Современная система работы учителя и школы должна быть направлена на максимальное раскрытие и выращивание личностных качеств каждого ребенка. При этом учебный материал выступает уже не как самоцель, а как средство и инструмент, создающий условия для полноценного проявления и развития личностных качеств.
Программа "Школа 2100" основана на принципах развивающего, личностно-ориентированного образования, технологиях совместной познавательной деятельности.
Развивающему обучению свойственны такие формы работы, которые опираются на совместную или самостоятельную учебно-познавательную деятельность учащихся, руководимую учителем. Полноценное включение ребенка в деятельность резко отличается от традиционной передачи ему готового знания: теперь учитель должен организовать исследовательскую работу детей, чтобы они сами «додумались» до решения ключевой проблемы урока и сами могли объяснить, как действовать в новых условиях.
Проблемные методы эффективнее традиционных, поскольку постановка проблемы обеспечивает познавательную мотивацию учеников, а поиск решения – понимание материала большинством класса. Но в то же время сами проблемные методы не равноценны. Существуют несколько методов постановки учебной проблемы:
- побуждающий к проблемной ситуации диалог;
- подводящий к теме диалог;
- сообщение темы с мотивирующим эффектом.
Достаточно эффективен подводящий диалог, при котором учитель пошагово приводит учеников к формулировке темы или знания. Подводящий диалог развивает речь и логическое мышление.
Хочу поделиться опытом работы по образовательной системе «Школа 2100» и предлагаю конспект урока литературы в 6 классе, на котором как раз и используется подводящий к теме диалог.
По мнению авторов программы «Школа 2100», литературное чтение должно соблюдать три условия: обязательная опора на литературоведческий материал, введение текста в литературно- исторический контекст, обязательный анализ текста. На данном уроке мы знакомимся с исторической основой башкирского эпоса, анализируем содержание фрагмента, опираясь на литературоведческий материал. Данная тема входит в раздел учебника «Следы во времени».
Тема: «Вот для чего я рожден батыром…» (башкирский народный эпос «Урал – батыр».)
Цель:
- расширить знания о народном эпосе, познакомить с особенностями эпоса народов Поволжья, содержанием фрагмента башкирского эпоса «Урал – батыр»;
- формирование умения анализировать произведения народного эпоса, переносить имеющиеся знания в новую ситуацию, развитие речи;
- воспитание патриотических чувств, уважения к героям – защитникам родной земли, к своей истории.
Ход урока.
I. Оргмомент
II. Опрос
На предыдущем уроке было дано задание опережающего характера: познакомиться со статьей учебника о народном эпосе.
Проверка домашнего задания проходит в форме вопросно-ответной беседы по прочитанному материалу, чтобы подготовить к восприятию нового материала: (курсивом выделены примерные ответы)
- Что такое героический эпос? (народные сказания о богатырях, защитниках своей земли).
- С героическим эпосом каких народов вы уже знакомы? русские былины, киргизский «Манас», абхазские сказания о нартах)
- Кто исполнял эти произведения в древние времена и как? (сказители под аккомпанемент музыкальных инструментов)
- Чем объясняется тот факт, что у всех народов есть сказания о богатырях, защитниках земли? (испокон веков народы боролись за свою независимость, защищая свою родину)
III. Объяснение нового материала
- Антиципатия чтения (настраивание на изучение текста), подведение учащихся к формулированию темы урока и его целей.
- Обратите внимание на стенд (на стенде представлены иллюстрации к русским былинам, т.к предыдущий урок был посвящен именно этой теме).
- Что изменилось? Что прибавилось? (кроме героев русских былин появились герои тюркских народов).
- Как вы думаете, о чем же мы сегодня будем говорить на уроке? Какова тема нашего урока? (сегодня мы будем говорить об эпосе татарского народа или башкирского народа).
- А почему я не убрала иллюстрации, которые вывешивала ранее? (чтобы могли сравнить героев и произведения разных народов, понять, что у них общего и чем они различаются).
- Значит, о чем пойдет у нас сегодня речь на уроке? (совместно формулируется тема урока).
- Целеполагание урока. Введение нового материала осуществляется методом постановки проблемы: «Что общего в эпосе народов, которые по условиям жизни, по религии совершенно разные?». Постановка проблемы обеспечивает познавательную мотивацию учеников, а поиск решения – понимание материала большинством класса.
