Урок литературы по теме "Деревня, где скучал Евгений…"

Разделы: Литература


Цель урока: определение значения 2 глав в развитии главного образа романа.

Задачи:

1. Познавательная:

  • выстроив систему образов, проследить, как она влияет на изменение отношения читателя к герою,
  • способствовать совершенствованию навыка анализировать художественный текст.

2. Развивающая: способствовать развитию аналитического мышления

3. Воспитательная: содействовать формированию правильной шкалы общечеловеческих ценностей.

Ход урока

Пушкин писал роман в течение 8 лет. Получается, в среднем по 1 главе в год. Поэтому замысел романа менялся, и не единожды. В жизни Пушкина за это время произошло немало событий. И вместе с автором взрослел и менялся его герой.

Прочитав 1 главу, вы познакомились с заглавным героем романа. Что узнали? Какова роль первой главы? Вступление к роману. Пролог. Какая она по темпу? Стремительная. Благодаря чему создается такой темп? Авторской задумке показать калейдоскоп событий, в водовороте которых оказывается Евгений.

Первая глава – свободный разговор автора с читателем. Пушкин всё время со своим героем. Белинский назвал роман Пушкина «энциклопедией русской жизни начала 19 века». Согласны вы с критиком? Докажите.

И вот перед нами новая глава, новая страница этой «энциклопедии».

Дома вы познакомились с ней. Похожа она на первую? Что отличает её от предыдущей главы? Чем не похожа? Почему? Меняется место действия, темп повествования. Появляются новые герои. Автор перестает быть действующим лицом, вернее отходит на второй план.

Ей (2 главе) и посвящен наш урок «Деревня, где скучал Евгений...», цель которого ... (пусть поставят сами обучающиеся: анализируя главу, проследить, каким образом события романа влияют на героя, на отношение к нему читателей).

Учитель читает первую строфу на фоне слайд-презентации с музыкальным сопровождением (Приложение 1).

Скажите, кто представляет эту чудесную картину деревенской тишины? Автор.

Почему уверены, что не Онегин? «Всегда я рад заметить разность между Онегиным и мной».

Каким мы оставили героя по прочтении 1 главы? Там скука, там обман иль бред… Ему наскучил света шум… Почему же так часто рядом с Онегиным мы видим слово скука? Ему скучно и в Петербурге, и в деревне. Но ведь прочитав 1 главу мы не находим других скучающих (за исключением автора) Почему же скучает Онегин, в то время, как других не тяготит праздная светская жизнь? Что является причиной недовольства?

Назовите самые важные «сферы» человеческого существования. Что, на ваш взгляд, обязательно должно быть в жизни мужчины? Вспомните основные темы лирики самого Пушкина, его жизненные взгляды.

По ходу беседы сходимся на том, что же есть то главное, без чего не может быть полной жизни, по Пушкину. На доске появляется схема:

ДРУЖБА
ЛЮБОВЬ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (= ПОЛЬЗА)

Есть ли всё это у Онегина в первой главе? Нет.

Подтверждаем примерами: «Друзья и дружба надоели», «Измены утомить успели», «Читал, читал, но всё без толку…», «труд упорный ему был тошен», «Нет, рано чувства в нем остыли…». Герой, живя в столице, испробовал всё (вспомните эпиграф к 1 главе: «И жить торопится и чувствовать спешит»), но ничто не оставило в нем глубокого следа, не стало смыслом жизни…и в 24 года Евгений «к жизни вовсе охладел».

И вот автор отправляет своего героя в деревню. Для чего?

Как жил в этом господском доме дядя Евгения? «Лет сорок с ключницей бранился, В окно смотрел и мух давил». Вся жизнь в двух строчках! Онегина такая перспектива пугает. Какой первый шаг делает Онегин, чтобы не превратиться в своего дядюшку? (Строфа IV.)

Как отреагировали соседи на онегинские преобразования? (См. там же, строфа V.)

Кого из героев русской литературы так же осуждали окружающие за непохожесть («Что? К фармазанам в клоб? Пошел он в пусурманы? Чай, пил не по летам. О! верно... Шампанское стаканами тянул. Бутылками-с, и пребольшими». Сплетни о Чацком.).

Приведите примеры из текста, подтверждающие превосходство Онегина над другими дворянами. Почему Онегин не хочет заводить дружбу (да хотя бы просто добрые отношения) с соседями? Евгению трудно в деревне. Он умнее, честнее других. Не доволен тем, как устроена действительность.

И жизнь Онегина была бы невыносимой и дальше, если бы не появилось новое действующее лицо Владимир Ленский. Ученик читает VI-IX строфы. Как меняется тональность повествования? С Ленским в роман входит романтизм. Он философ-идеалист. Последователь поэтов-романтиков. Но он романтик-мечтатель, далекий от гражданских порывов. Вольнолюбие носит отвлеченный характер.

