Цель урока: выявить противоречие, заложенное в проблеме смысла жизни, и определить в ходе анализа произведения пути решения проблемы А.Болконским и Пьером Безуховым.
Задачи:
1. Обучающие (направленные на достижение предметных результатов):
– формирование умений оценки и анализа художественного произведения;
– формирование умения свободно высказывать свое суждение о прочитанном тексте,
аргументировать свой ответ;
– развитие эмоционального восприятия учащихся, активизация художественно –
эстетических потребностей детей, развитие литературного вкуса.
2. Развивающие (направленные на достижение метапредметных результатов):
– способствовать формированию умения планировать собственную деятельность;
– умение с разных сторон посмотреть на событие, явление, факт с целью создания
целостного представления о картине;
– умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной
информации из различных информационных источников;
– планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее
реализации.
3. Воспитательные (направленные на достижение личностных результатов):
– способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
– ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и
поступков окружающих людей;
– знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение.
Оборудование: компьютер, экран, проектор, фотографии Л.Н. Толстого, иллюстрации к роману, раздаточный материал на каждого ученика.
Ход урока |
Деятельность учителя и учащихся |
1. Организационный момент – 1 минута. | |
2. Притча о смысле жизни: Однажды по пути домой Хинг
Ши повстречался с человеком, который куда-то настолько сильно спешил,
что, обгоняя по пути мудреца, случайно задел его плечом. Тот, в свою
очередь, спокойно и вежливо обратился к нему с вопросом: Актуализация (прием “примеривание на себя”) – О чем, по-вашему, пойдет речь на уроке? Найдите в толковом словаре данные слова и поясните, в каком значении они важны для нас сегодня на уроке (как вариант, дать словари отдельным ученикам, чтобы они нашли и объявили классу) (Слайд №3) Духовный – внутренний, соотносящийся со словом дух. Искания – поиск, движение, стремление к новому. Смысл (жизни)– разумное основание, цель. – Скажите, пожалуйста, зачем нужно искать смысл жизни? Почему герои Л.Н.Толстого постоянно пытаются его найти? (Слово “смысл” главное, т.к. жизнь человека – это путь, у которого должна быть цель. Нельзя идти куда-то бесцельно. Нужно знать, для чего живешь.) – Почему тогда мы должны искать эту цель? Может быть, она и так понятна? (В жизни человек ищет желаемого, т.е. для него важного, но не всегда все в жизни так, как мы хотим.)
|
Чтение притчи, формулировка темы урока учащимися. Беседа Запись темы урока в тетрадях. Работа со словарями |
– Это называется противоречие, заложенное в нашей теме. – Что такое противоречие? (Слайд 4) (Словарь Ожегова: |
Работа со словарем. |
– Давайте попытаемся сформулировать проблему, которую поднимает Л.Н.Толстой, и объяснить заложенное в ней противоречие. (Проблема смысла жизни героев.) Противоречие (Слайд 5):
Именно такое противоречие пытаются разрешить наши герои А.Болконский и П.Безухов. |
Составление схемы |
Чтение эпиграфов (Слайд 6). “В поисках за ответами на вопрос жизни я испытал совершенно то же чувство, которое испытывает заблудившийся в лесу человек” (Толстой Л.Н. Исповедь.). “Жизнь есть все. Разум есть плод жизни, и разум этот отрицает самую жизнь. Я чувствовал, что тут что-то неладно” (Толстой Л.Н. Исповедь) – Подумайте, насколько эти слова гениального писателя соотносятся с нашей темой? (В цитатах из “Исповеди” Толстого заключено то же противоречие, что и в теме нашего урока. Противоречие, которое пытались решить и герои романа “Война и мир”, и сам писатель на протяжении всей жизни.) Герои Л.Н.Толстого находятся в постоянном поиске, как и сам писатель всю свою жизнь находился в поиске, в духовном поиске. “Текучесть человека”, способность его к крутым и решительным переменам находится в центре внимания Толстого. Отсюда понятен пристальный интерес Толстого к “диалектике души” и “диалектике характера” человека. Ведущим мотивом его творчества станет испытание героя на изменчивость. Способность человека обновляться, подвижность и гибкость его духовного мира, его психики являются для Толстого показателем нравственной чуткости, одаренности и жизнеспособности. Посмотрим, как же меняются духовные и нравственные идеалы главных героев романа Л.Н. Толстого “ Война и мир” Андрея Болконского и Пьера Безухова, как эти герои пытаются разрешить противоречие, заложенное в поиске смысла жизни. |
Работа с эпиграфом урока. |
3. Изучение темы урока.