- Нам предстоит узнать об эпосе народов Поволжья, научиться сопоставлять героев разных народных эпосов, вы сумеете, идя вслед за автором, определять главную мысль произведения.
- Слово учителя об истории возникновении башкирского народного эпоса.
(На данном этапе урока мы знакомимся с исторической основой башкирского эпоса, анализируем содержание фрагмента, опираясь на литературоведческий материал. Данная тема входит в раздел учебника «Следы во времени»).
Башкирский народный эпос « Урал – батыр» был «открыт», т.е письменно зафиксирован, в начале XX в.
Народы Южного Урала и Поволжья, создавшие его, находились в центре великих исторических событий России прошлых веков, принимали участие как в защите российских земель от завоевателей с Востока и Запада, так и в крестьянских восстаниях, против крепостного строя, в том числе и восстании Пугачева.
Герой башкирского народа, могучий Урал – батыр, обладает огромной физической силой. Он воюет со страшными чудовищами, борется с несправедливостью, отправляется на поиски бессмертия. - Работа с текстом, чтение и комментирование учителем. Прокомментировав непонятные слова (гет – богатырь, майдан – площадь, хаба – кожаный мешок, падишах – правитель, кумыс – молоко верблюдицы, тенгри – бог), вслед за автором мы движемся по тексту произведения.
Обращаемся к учебнику, где помещен фрагмент из башкирского эпоса « Урал – батыр». Читает отрывок учитель.
IV. Закрепление. Аналитическая беседа по тексту.
Изучение текста идет как побуждающий диалог. Обращаясь к тексту, учащиеся ищут ответа на вопрос, подтверждая свои рассуждения текстом.
- С какой целью отправляется Урал – батыр в поход? Как он об этом сам говорит? Найдите строки произведения. (I строфа)
- Как живется людям в стране падишаха Катилы? Подтвердите текстом.
- Какой образ падишаха создан народом в эпосе? На какие детали в описании сделан упор? Какие изобразительные средства используются?
- Проанализируйте поведение Урал – батыра по отношению к падишаху и его дочери. Какими качествами наградил народ своего богатыря?
- Какую роль играет в данном фрагменте сцена сражения Урал – батыра со свирепым быком?
V. Обобщение материала урока и подведение итогов.
- Сравните героя русских былин Илью Муромца и героя башкирского эпоса Урал – батыра. Как вы думаете, почему народ наделяет своих богатырей сходными качествами?
- На территории Поволжья проживал еще один народ – татары, наши предки. Как называется татарский народный эпос? О каких героях татарского народного эпоса вы знаете? (ребята рассказывают о героях татарского эпоса, с которыми уже познакомились на уроках татарского языка).
На уроке учитываются индивидуальные способности учащихся: с этой целью сильным ученикам были предложены задания опережающего характера: подготовить перевод отрывка из произведения татарского эпоса о герое – Джуре – богатыре. Прослушиваются подготовленные переводы.
- В 2005 году Казань, столица Республики Татарстан, отметила свое 1000-летие. На гербе города изображен змей. Почему?
Ученик читает отрывок из легенды (задание опережающего характера):
…Любуясь на Волгу с прибрежных вершин,
Чудо-город построить решил царь Саин.
…Задрожала земля, небосвод потемнел:
Аджаха –лютый змей на людей налетел.
С ним другие ползли, смерть и ужас несли.
Тут нашелся батыр удалой,
Змея он обвел чертой колдовской,
Тростником тот круг обложил,
Вмиг поджег и разом спалил.
Это легенда, но на Кремлевском холме было много змей – это сущая правда.
VI. Рефлексия
- В каких еще русских и татарских сказках герой побеждает змея?
- Что общего у героического эпоса разных народов?
- Что сближает героев – богатырей русских былин, башкирского, татарского эпоса?
- Чем привлекательны эти герои сегодня? Почему былины включены в современные учебники?
- А есть ли герои в наше время, которых можно было бы сравнить с былинными богатырями?
Запись вопроса в тетради: «Что сближает героев – богатырей русских былин, башкирского, татарского эпоса? Чем они привлекательны и сегодня?»
VII. Домашнее задание (разноуровневое)
- Всем - письменный ответ на вопрос, записанный в тетради, по материалам урока.
- Подготовить по сказаниям татарского эпоса рассказ о народных героях (по желанию).