Цель: познакомить с таким жанром литературы как детектив и его особенностями.
Задачи:
образовательная: познакомить с личностью А. Конан Дойля, его творчеством, учить анализу текста, закрепить знания о композиции произведения, знакомить с особенностями построения произведения детективного жанра;
развивающая: развивать умения исследования текста, творческое воображение, создания презентаций;
воспитательная: воспитывать внимательное отношение к слову.
Методы и приемы: опережающее домашнее задание (творческие задания, презентации, стихотворения обучающихся), слово учителя, эвристическая беседа, проблемные задания и вопросы.
Формы работы: групповая работа, фронтальная и индивидуальная работа.
Оборудование: иллюстрации учеников к произведениям, проектор, ноутбук, презентации учителя и учеников, фрагменты из фильмов о Шерлоке Холмсе и мультфильма “По следам бременских музыкантов”.
Ход урока
I. Песенка сыщика из м/ф “По следам бременских музыкантов”.
II. Новая тема.
- Вы, наверное догадались, о каком жанре литературы пойдёт речь на сегодняшнем уроке. Это детектив. (От англ. Detectiv — сыщик)
- Что вам известно о детективе? Назовите его признаки.
(Преступление, преступник, свидетель преступления, подозреваемый, улики, алиби, место преступления, мотив преступления, сыщик, второй герой)
Словарная работа.
Преступление — противоправное деяние.
Преступник — человек, совершивший преступление.
Подозреваемый — человек, обвинённый в преступлении.
Улика — вещь, изобличающая преступника.
Алиби — отсутствие обвиняемого на месте преступления в момент его совершения как доказательство невиновности.
Мотив — побудительная причина, повод к какому-либо действию.
- Как строится произведение детективного жанра? (Фиксируется на доске)
1. Знакомство с героем-сыщиком.
2. Сообщение о преступлении.
3. Работа сыщика:
а) осмотр места преступления;
б) поиск улик;
в) показания свидетелей;
г) логические выводы сыщика.
4. Установление личности преступника.
5. Освобождение невиновного.
- В чём особенность конфликта?
(Это столкновение героев с результатами загадочного действия. При этом неизвестно, кто его совершил (преступник), зачем (мотив), при каких обстоятельствах.
- Какие знаменитые сыщики вам известны?
Шерлок Холмс, Эркюль Пуаро, комиссар Мегре, Ниро Вульф.
- Как правило, рядом с сыщиком есть второй герой. При этом “вторые герои обычно выступают в роли рассказчиков, помощников, биографов своих знаменитых друзей. Вспомните пары.
- И у каждого характерная деталь.
Скрипка и трубка ? ---------------------------------- Шерлок Холмс
Спицы и клубок ? ------------------------------------ Миссис Марпл
Орхидеи ? ---------------------------------------------- Ниро Вульф
Усики ? -------------------------------------------------- Эркюль Пуаро
III. Биогафия Артура Конан Дойля. Но обратимся мы к самому известному сыщику — мистеру Шерлоку Холмсу. И недаром, ведь по числу экранизаций история о Шерлоке Холмсе и докторе Ватсоне попала в книгу рекордов Гиннеса. На данный момент насчитывается 210 кинокартин с участием с сыщика. Фильмы снимались и в Германии, и в США, и в Англии, и даже в Австралии, но всё-таки сама королева Великобритании Елизавета II наградила рыцарским титулом и орденом Британской Империи лишь одного из шести исполнителей роли Шерлока Холмса — Василия Ливанова.
Автор повестей и рассказов о Шерлоке Холмсе, знаменитый английский писатель Артур Конан Дойл, родился в Эдинбурге в 1859 г. Он закончил медицинский факультет, но мечтал о морских путешествиях – плавал по Ледовитому океану, путешествовал в Африку. Позже Артур Конан Дойл обосновался в Лондоне. Доходов медицинская практика не давала, и, ожидая своих пациентов, чтобы как-то заполнить невольный досуг, он начал писать рассказы и очерки…
Однажды вспомнил чудака Джозефа Белла из медтехникума в Эдинбурге. Этот Белл удивлял студентов своей наблюдательностью и необыкновенным умением при помощи “дедуктивного метода” разбираться в запутанных житейских проблемах.
В книги Артура Конан Дойла Белл вошел под вымышленным именем Шерлок Холмс. С тех пор “отшельник с Бейкер-стрит” стал одним из самых популярных и любимых героев.
