Урок литературы по теме "Глава «Сон Обломова» – ключ к разгадке характера героя". 10-й класс

Разделы: Литература

Класс: 10

Ключевые слова: значение поры детства в жизни человека


Цель: овладевать умением понимать характер человека в его связи с социальными и национальными особенностями.

Задачи.

1. Развивать умение аналитической работы с текстом художественного произведения.

2. Обучать умению анализировать образ литературного героя.

3. Воспитывать сочувственное понимание сильных и слабых сторон личности.

4. Обогащать словарный запас учеников и совершенствовать навыки культуры речи.

Ход урока

I. Вспомним, в каких произведениях русской литературы мы уже встречались с эпизодами сна. Какова их роль как части целого? (“Евгений Онегин” - сон Татьяны, “Капитанская дочка” - сон Гринёва). Беседа.

“Сны, как известно, чрезвычайно странная вещь: одно представляется с ужасающей ясностью, с ювелирски-мелочною отделкой подробностей, а через другое перескакиваешь, как бы не замечая вовсе, например, через пространство и время. Сны, кажется стремит не рассудок, а желание, не голова, а сердце.А между тем, какие хитрейшие вещи проделывает иногда мой рассудок во сне! Между тем с ним происходят вещи совсем непостижимые”. (Слайд 2). Презентация

Ф. Достоевский “Сон смешного человека”.

II. Пора детства в жизни человека — важна ли она? Почему? Что формирует эта пора в человеке? Обсуждение

III. - Каково мнение критиков об этой главе романа? Чья точка зрения вам наиболее близка? (Ученики комментируют выбранную точку зрения). (Слайд 3)

1) И.А.Гончаров назвал “Сон Обломова” увертюрой ко всему роману.

2) А.В.Дружинин. “Обломов”, роман И.А.Гончарова. 1859.

“Сон Обломова” не только осветил, уяснил и разумно опоэтизировал всё лицо героя, но ещё тысячью невидимых скрепил, связал его с сердцем каждого русского читателя… Глубокий по чувству, его внушившему, светлый по смыслу, в нём заключённому, он в одно время и поясняет и просветляет собою то типическое лицо, в котором сосредоточивается интерес всего произведения. Обломов без своего сна был бы созданием неоконченным… “Сон” его …повелевает нам любить и понимать Обломова.”

3) А.А.Григорьев. Взгляд на русскую литературу со смерти Пушкина. 1859.

“…перед вами до мелких оттенков создаётся знакомый вам с детства быт, мир тишины и невозмутимого спокойствия… Автор становится истинным поэтом, - и , как поэт умеет стоять в уровень с создаваемым им миром, быть комически наивным в рассказе о чудовище, найденном в овраге обитателями Обломовки, и глубоко трогательным в создании матери Обломова, и истинным психологом в истории с письмом, которое так страшно было распечатать мирным жителям “райского уголка земли”, и, наконец, эпически объективным художником в изображении того послеобеденного сна, который объемлет всю Обломовку.”

4) Ю.Манн.

“Писатель к Обломовке, явившейся во сне к герою, отнёсся “не только ласково, но и с грустью, сожалением”.

5) В.Кантор.

“Писатель рисует Обломовку даже сатирически – “сон, вечная тишина вялой жизни и отсутствие движения”.

IV. Анализ сна.

Гончаров приглашает читателя посетить “благословенный уголок земли, чудный край”, край детства Обломова.

Итак, герой переносится в своё детство.

  • Почему этот уголок земли сулит “покойную и долговременную жизнь”?
  • Обломовка. Каков её мир? (События, происходящие в ней)
  • Сцена утренней встречи матери и маленького героя. Отчего у сонного Обломова “медленно всплыли из-под ресниц и стали неподвижно две тёплые слезы”? Какие черты характера Обломова мы видим?
  • Каков день Обломовых? Что самое запоминающееся в нём? Как автор говорит об отце? О матери?
  • Каким мы видим Обломова - ребёнка?
  • “Девиз” обломовцев? (“День прошёл и слава богу”)
  • Какие сказки слушал юный герой?
  • Отношение к труду.
  • Три главных акта жизни.
  • История с галерей. (Сходство Обломова с отцом)
  • Нравы. Вечера в доме Обломовых.
  • Расскажите о воспитании Обломова.
  • Что же даёт нам эта глава для понимания героя?
  • Чего же можно ожидать от человека, выросшего вот в таких условиях? (Он привыкает быть “байбаком”, “благодаря тому, что у него и подать и сделать есть кому, тут уже даже и против воли он бездельничает”)
  • Поняли ли мы Обломова?

V. Итог

В чём разгадка характера героя, предложенная автором? Черты человека формируются в детстве. Чистая, нежная душа Обломова, его “голубиная” кротость берут истоки в Обломовке. Но лень и беспомощность – тоже оттуда. Вот почему так важна для нас эта ключевая глава романа.

Д. з. Штольц — Обломов, сравнить образы героев.

Приложение