Урок литературы по теме "Родная природа в лирике русских поэтов XIX века. 6-й класс

Разделы: Литература

Класс: 6


Цель: развитие представления о разнообразии и выразительности образов родной природы в пейзажной лирике русских поэтов.

Задачи:

  1. создать условия для восприятия художественного поэтического текста посредством ассоциативных образов музыки и живописи.
  2. способствовать развитию умения анализировать поэтический текст, развитию культуры художественного прочтения лирического текста.
  3. создать условия для формирования художественного вкуса, эмоционального восприятия окружающего мира через поэтические образы русской пейзажной лирики, образы музыки и живописи.

Тип урока: изучение нового материала (с элементами повторения ранее изученных произведений).

Вид урока: интегрированный.

Оборудование: распечатанные тексты стихотворений Е. Баратынского, А. Фета, Ф.И. Тютчева, И.С. Никитина, А.Н. Майкова; мультимедийная презентация (с музыкальным сопровождением произведений: пьес П.И. Чайковского из цикла “Времена года”, Антонио Вивальди из цикла “Времена года”), информационные карты урока для учащихся и гостей; учебники литературы п/р В.Я. Коровиной, тетради по литературе, ватманы А1, кисти и краски для рисования, анкеты – опросники по результатам урока.

Методика (Технологичность) урока: элементы технологии мастерских, элементы технологии развития критического мышления, частично-поисковый метод, элементы личностно ориентированного подхода к обучению, иллюстративный метод; работа в группах. (необходимо расставить стулья для учащихся полукругом, в центре приготовить четыре стола для работы в группах; очень важным условием является то, что ребята сидят лишь в начале урока (10-13) минут, все остальное время они работают стоя!)

Содержание урока.

1. Вступительное слово учителя

Здравствуйте, дорогие участники сегодняшнего праздника красоты! Да, вы не ослышались! Я приглашаю вас быть участниками праздника красоты, который нам предлагают замечательные волшебники: поэты, музыканты, художники. Ребята, а как можно создавать красоту? (Ответы: сочиняя музыку, стихи, создавая произведения живописи). Вы совершенно правы! И нам необходимо конкретизировать тему урока, в этом нам поможет указание на домашнее задание, которое я предлагаю вам выполнить после сегодняшнего урока (из трех выбрать два и выполнить дома):

  • Выучить наизусть понравившееся стихотворение.
  • Нарисовать иллюстрацию к тексту любого стихотворения о природе.
  • Написать сочинение-миниатюру на тему (по выбору):

Весна:
О чем говорит березка с ландышем?
Что увидел жаворонок, прилетевший с юга?
Прощальная песенка тающей сосульки.

Лето:
Приключения солнечного лучика.
Галчата учатся летать.
Разговор зеленой травы с тополиными листьями.

Осень:
Путешествие осеннего ветра.
О чем поет красная осинка?
Разговор падающих листьев.

Зима:
Сказка зимнего леса.
О чем чирикает воробей на зимней ветке?
Песенка снежинки.

Если предлагается получить результаты в виде такой работы, то как же мы определим тему? О чем мы сегодня будем говорить? (О том, как представлены образы природы в лирике русских поэтов.)

2. Запись темы в тетрадь: “Родная природа в лирике русских поэтов ХIХ века”, теоретическая работа с термином “пейзаж”.

Закрепление понятия "пейзаж"(устная работа по вопросам):

  • Встречались ли вы с этим понятием при изучении художественных произведений ранее? (Ответы: да, мы уже знакомы с описанием природы как в лирических текстах, так и в прозе.)
  • Какие выразительные средства чаще всего используют авторы при создании образов природы (пейзажа) в художественном произведении? (Ответы: яркие эпитеты, метафоры, олицетворения т. д. Для того, чтобы ярче показать свое отношение к родной земле и природе, чтобы образы получились более яркими, красивыми, живыми.)

3. Знакомство с новым материалом: рассмотрим произведения, в которых отражена родная природа. Выразительное чтение учителя, (возможно чтение наизусть учащихся) (ранее изученные поэтические произведения).

4. Слово учителя: Для работы вам объединиться в 4 творческие группы, в составе которых необходимо выполнить задания, обозначенные в информационной карте для каждой группы. Для объединения я вам представляю 1–2 минуты.

Учащиеся объединяются на 4 группы, знакомятся с заданиями, которые обозначены в информационных картах:

1-я группа: вы работаете по времени года “Зима”. Вам необходимо внимательно рассмотреть слайд о зиме в презентации “Времена года” Приложение 1 , послушать пьесу П.И. Чайковского “Декабрь” из цикла “Времена года” Приложение 2, подготовить выразительное чтение стихотворения (какое настроение создано поэтом в тексте стихотворения, отражается ли это настроение в музыкальном произведении), составить буриме по теме, нарисовать иллюстрацию к тексту полученного стихотворения. (каждый участник в группе может выполнить одно задание, время выполнения 10 минут)

2-я группа: вы работаете по теме “Весна”. Вам необходимо внимательно рассмотреть слайд о весне в презентации “Времена года” Приложение 1, послушать пьесу “Весна” Антонио Вивальди из цикла “Времена года” Приложение2, подготовить выразительное чтение стихотворения (какое настроение создано поэтом в тексте стихотворения, отражается ли это настроение в музыкальном произведении), составить буриме по теме, нарисовать иллюстрацию к тексту полученного стихотворения. (каждый участник в группе может выполнить одно задание, время выполнения 10 минут).

3-я группа: вы работаете по теме “Лето”. Вам необходимо внимательно рассмотреть слайд о лете в презентации “Времена года” Приложение 1, послушать пьесу “Лето. Предчувствие грозы” Антонио Вивальди из цикла “Времена года” Приложение 2, подготовить выразительное чтение стихотворения (какое настроение создано поэтом в тексте стихотворения, отражается ли это настроение в музыкальном произведении), составить буриме по теме, нарисовать иллюстрацию к тексту полученного стихотворения. (каждый участник в группе может выполнить одно задание, время выполнения 10 минут).

4-я группа: вы работаете по теме “Осень”. Вам необходимо внимательно рассмотреть слайд о лете в презентации “Времена года” Приложение 1, послушать пьесу “Осень. Октябрь” П.И. Чайковского из цикла “Времена года” Приложение 2, подготовить выразительное чтение стихотворения (какое настроение создано поэтом в тексте стихотворения, отражается ли это настроение в музыкальном произведении), составить буриме по теме, нарисовать иллюстрацию к тексту полученного стихотворения. (каждый участник в группе может выполнить одно задание, время выполнения 10 минут).

4. Выполнение задания:

Выразительное чтение стихотворений (по учебнику, с информационной карты), демонстрация нарисованных иллюстраций.

5. Подведение итогов:

  • Над какой темой работали сегодня?
  • Какое понятие повторили?
  • Какими средствами пользовались сами, чтобы передать свои впечатления о прочитанном?

Рефлексия.

Отметить в анкете те пункты, с которыми вы согласны, и которые, по-вашему, отражают атмосферу сегодняшнего урока

6. Заключительное слово учителя: Благодарю всех участников сегодняшнего праздника красоты за активное творчество и содружество.

Желаю всем удачи и дальнейших успехов!