IV. Путешествие по рассказам Конан Дойля. (“Пёстрая лента”, “Союз рыжих”, Тайна Боскомской долины”, “Пляшущие человечики”, “Обряд дома Месгрейвов”, “Голубой карбункул”) Я надеюсь вы внимательно прочитали предложенные рассказы и вам не составит труда ответить на вопросы викторины. (Презентация с рисунками учеников)
Вопросы:
1. С какой целью Шерлок Холмс “перед ссудной кассой три раза с силой стукнул тростью по мостовой”, а затем обратил внимание на колени человека, открывшего дверь?
(Ответ: В рассказе “Союз рыжих” преступники, решив обокрасть банк, по ночам рыли к нему подкоп. Сыщик хотел убедиться, прокладывается ли он перед фасадом или нет. Колени молодого человека были грязны, помяты, протёрты, что свидетельствовало о его долгом пребывании на земле)
2. Как в рассказе “Тайна Боскомской долины” подзывали друг друга герои?
(Ответ: “Коу)
3. Видеовопрос: отрывок из к.ф. “Пёстрая лента” Рассказ Эллен Стонер своей истории от слов: “... Она умерла ровно два года назад, и как раз о её смерти я хочу вам рассказать... до слов Шерлока Холмса: “Вот как вы всегда запирались на ключ? - Почему? ” Вопрос: Почему сёстры всегда запирались на ключ?
(Ответ: “Я, кажется, уже упомянула, что у доктора жили пантеры и павиан. Мы чувствовали себя в безопасности лишь тогда, когда дверь была заперта на ключ”)
4. В каком рассказе жертве преступления пришлось переписывать “Британскую энциклопедию” и с какой целью?
(Ответ: “Союз рыжих”, преступники хотели таким образом выманить владельца ссудной кассы из дома и впокойно рыть подкоп в его отсутствие)
5. Видеовопрос: отрывок от слов “Дверь внезапно широко распахнулась и в комнату ввалился какой-то субъект колоссального роста... - Который из вас Холмс? - промолвил посетитель... до слов: - Я выйду только тогда, когда выскажусь. Не вздумайте вмешиваться в мои дела. Я знаю, что мисс Стонер была здесь, я выследил её! Горе тому, кто станет у меня на пути! Глядите!”
Вопрос: Что сделал доктор Ройлотт?
(Ответ: “Он быстро подошёл, взял кочергу и согнул её своими огромными загорелыми руками”)
6. В рассказе “Пляшущие человечки” Шерлок Холмс разгадывает тайну шифра, изобретённого главарём преступной шайки. Какое предположение стало ключом к раскрытию тайны загадочных пляшущих человечков и помогло ему прочитать странные послания, которые все принимали за детские каракули?
(Ответ: Два первых послания начинались с одного и того же значка, что дало право предположить, что это одна и та же буква. Но какая? “Тут меня осенила счастливая мысль. Письмо обычно начинается с имени того, кому адресовано письмо. Человек, писавший миссис Кьюбитт эти послания, безусловно, близко с ней знаком, а значит мог называть её по имени. А имя состоит из четырёх букв и кончается той же буквой, что и начинается: зовут её Илси. Таким образом, я оказался обладателем трёх букв И, Л и С”)
7. Какие вещи бережно хранил Шерлок Холмс в деревянной коробочке с выдвижной крышечкой в память о своём третьем деле, связанном с домом Месгрейвов?
(Ответ: “...измятый листок бумаги, медный ключ старинного фасона, деревянный колышек с привязанным к нему мотком бечёвок и три старых, заржавленных металлических кружка”)
V. Анализ рассказа “Тайна Боскомской долины”
- А теперь более подробно рассмотрим особенности жанра детектива на примере рассказа “Тайна Боскомской долины” (Презентация)
- Какое событие лежит в основе рассказа?
(Убийство арендатора мистера Чарльза Мак-Карти, т.е., рассказ начинается с сообщения о преступлении)
- Что известно о действующих лицах?
Джон Тонер | Чарльз Мак-Карти |
Крупный землевладелец, вернулся из Австралии, где составил капитал. Имеет дочь Алису 18 лет | Арендатор Джона Тонера, вернулся из Австралии. У него сын Джеймс 18 лет. |
- В чём состоит работа сыщика?
(Демонстрируется карта преступления. Подозреваемый в тюрьме.)
- На основании каких косвенных улик задержен подозреваемый Джеймс - сын Мак-Карти?
(Кровь на рукаве, брошенное на месте преступления ружьё, свидетельство дочери привратника Боскомского имения 14-летней Пешенс Моран о ссоре отца и сына)
- Как Шерлоку Холмсу удаётся раскрыть преступление?
