Цели урока:
- познакомить ребят с фактами биографии А.С.Пушкина, оказавшими влияние на становление личности поэта; воссоздать атмосферу эпохи начала XIX века;
- формировать умения выделять главное в сообщении учителя и учащихся, навыков выразительного чтения и пересказа, работы с учебником и иллюстрациями;
- воспитывать интерес к личности и творчеству А.С.Пушкина.
ХОД УРОКА
І. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
Пересказ статьи учебника “Из русской литературы XIX в.”, с.84, ч.1.
III. Изучение нового материала.
1. Ребята, прослушайте строки из сказок и скажите, кому он принадлежат. Кто является автором?
А) У лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том:
И днем ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом.Б) Три девицы под окном
Прял поздно вечерком.
“Кабы я была царица. –
Говорит одна девица…В) Стал он кликать золотую рыбку.
Приплыла к нему рыбка,
Спросила
“Чего тебе надобно, старче?”
Ученики: Из сказок А.С. Пушкина
Учитель: Сегодня мы начинаем знакомиться с творчеством великого поэта А.С. Пушкина. Цель урока – познакомится с детством поэта и анализ стихотворения “Няне”. Перед вами лежат карточки. По ходу урока вы должны продолжить предложения, напечатанные на них. Приложение 1.
Детство – самая яркая, беззаботная пора в жизни каждого человека. Интересно ли вам узнать, какое детство было у Александра Сергеевича, кто были его родители и предки. Окружен ли он был любовью, лаской и заботой?
“6 июня 1799 года на одной из окраинных улочек Москвы, во дворе коллежского регистратора Ивана Васильевича Скворцова ,у жильца его майора Сергея Львовича Пушкина родился сын Александр” – гласит запись в церковной книге – первый документ, связанный с жизнью великого поэта. На самом первом раннем портрете Пушкин изображен ребенком 2-3 лет. С первого взгляда он кажется непохожим на известные портреты взрослого поэта. Но если приглядеться внимательно, можно увидеть знакомые черты: высокий лоб, вьющиеся волосы и большие голубые глаза.
Отец поэта, Сергей Львович Пушкин, отставной военный, был старинного рода, но не богат и не слишком удачлив в службе и чинах. Он был “светский человек”, острослов, страстный любитель поэзии.
2 . Сообщение подготовленного ученика об отце А.С.Пушкина Сергее Львовиче Пушкине.
Учитель. Сергей Львович равнодушно относился к воспитанию детей. Сына Александра он недолюбливал за его непокорность
3. Сообщение подготовленного ученика о матери А.С.Пушкина Надежде Осиповне Пушкиной.
Учитель: Любимцем матери был младший сын Лев. Александр чаще раздражал ее. Мать раздражало все: упрямство мальчика, привычка грызть ногти и детская некрасивость. Эта некрасивость перешла к нему от его знаменитого предка Абрама Петровича Ганнибала.
4. Сообщение подготовленного ученика о прадедушке А.С.Пушкина Абраме Петровиче Ганнибале.
Учитель: В доме Пушкиных были еще 2 женщины, которые дали Александру так недостающие ему материнскую любовь и ласку. Это бабушка Мария Алексеевна Ганнибал и няня – Арина Родионовна.
На стр. 92 учебника прочитайте высказывание Ольги Сергеевны Павлищевой (сестры Александра Сергеевича) о бабушке.
– Что вы знаете о няне Пушкина?
5. Рассказ подготовленного ученика о няне А.С.Пушкина Арине Родионовне Яковлевой.
Физминутка.
Закройте глаза. Вы – в лесу. Отгремела гроза. Прошел проливной дождь, блестит мокрая листва на березах. На траве серебряные капли. Как хорошо пахнет в лесу! Как легко дышется! Вот ландыши – вдохните их чудный запах. Вдыхайте медленно, ровно, глубоко.
7. Учитель. Вернемся к вашим карточкам. Все ли строки заполнены? Как вы их закончили?
6. Работа со стихотворением А.С.Пушкина “Няне”.
Учитель: Как вы думаете, кто такая няня? Была ли у вас няня? Для Александра Сергеевича, няня – самый близкий человек, она заменила мать ,была первым слушателем его произведений. Сказки, рассказанные Ариной Родионовной, легли в основу сюжетов сказок Пушкина. Ей Александр Сергеевич посвятил стихотворение “Няне”.
6.1. Выразительное чтение стихотворения учителем.
6.2. Анализ содержания стихотворения.
– Попробуйте выразить настроение этого стихотворения с помощью красок-цветов. Какими красками вы бы передали настроение стихотворения (Темные, мрачные)
– Последняя строка незаконченная. Как вы ее понимаете? Т.. Цвет меняется на более светлый.
– Каким настроением пронизано это стихотворение? (грусть, печаль, тоска)
– Как вы думаете, какие чувства владели поэтом, когда он писал его? (чувство вины перед няней за долгое отсутствие, страдание от разлуки, нежность, забота)
– С первых же строк стихотворение волнует своей сердечностью. Любовью и заботой. Прочтите их.
– Можем ли мы образно нарисовать в своем воображении ряд картин-слайдов? (да)
– Давайте посчитаем сколько их получится.
Чтение учеником 2-3 строки.
– Какой слайд мы видим? (Забытый домик в глуши сосновых лесов)
Чтение учеником 4-7 строк.
(Видим сидящую и тоскующую няню)
Чтение учеником 8-11 строк.
(Няня у ворот, напряженно смотрит в даль…)
Чтение последней строки.
(Возможно, няне видится ее воспитанник, спешащий к ней)
– Т.е. стихотворение можно разделить на четыре части.
- Обращение к няне
- Строки рисуют забытый домик.
- Видим няню, ждущую воспитанника
- Предчувствие чего-то хорошего.
– На что похоже письмо? В письменной форме, в Р.п., адресованной няне? (Письмо)
– Жанровая разновидность – послание.
6.3. Выразительное чтение учащимися стихотворения.
7. А сейчас закрепим изученное, заполнив карточки. Приложение 2
IV. Подведение итогов урока.
– Каким вы представляете лирического героя стихотворения А.С.Пушкина “Няне”? (Лирический герой глубоко страдает, он испытывает чувство вины за долгое отсутствие. Поэтом создан трогательный образ любящей женщины. Чувства няни понятны любой женщине – матери, самоотверженно заботящейся о детях, бесконечно тоскующей в разлуке с ними. Образное представление состояния няни открывает и глубину души самого поэта, являясь отражением его человечности).
V. Домашнее задание.
1. Стихотворение “Няне” выучить наизусть, с.94, часть 1.