас получилось? Какие признаки вы отнесли к простому?
(зачитывают)
Есть ли дополнения, возражения?... Спасибо!
Давайте сравним, совпадает ли ваше мнение с тем, как оно должно быть.
(выводим на экран таблицу)
Слайд. Признаки простого и сложного.
Простое | Сложное |
Однородно | Состоит из частей |
Неделимо | Делимо (имеет составные части) |
Однообразно | Многообразно |
Простота материального состава | Сложность материального состава |
Отсутствие связей между частями | Внутренняя взаимосвязанность частей |
Большое разнообразие связей (типы, направления) | |
Не упрощается | Упрощается (возможно представить в виде модели) |
1.2. Вода: сложное в простом.
На слайде: капля
Это капля воды – что может быть проще? До 18 века ученые считали, что вода – это простое и неделимое вещество, хотя и продолжали изучать ее свойства, потому что предполагали, что ее состав может быть неоднороден, ведь еще 2 с половиной тысячи лет назад древнегреческий философ Фалес Милетский обратил внимание на то, что вода - единственное вещество, которое в природе встречается в трех состояниях:
В каких ?... Правильно, в твердом, жидком и газообразном. Поэтому, сделал вывод Фалес, все в мире состоит из воды и в нее, в конечном счете, превращается. “Вода - первооснова всего”, - утверждал он.
На слайде: Вывод Фалеса. С подписью.
И только в конце 18 века французский химик Антуан Лавуазье и его коллега математик и физик Пьер Симон Лапласу получили воду из простых элементов - водорода и кислорода, то есть доказали, что вода – сложное соединение.
Перед вами кристаллическая решетка воды.
? Где молекулы водорода, а где – кислорода?
(красные – кислород, белые – водород)
Изучение воды по-прежнему актуальная тема. Ученые изучают воздействие на воду слов, музыки, цвета.
На слайде: Снежинки.
Как не вспомнить сказки про мертвую и живую воду! И что мы большей частью состоим из воды.
На слайде: Лабиринт
Обратный случай - сложное внешне может быть простым внутренне. Пример - головоломки, лабиринты. Внешне лабиринт сложен, запутан. Однако, будучи пройден, он становится простым и понятным. Также простой оказывается головоломка, когда она разгадана.
Внутренняя сложность литературного произведения обнаруживается в многообразии интерпретаций. Произведения искусства, толкуемые однозначно, это - простые произведения, и тут - “простота хуже воровства”, то есть это произведения, бедные содержанием. Подлинное произведение искусства всегда символично, а символ - многослоен по смыслу.
На слайде: Нужно различать внутреннюю и внешнюю простоту и сложность. Вещь может быть внешне простой, а внутренне сложной.
II. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.
2.1.
Сегодня мы продолжаем разговор о творчестве поэта Николая Рубцова. Чистой души человека, родившегося на архангельской земле, воспитанного и вскормленного землёй вологодской.
На слайде: ТЕМА УРОКА: “Простая” лирика Николая Рубцова.
Возьмите рабочие листы и впишите ваши фамилии.
На слайде: Эпиграф к уроку.
Это были стихи. Это были стихи!
Просто были стихи…но какие! –
Отмывалась душа. Отпускались грехи.
Это – вечная боль по России.
Обратите внимание на слова “…отмывалась душа…”
? Как вы их понимаете?
2.2. Анализ стихотворения “Тихая моя родина”.
Стихотворение “Тихая моя родина” вошло в сокровищницу русской поэтической классики. Что же позволило литературоведам поставить это произведение на высшую ступень пьедестала? Давайте попытаемся проникнуть в секреты “обманчивой простоты” рубцовской лирики.
Аня, прочти нам, пожалуйста, это стихотворение.
(Аня выходит к доске и читает.)
На слайде – видеоряд из фотографий.
? Вы согласны, что это лирическое стихотворение? Докажите.
? Случайно ли несколько раз употреблено слово “тихо”?
Это основная мысль стихотворения.
? Обратите внимание на последнюю строфу. “Связь жгучая, смертная”.
? Какие еще вы знаете произведения, созвучные этой теме?
2.3. Символические образы поэзии Рубцова.
Поэзия Николая Рубцова – это не только все краски русской природы, русской деревни, это мир неохватных радостей и печалей, переживаний самого поэта, которые он передает нам, читателям, создавая определенные образы.
Найдите, пожалуйста, в раздаточных материалах стихотворение “Звезда полей”. Предлагаю вам послушать песню на эти стихи и посмотреть видеофрагмент из фильма о Рубцове.
Видеофрагмент “Звезда полей”
? Какой образ или образы создает автор?
? Докажите, что этот образ – главный в стихотворении.
Повторяясь, это слово делает все стихотворение звездным, светлым. Когда вы почитаете стихи Рубцова, то встретитесь еще не раз с этим образом, потому что он один из главных символов в его творчестве. Это и красота, это и счастье, это и судьба, это и вечность, бессмертие,… это и его “тихая родина”, Русь, вся земля, все человечество.