– Скажите, пожалуйста, что нам поможет понять сегодняшнюю тему? Какую работу нам предстоит провести на уроке (назовите способы деятельности, которые мы должны применить на уроке, чтобы понять тему)? |
Работа с текстом. Учащиеся называют способы деятельности на уроке (работа с текстом романа Л.Н.Толстого, поиск ответов на вопросы в тексте, анализ героев). |
– Сегодня нам предстоит не просто проанализировать произведение, а посмотреть на ситуацию с позиции приема “Шесть шляп” (Слайд 7, 8, 9), суть которого заключается в умении рассмотреть анализируемую ситуацию с разных сторон: каждая шляпа – это один из способов анализа ситуации, одна сторона вопроса. Белая шляпа – это рассмотрение обычных фактов (что есть что) без их оценки. Желтая шляпа поможет найти положительные стороны героя, его взглядов, поступков, мотивов. Черная шляпа нужна нам для того, чтобы увидеть минусы, покритиковать героя. Тому, кто “примерит” красную шляпу, придется высказать свое мнение о поступках или мыслях героя и доказать свою позицию. Символ шляпы предполагает способ мышления, который необходимо применить поочередно к одной и той же ситуации. | Работа в группах – метод “Шесть шляп”: на партах у каждого ученика лежат листки с выдержками из текста Л.Н.Толстого и с заданиями (раздаточный материал). |
Класс делится на 4 группы. У каждой группы свое задание-“шляпа” (Приложение 1). А) Давайте познакомимся с рассуждениями А.Болконского в начале романа. К каким идеалам стремился герой? (Слайд 10) (Видеофрагмент “Идеалы Болконского. Аустерлицкое сражение”) После просмотра эпизода группы выполняют свое задание. При составлении вопросов вы должны учитывать, чтобы при ответе одноклассники могли обращаться к тексту непосредственно. – Вспомните события, которые произошли с князем после первого ранения, что ждало героя после выздоровления? (Смерть жены, разочарование в жизни, встреча с Наташей Ростовой, любовь) Б) Эпизод №2 “Весна. Пробуждение. Дуб” (Слайд 12) После просмотра – заполнение листа. (Слайд 14–18) В) Эпизод №3 “Смерть Болконского”. Работа с текстом (Приложение 2). Г) Эпизод №4 “Пьер о смысле жизни”. Видео + текст. Д) Работа с текстом: заключительные монологи героев романа (Приложение 2). После каждого эпизода группы меняются заданиями – “шляпами”. Обсуждение вопросов, сформулированных учащимися. Поиски лучших, “сильных” вопросов, ответы на них. |
Анализ эпизодов. Самостоятельная работа по “шляпам”: запись на листах. Обмен заданиями. Учащимся предлагается два варианта задания в соответствии с уровнями сложности на их выбор. Беседа по роману с пересказом эпизодов и кратким комментарием. Передача содержания текста учащимся как способ аргументации. Оценка и анализ художественного произведения, свободное высказывание суждений о прочитанном тексте учащимися. |
4. Обобщение по теме. Сейчас все вместе примерим синюю шляпу, которая заставит нас подвести итоги и сделать вывод по теме нашего урока. – Вспомним вопрос, который мы поставили в начале урока: Как каждый из героев решает проблему смысла жизни, как разрешается противоречие для князя Андрея и для Пьера? (Андрей не примиряется с противоречием, видя успокоение в смерти. Любовь князя Андрея – это идеальная любовь ко всем людям, холодноватая и внеземная. Как только такая любовь проникает в него, князь чувствует отрешенность от жизни, освобождение и удаление от нее. Он не принял эту жизнь такой, какая она есть. Земля, к которой страстно потянулся князь Андрей в роковую минуту, так и не далась ему в руки, уплыла, оставив в душе недоумение, восторжествовало величественное, отрешенное от мира небо. Пьер видит смысл не в сложности бытия, а в самой жизни, в ее простоте, в умении видеть эту простоту и ценить за это жизнь. Он обрел на Бородинском поле новое чувство “сопряжения” своей жизни с жизнью народа, лишения в плену и общение с Платоном Каратаевым приводят Пьера к “роевому началу и Богу”, “…Бог вот он, тут, везде”. Отсутствие личного, индивидуального в Каратаеве направлено в сторону земли, а не неба, в сторону жизни, не смерти. Каратаев живет в полном согласии со всем конкретным, индивидуальным, земным. Он не отрицает его, а полностью с ним сливается, индивидуальность Каратаева сливается с миром. Каратаев – символическое воплощение мирных, охранительных свойств коренного крестьянского характера.) |
Подведение итогов работы, выводы по уроку (разрешение противоречия) |
Подведем итоги сегодняшнего урока, используя прием
“ПОПС-формула” (Приложение 3) (Слайд
23).
Наша задача – высказать собственное мнение на проблему смысла жизни, поднятую в произведении, и обосновать его. Как вы оцените свою работу на уроке? Поставьте себе за урок оценку. Какие способы деятельности мы использовали на уроке для достижения цели? Что было для вас новым? Какой момент урока запомнился больше всего? (Слайд 24). |
Ответы на вопросы, заполнение листка “ПОПС-формула” – рефлексия. |
Организационный конец урока. |