1. Показания свидетелей:
- показания Джеймса Мак-Карти о крике “Коу”: “Отца я нашел лежащим на земле при последнем издыхании с проломленной головой. Отбросив ружье, я приподнял его голову, он пробормотал несколько слов, но я мог уловить только что-то похожее на АРЭТ по-английски “крыса”,
- сообщение о последних словах отца: что-то похожее на “крыса”,
- признание дочери Алисы Тонер о золотых приисках отца и давней дружбе с Мак-Карти, а также причине ссоры между друзьми: нежелании женитьбы Джеймса и Алисы со стороны Тонера.
2. Осмотр места преступления:
- камень, под которым растёт трава,
- пепел от от индийской сигары и сама сигара, которую преступник курил в мундштуке, так как на ней нет следов зубов, а края ровно подрезаны,
- следы правой ноги не так отчётливо видны, как следы левой.
3. Портрет преступника:
“Это высокий левша, он хромает на правую ногу, носит охотничьи сапоги на толстой подошве и серое пальто, курит индийские сигары с мундштуком, в кармане у него тупой перочинный нож”, - вот так Шерлок Холмс описал преступника.
Объяснения Холмса:
Рост — о росте приблизительно можно судить по длине шага.
Хромой — следы правой ноги не так отчётливо видны, как следы левой.
Левша — удар был нанесён с левой стороны.
Тупой перочинный нож — края найденной сигары обрезаны неровно.
Карта штата Виктория со словом БАЛЛАРЭТ, первая половина которого АРЭТ по-английски означает “крыса”. Преступник, по заключению Холмса, пытался назвать имя убийцы, известного ранее как главаря преступной шайки Балларэтского Чёрного Джека.
4. Разоблачение и признание преступника.
Преступником оказался Джон Тонер. Он признался и рассказал свою историю: давным-давно он жил в Австралии и там вступил в банду. Их было шестеро. Джон взял себе прозвище Черный Джек. Однажды, напав на караван, они оставили в живых кучера, которым был Чарльз Мак-Карти. Он стал шантажировать Чарльза и просил дать ему жилье и денег. Через много лет они переехали в Боскомскую долину, и Джон решил зажить честной жизнью. У него родилась дочь, но у Мак-Карти был сын и Чарльз хотел их свадьбы.Опасаясь за свою дочь, Джон решил убить Чарльза. Ему было нечего терять - он был болен, и жить ему оставалось не больше месяца.
- Как пойман настоящий преступник?
(Шерлок Холм сделал предположение, что убийцей мог быть Джон Тонер, и написал ему записку. Преступнику пришлось рассказать о преступлении и его мотивах)
VI. Выводы.
- Каким методом известен Шерлок Холмс?
(Он известен “дедуктивным методом”: от общего к частному)
- Какие особенности рассказов о Шерлоке Холмсе вы подметили?
1. Шерлок Холм часто просит посетителей повторить свою историю во второй раз, якобы для доктора Ватсона, но на самом деле, чтобы ещё раз внимательно присмотреться к деталям дела.
2. Преступник, не подозревая о том, что его вычислили сам приходит к Шерлоку Холмсу по его просьбе, содержащейся в посланной записке.
3. Холмс на основе наблюдательности, внимании к детали составляет портрет преступника ещё до встречи с ним.
- Каким мы видим Шерлока Холмса. Согласны ли вы с мнением, что он не человек, а “машина”?
Примерные высказывания учеников:
- Он умеет видеть и наблюдать и делать правильные выводы из подмеченных им житейских мелочей. Холмс не только расследует преступления, но помогает попавшим в беду.
- Нельзя согласиться с тем, что он “машина” Предельная сконцентрированность необходима в его работе. А его портрет достаточно “живой”, особенно, когда он идёт по горячему следу.
(“Люди, знающие его как бесстрастного мыслителя с Бейкер-стрит ни за что бы не узнали его... лицо его покрывалось румянцем... из-под бровей стальным блеском сверкали глаза... губы плотно сжимались, на мускулистой шее вздувались вены...”)
Стихотворение о Шерлоке Холмсе, написанное Павлюк Натальей, ученицей 7Г класса (в качестве опережающего домашнего задания)
Если в городе преступник,
Шерлок Холмс узнает вмиг.
Когда и как он это сделал?
По наличию улик!
Работает он в одиночку,
Используя методы свои,
Попадает прямо в точку
С помощью дедукции.
VI. Домашнее задание: написать сочинение на тему “Что меня привлекает в знаменитом сыщике Шерлоке Холмсе?”
Список литературы:
- Ожегов С. И. Словарь русского языка. – М.: ООО “Издательство Оникс”, 2005.
- Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Литература. 7 кл. Путь к станции “Я” - М.: Баласс, 2005.
- http://www.uroki.net/docrus.htm