? Как меняется настроение лирического героя
с 1-й строфы по четвертую?
? Так почему “во мгле заледенелой” звезда ярче и полней?
2.4. Творческое задание – работа в рабочих листах.
А сейчас мы поработаем с вами в группах. У каждой группы есть три листа, на которых вы должны выполнить 3 задания и заполнить эту таблицу на доске. Задания одинаковые для всех групп:
1. Выберите из предложенных вам поэтических образов – характерные для рубцовской лирики.
2. Выразите в цвете, форме и линиях свое восприятие поэзии Рубцова
3. Подберите ключевые слова (существительные, прилагательные) для описания “тихой” родины Н.Рубцова.
У вас есть все необходимое: ножницы и клей для 1-го задания, цветные мелки для 2-го и маркеры для 3-го.
Через 3 минуты вам нужно будет защитить свои работы.
На слайде: Задание по таблице.
Пока идет работа, звучит музыка Шостаковича
Образы | Цвет и линии | Ключевые слова | |
1. | |||
2. | |||
3. |
Что у вас получилось? Кто первым поделится своим пониманием природы лирики Николая Рубцова?
(выступление представителей всех групп)
Спасибо. По этим листам я оценю работу всех групп.
2.5. Песня “В горнице”
Вся поэзия Рубцова — желание достучаться до людских сердец, пробудить в них воспоминания об общем прошлом, задуматься о своей собственной судьбе, о судьбе России. Можно лишь сожалеть о том, что понимание и признание пришло к Рубцову слишком поздно, после смерти.
Я предлагаю вам послушать песню на стихи Николая Рубцова в исполнении вашей одноклассницы Зерновой Натальи. Песня называется “В горнице”. (Наталья поет)
III. Рефлексия.
Вечер в литературном институте. Молодые поэты по кругу читают свои стихи. В ударе “громкие” лирики: они на волне популярности. Один задевает волосами звезды, другому ветер перемен ломает грудь…Когда очередь доходит до Рубцова, он читает “В горнице”. Возникает пауза. Слишком просто… Его не поняли, и ему было больно и обидно.
Скажите, а нужна ли рубцовская лирика в наше стремительное время, если его не все понимали в 60-е?
Так ли проста лирика Рубцова?
В стихах Н. Рубцова нет ничего искусственного, придуманного, рассчитанного на эффект. Но они вовсе не одноплановы, а имеют глубину. Простое - это часть сложного. Но если заглянуть в глубь понятий, то часто простое становится сложнее сложного.
На слайде: Точка.
Это точка, которая кажется простой и универсальной. Но если рассмотреть ее повнимательней, то мы увидим, что нет двух похожих точек. Все они разные.
А если точек много – появляется линия. Ломаная линия дает формы, а если наполнить форму цветом – возникнет новая сущность, ведущая новую самостоятельную жизнь и подчиненная собственным законам.
На слайде: Картина Кандинского.
Перед вами картина Василия Кандинского "Сложное-простое", написанная им в 1939 г.
Она кажется сложной, слишком хаотичной. Линии, точки, штрихи, фигуры, пятна движутся в непрерывном космическом танце. Однако это “непостижимое пространство” состоит из “простейших элементов”. Все начиналось с точки.
Капля воды, простая снаружи, – сложна внутри. А картина Кандинского, сложная с первого впечатления, проста в своей основе.
Иногда сложные проблемы решаются простыми шагами, а простые проблемы – сложными шагами.
На слайде: Мир в капле.
Сумейте увидеть мир в капле!
IV.Заключительное слово.
“Мы знаем все, как в искусстве трудно оставаться самим собой, – говорил Александр Блок, - но это необходимо, чтобы людям оставить наследие не менее нужное, чем хлеб”.
Таково и наследие, оставленное Николаем Рубцовым. Его поэзия нужна людям. Приобщая к высокому и прекрасному, она не менее, чем хлеб и вода, необходима в наши дни.
В часы, когда судьба со мной сурова,
Когда сомненья гложут: "Быть? Не быть?",
Беру я с книжной полки том Рубцова
И, очищаясь, продолжаю жить.
V. Домашнее задание: на выбор одно из двух – первое для всех, а второе, творческое, - для тех, кто решится.
(на слайде)
- Выучить стихотворение Николая Рубцова (по вашему выбору)
- Творческое задание.
Прочитайте стихотворение “В минуту музыки печальной”. Продумайте, какой видеоряд может сопровождать это стихотворение. Создайте слайд-фильм на компьютере.
Материалом для видеоряда могут послужить как ваши собственные рисунки и фотографии, так и репродукции картин, художественные фотографии, документальные снимки, портреты поэта разных лет и т.п. Подумайте, черно-белой или цветной будет ваша фотопленка.
Постарайтесь не иллюстрировать стихотворный текст, а усилить его смысл за счет видеоряда.
VI. Спасибо всем за урок. Вы молодцы - замечательно сегодня поработали. Урок окончен.