Прочитайте X строфу. Обратили внимание на звуковую сторону строк, посвященных Ленскому? Аллитерация. Подчеркивается выразительность звука «л». Сплошная музыка и нега.

О ком строки: «Господ соседственных селений Ему не нравились пиры…»? О Ленском, но могут быть отнесены и к Онегину.

Значит можно утверждать, что герои близки, похожи? Конечно, нет. Владимир Ленский – единственный человек, с кем сблизился Онегин, живя в деревне, несмотря на полярную разность их натур (строфа XIII). Чтение, работа в парах, составление схемы.

Выпишите слова, характеризующие героев, и продолжите список, подбирая существительные и прилагательные, характеризующие мироощущения героев

Ленский   Онегин
волна   камень
стихи   проза
пламень   лед
романтик   реалист
восторженное   скептическое
мечтательность   безверие
 
 

Кто из героев вам ближе? Почему?

Ленский наивен, не знает жизни. Но Онегину, конечно же, интереснее с ним, чем с другими соседями. Что так привлекает Онегина в его новом знакомом? О чем они беседуют, вернее, спорят? Чтение XVI строфы. Круг их разговоров серьезен. Темы, которые они затрагивают, – темы людей мыслящих.

Искренний Ленский не умеет, да и не хочет скрывать свои чувства. И в порыве восторженной откровенности рассказывает Онегину «любви младую повесть». В кого влюблен поэт? Чтение XXI-XXII строф. Каков её портрет? Опишите её. (XXIII) Целая строфа! А какого цвета глаза у Онегина? Как выглядит Ленский? Не знаем, т.к. их внешность не главное. Почему Пушкин так подробно описывает портрет Ольги? Самая обыкновенная провинциальная барышня, за внешностью которой нет ничего особенного, нет внутреннего содержания. В портрете нет ничего, что могло бы объяснить восторг Ленского. С каким чувством рисует Пушкин этот образ? С иронией относится к выбору Ленского.

И вот мы слышим голос автора с его прямой оценкой «надоел он мне безмерно» и приглашения «заняться старшею сестрой».

«Её сестра звалась Татьяна». Это имя – подарок Пушкина. «Сладкозвучные имена греческие, каковы, например, Агафон, Федора, Фекла и пр. употребляются у нас только между простолюдинами», – сетовал Пушкин. Получается, не будь Пушкина и его героини, это имя звучало бы для нас непривычно, как сегодня Матрена, Агафон и Фекла.

Сколько строф посвящено Татьяне? Чтение вслух. Почему так много отрицательных частиц (XXV)? Автор рассказывает не столько о том, какая была Татьяна, сколько о том, какой она не была, подчеркивая тем самым её необычность, непохожесть. Каким чувством наполнены строки о Татьяне? Пушкин любит свою героиню, восхищается ею. Пишет о ней серьезно: без улыбки, как о Ленском, без сожаления, как об Онегине. Появляется героиня, которая ещё скажет свое слово в романе. Кто дочитал «Евгения Онегина», знает, что и Ленский, и Ольга, и Татьяна сыграют важную роль в развитии романа, помогут раскрыть глубже образ главного героя. Но мы сегодня остановимся и вернемся к цели урока. Меняется наш герой во 2 главе, в деревне, где ему было так скучно? Под влиянием каких обстоятельств? Каким образом? Меняется ли ваше отношение к Онегину? Почему?

Обратимся к схеме, формуле, которую мы вывели в начале урока. В жизни героя появляются, или по крайней мере намечаются все три составляющие: ДРУЖБА. ЛЮБОВЬ. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (= ПОЛЬЗА). Приведем подтверждение из главы.

Вопросы на обобщение и понимание.

Вторая глава – вторая часть экспозиции (знакомство с новыми героями романа) противопоставлена первой. Антитеза – основной прием 2 главы. Какова её роль? Почему Пушкин назвал эту главу «Поэт»? Какова роль Ленского? Почему эпиграфом всё же стало восклицание Горация?

Автор испытывает своего героя. И каким образом выдержит Онегин все испытания, вы узнаете, дочитав роман до конца. А вот как вы пройдете свои жизненные испытания – покажет время…

P.S. Если останется время, то можно провести ещё одно наблюдение. Расположите слово ДЕРЕВНЯ таким образом, чтобы буквы были записаны в столбик, и предложите ученикам записать по горизонтали имена героев или другие слова, связанные с пониманием значения второй главы, используя буквы исходного слова (получится своего рода кроссворд). Интересно, что имени Ольга места не найдется.