Цели:
- активизировать самостоятельность исследовательской деятельности учащихся;
- развивать навыки творческого чтения, углубляющего понимание и переживание событий пьесы;
- воспитывать осмысленное отношение к жизни.
Задачи:
- повторить теоретические сведения о драматическом роде литературы;
- проанализировать идейное содержание пьесы;
- оценить авторскую позицию в произведении;
- обсудить понимание счастья учениками 6 класса.
Оформление урока:
- Доска: тема урока, портрет писателя, годы жизни, на листах бумаги формата А4 термины: драма, пьеса, феерия, действие, картина;
- Стенд: иллюстрации к пьесе «Синяя птица».
- «Дороги счастья» на листах бумаги, которые после анализа каждого дйствия учащиеся прикрепляют к доске;
- Аудиозапись: Э. Григ «Утро».
Ход урока
Учитель (звучит музыка Э. Грига «Утро»): Синяя птица – это философская сказка о смысле жизни и всемогуществе человека. В ней много сказочных мотивов: вещи и животные, наделенные чрезвычайными свойствами и способностями, выступают помощниками или врагами человека. Герои пьесы путешествуют сказочными странами. Итак, сегодня у нас необыкновенное занятие. Мы вместе с Тильтитем и Митиль отправляемся за Синей птицей.
Цель нашего урока – повторить сведения о драматическом роде литературы, обобщить знания, которые мы получили, отправившись в путешествие с автором пьесы «Синяя птица» Морисом Метерлинком и ее героями. И, завершив наше путешествие, ответить на вопрос вместе с автором пьесы «Как найти свою птицу счастья?». На предыдущих уроках мы с вами сделали уже многое. Анализировали эпизоды пьесы, смотрели отрывки из фильма по этому произведению. Читали по ролям. Учили стихотворение о счастье. Провели социологический опрос «Что такое счастье?» среди взрослых и детей нашей школы, результаты которого вы сообщите в конце урока. К этому уроку мы подготовили иллюстрации к пьесе.
- Что мы знаем об авторе? (Краткие сведения о писателе приготовил один из учеников класса ).
- Морис Метерлинк написал сказку необычного жанра, особенной композиции. (Об этом нам расскажет следующий ученик).
Произведение написано для постановки на сцене, относится к роду литературы – драма. Жанр – феерия, что означает театральное или цирковое представление сказочного содержания, требующее пышной постановки и сценических эффектов. В отличие от обычных театральных пьес эта сказка имеет более сложную композицию:
- В хижине дровосека;
- Страна Воспоминаний;
- Царство Ночи;
- Лес;
- Сады блаженств;
- Царство будущего;
- Возвращение.
Учитель: Чаще всего мы с вами желаем друг другу счастья. Мечтаем о счастье. А что такое счастье? Каким оно бывает? Как его добиться? Как оставаться счастливыми? Над этими вопросами размышляют вот уже почти 100 лет читатели и зрители феерии М. Метерлинка «Синяя птица».
В чем, по-вашему, заключается смысл заглавия этого произведения?
Ученик: Синяя птица – это символ счастья, за которым отправились в путешествие герои сказки.
Учитель: Какие другие названия вы придумали бы к этой сказке?
Ученики: “Путешествие за счастьем”, “Дорога к счастью”.
Учитель: Так и назовем наш урок: Дорога к счастью.
Учитель: В первом действии мы познакомились со всеми главными героями. Сейчас двое учеников предложат классу игру. Они будут называть внешний вид персонажа, а вы угадывать его. (Наприме, Тильтиль: мальчик лет десяти, в короткой курточке, нежно-голубого цвета, сын дровосека. Митиль: дочка дровосека, в костюме красной шапочки. Огонь: герой в красном костюме, которого боятся все животные. Тилетта: любимое животное Митиль, хитрая и коварная. Тило: любимое животное Тильтиля, верный и преданный друг).
Учитель: Герои отправляются за Синей птицей. Кому нужна эта птица?
Ученик: Больной девочке.
Учитель: Чем она больна?
Ученик: Она мечтает о синей птице, которая принесет ей счастье и здоровье.
Учитель: Итак, дети отправляются в дорогу за счастьем для больной девочки. Путешествие приводит их в страну Воспоминаний. Коротко перескажите этот эпизод. Каково представление о счастье у умерших?
Ученик: Они счастливы и оживают тогда, когда о них помнят.
Учитель: Следовательно, счастье в реальной жизни невозможно без…Начинаем выстраивать на нашем уроке дорогу к счастью. На столе разложены «уроки счастья» разных дорог. Выберите мудрость первого путешествия. (Двое учащихся выбирают табличку: “Изучай и уважай прошлое” и прикрепляют её к доске).
Царство Ночи
Учитель: С кем встречаются герои в этой части?
Ученик: С болезнями, ужасами, войнами.
Учитель: Зачем автор придумывает этот эпизод?
