Цель: развитие представления о разнообразии и выразительности образов родной природы в пейзажной лирике русских поэтов.
Задачи:
- создать условия для восприятия художественного поэтического текста посредством ассоциативных образов музыки и живописи.
- способствовать развитию умения анализировать поэтический текст, развитию культуры художественного прочтения лирического текста.
- создать условия для формирования художественного вкуса, эмоционального восприятия окружающего мира через поэтические образы русской пейзажной лирики, образы музыки и живописи.
Тип урока: изучение нового материала (с элементами повторения ранее изученных произведений).
Вид урока: интегрированный.
Оборудование: распечатанные тексты стихотворений Е. Баратынского, А. Фета, Ф.И. Тютчева, И.С. Никитина, А.Н. Майкова; мультимедийная презентация (с музыкальным сопровождением произведений: пьес П.И. Чайковского из цикла “Времена года”, Антонио Вивальди из цикла “Времена года”), информационные карты урока для учащихся и гостей; учебники литературы п/р В.Я. Коровиной, тетради по литературе, ватманы А1, кисти и краски для рисования, анкеты – опросники по результатам урока.
Методика (Технологичность) урока: элементы технологии мастерских, элементы технологии развития критического мышления, частично-поисковый метод, элементы личностно ориентированного подхода к обучению, иллюстративный метод; работа в группах. (необходимо расставить стулья для учащихся полукругом, в центре приготовить четыре стола для работы в группах; очень важным условием является то, что ребята сидят лишь в начале урока (10-13) минут, все остальное время они работают стоя!)
Содержание урока.
1. Вступительное слово учителя
Здравствуйте, дорогие участники сегодняшнего праздника красоты! Да, вы не ослышались! Я приглашаю вас быть участниками праздника красоты, который нам предлагают замечательные волшебники: поэты, музыканты, художники. Ребята, а как можно создавать красоту? (Ответы: сочиняя музыку, стихи, создавая произведения живописи). Вы совершенно правы! И нам необходимо конкретизировать тему урока, в этом нам поможет указание на домашнее задание, которое я предлагаю вам выполнить после сегодняшнего урока (из трех выбрать два и выполнить дома):
- Выучить наизусть понравившееся стихотворение.
- Нарисовать иллюстрацию к тексту любого стихотворения о природе.
- Написать сочинение-миниатюру на тему (по выбору):
Весна:
О чем говорит березка с ландышем?
Что увидел жаворонок, прилетевший с юга?
Прощальная песенка тающей сосульки.
Лето:
Приключения солнечного лучика.
Галчата учатся летать.
Разговор зеленой травы с тополиными листьями.
Осень:
Путешествие осеннего ветра.
О чем поет красная осинка?
Разговор падающих листьев.
Зима:
Сказка зимнего леса.
О чем чирикает воробей на зимней ветке?
Песенка снежинки.
Если предлагается получить результаты в виде такой работы, то как же мы определим тему? О чем мы сегодня будем говорить? (О том, как представлены образы природы в лирике русских поэтов.)
2. Запись темы в тетрадь: “Родная природа в лирике русских поэтов ХIХ века”, теоретическая работа с термином “пейзаж”.
Закрепление понятия "пейзаж"(устная работа по вопросам):
- Встречались ли вы с этим понятием при изучении художественных произведений ранее? (Ответы: да, мы уже знакомы с описанием природы как в лирических текстах, так и в прозе.)
- Какие выразительные средства чаще всего используют авторы при создании образов природы (пейзажа) в художественном произведении? (Ответы: яркие эпитеты, метафоры, олицетворения т. д. Для того, чтобы ярче показать свое отношение к родной земле и природе, чтобы образы получились более яркими, красивыми, живыми.)
3. Знакомство с новым материалом: рассмотрим произведения, в которых отражена родная природа. Выразительное чтение учителя, (возможно чтение наизусть учащихся) (ранее изученные поэтические произведения).
4. Слово учителя: Для работы вам объединиться в 4 творческие группы, в составе которых необходимо выполнить задания, обозначенные в информационной карте для каждой группы. Для объединения я вам представляю 1–2 минуты.
Учащиеся объединяются на 4 группы, знакомятся с заданиями, которые обозначены в информационных картах:
1-я группа: вы работаете по времени года “Зима”. Вам необходимо внимательно рассмотреть слайд о зиме в презентации “Времена года” Приложение 1 , послушать пьесу П.И. Чайковского “Декабрь” из цикла “Времена года” Приложение 2, подготовить выразительное чтение стихотворения (какое настроение создано поэтом в тексте стихотворения, отражается ли это настроение в музыкальном произведении), составить буриме по теме, нарисовать иллюстрацию к тексту полученного стихотворения. (каждый участник в группе может выполнить одно задание, время выполнения 10 минут)
2-я группа: вы работаете по теме “Весна”. Вам необходимо внимательно рассмотреть слайд о весне в презентации “Времена года” Приложение 1, послушать пьесу “Весна” Антонио Вивальди из цикла “Времена года” Приложение2, подготовить выразительное чтение стихотворения (какое настроение создано поэтом в тексте стихотворения, отражается ли это настроение в музыкальном произведении), составить буриме по теме, нарисовать иллюстрацию к тексту полученного стихотворения. (каждый участник в группе может выполнить одно задание, время выполнения 10 минут).
3-я группа: вы работаете по теме “Лето”. Вам необходимо внимательно рассмотреть слайд о лете в презентации “Времена года” Приложение 1, послушать пьесу “Лето. Предчувствие грозы” Антонио Вивальди из цикла “Времена года” Приложение 2, подготовить выразительное чтение стихотворения (какое настроение создано поэтом в тексте стихотворения, отражается ли это настроение в музыкальном произведении), составить буриме по теме, нарисовать иллюстрацию к тексту полученного стихотворения. (каждый участник в группе может выполнить одно задание, время выполнения 10 минут).
4-я группа: вы работаете по теме “Осень”. Вам необходимо внимательно рассмотреть слайд о лете в презентации “Времена года” Приложение 1, послушать пьесу “Осень. Октябрь” П.И. Чайковского из цикла “Времена года” Приложение 2, подготовить выразительное чтение стихотворения (какое настроение создано поэтом в тексте стихотворения, отражается ли это настроение в музыкальном произведении), составить буриме по теме, нарисовать иллюстрацию к тексту полученного стихотворения. (каждый участник в группе может выполнить одно задание, время выполнения 10 минут).
4. Выполнение задания:
Выразительное чтение стихотворений (по учебнику, с информационной карты), демонстрация нарисованных иллюстраций.
5. Подведение итогов:
- Над какой темой работали сегодня?
- Какое понятие повторили?
- Какими средствами пользовались сами, чтобы передать свои впечатления о прочитанном?
Рефлексия.
Отметить в анкете те пункты, с которыми вы согласны, и которые, по-вашему, отражают атмосферу сегодняшнего урока
6. Заключительное слово учителя: Благодарю всех участников сегодняшнего праздника красоты за активное творчество и содружество.
Желаю всем удачи и дальнейших успехов!