Ученик: В жизни много хорошего и плохого, но побеждает лишь тот, кто не боится трудностей.
Учитель: Откройте урок второй дорожки. Учащиеся выбирают: “Смело преодолевай препятствие”.
Эпизод в лесу
Учитель: На каких противоположных героев делятся деревья в лесу?
Ученики: На тех, кто ненавидит людей, и тех, кто их защищает.
Учитель: Почему деревья не любят людей?
Ученики: Лес помнит о том, что герои – это дети дровосека, который уничтожал лес.
Учитель: Какой же смысл этого эпизода?
Ученики: Дети поняли, что нужно жить в дружбе со всеми обитателями земли.
Учитель: Найдите «дорожку счастья» этого эпизода.
Ученики выбирают дорожку: “Человек должен жить в согласии с окружающим миром”.
Эпизод Сады Блаженств
Учитель: Почему дети не остались в Саду Блаженств?
Ученики: Им нужно спешить за Синей птицей.
Учитель: Выберите «дорожку счастья» этой части.
Ученики выбирают дорожку “Надо жертвовать удовольствием для главного”.
Эпизод Царство будущего
Учитель: Перескажите этот эпизод. В чем смысл этого эпизода?
Ученики: Необходимо иметь цель в жизни, думать о будущем.
Учитель: Выберите «дорогу счастья» для этого эпизода.
Ученики выбирают: “Думай о будущем”.
Эпизод Возвращение
Учитель: Дети возвращаются домой без Синей птицы. Но хижина дровосека волшебно преображается – все кажется новым, радостным. Что хотел сказать этим автор? Что поняли дети о том, что такое счастье?
Ученики: Счастье – это жить рядом с любимыми людьми.
Учитель: Что же стало с больной девочкой?
Ученики: Дети дарят ей Горлинку, которая кажется им синей, птица улетает, но дети счастливы, потому что они вместе, что наступает праздник, что счастье – это мечта, к которой надо стремиться.
Учитель: Группа учеников нашего класса провела анкету “Что такое счастье?” и сейчас они познакомят нас с ее данными.
По степени важности данные распределились следующим образом.
Счастье – это:
- здоровье;
- жизнь с родителями;
- дружная и счастливая семья;
- хорошо учиться и иметь возможность получать больше знаний;
- иметь много друзей;
- заниматься любимыми делами.
Учитель: Давайте спросим у взрослых гостей нашего урока, что для них счастье?
Учитель: Каждый из вас задумался сегодня над тем, что такое счастье и какая дорога к нему ведет. Я считаю, что сказка “Синяя Птица” Мориса Метерлинка учит нас дорожить тем, что у нас есть, видеть и находить счастье рядом с собой и ценить его.
Группа учеников читает стихотворение
Дорожите счастьем, дорожите!
Замечайте, радуйтесь, берите
Радуги, рассветы, звезды глаз –
Это все для вас, для вас, для вас.
Услыхали трепетное слово –
Радуйтесь. Не требуйте второго.
Не гоните время. Ни к чему.
Радуйтесь вот этому, ему!
Сколько песне суждено продлиться?
Все ли в мире может повториться?
Лист в ручье, снегирь, над кручей вяз…
Разве будет это тыщу раз?
На бульваре освещают вечер
Тополей пылающие свечи.
Радуйтесь, не портите ничем
Ни надежды, ни любви, ни встречи!
Хворь и ссоры временно отставьте,
Вы их все для старости оставьте.
Постарайтесь, чтобы хоть сейчас
Эта “прелесть” миновала вас.
Пусть бормочут скептики до смерти.
Вы им, желчным скептикам, не верьте –
Радости ни дома, ни в пути
Злым глазам, хоть лопнут, – не найти!
А для очень, очень добрых глаз
Нет ни склок, ни зависти, ни муки.
Радость к вам сама протянет руки,
Если сердце доброе у вас.
Красоту увидеть в некрасивом,
Разглядеть в ручьях разливы рек!
Кто умеет в буднях быть счастливым,
Тот и впрямь счастливый человек!
И поют дороги и мосты,
Краски леса и ветра событий,
Звезды, птицы, реки и цветы:
Дорожите счастьем, дорожите!
Учитель: Сущность пьесы, значение для нее народной, фольклорной традиции искусства, ее глубинный пафос, присущий и творчеству Метерлинка в целом, лучше всего охарактеризовал Блок: «Только сказка умеет с легкостью стирать черту между обычным и необычным, и в этом вся соль пьесы...» И далее: «...счастья нет, счастье всегда улетает как птица, говорит сказка; и сейчас же та же сказка говорит нам другое: счастье есть, счастье всегда с нами, только не бойтесь его искать. И за этой двойной истиной, неуловимой, как сама Голубая птица, трепещется поэзия, волнуется по ветру ее праздничный флаг, бьется ее вечно юное сердце».
Домашнее задание: Написать сочинение-размышление на тему: «Какие истины мне открыла пьеса М. Метерлинка «Синяя птица?»