Цель: Раскрыть образ Мцыри.
Задачи:
- Провести идейно-тематический анализ лирического произведения;выработать навыки определения характера главного героя поэмы "Мцыри".
- Создать условия для самостоятельной творческой деятельности учащихся; способствовать формированию аналитического мышления и навыков сравнения, обобщения; прививать интерес к поисковой работе.
- Прививать любовь к Родине; учить понимать авторскую позицию.
Тип урока:развивающий по технологии критического мышления
Технология: технология критического мышления
Оборудование: компьютер, экран, проектор, мультимедиа, шесть шляп разных цветов.
Ход урока
1. Стадия вызова
Здравствуйте, ребята! (включаю видеофрагмент)
- Что вы почувствовали, когда смотрели первую часть фильма? (лёгкость, чистоту, независимость, свободу)
- Передайте своё душевное состояние после просмотра второй части фрагмента? (страх, тревога)
- Чем вызвано чувство тревоги? (неволей)
- Вы назвали свои ассоциации после просмотра фрагмента - страх, тревогу, неволю.
- Ребята, о ком мы будем сегодня говорить? (о Мцыри)
- Верно, тема сегодняшнего урока - Дитя неведомой страны. Образ главного героя поэмы М.Ю.Лермонтова "Мцыри". Запишите тему урока в рабочую тетрадь.слайд № 1
- К чему стремился Мцыри всю свою жизнь? (быть свободным)
Дома вы работали со словарём Владимира Ивановича Даля. Объясните значение слова "свобода" слайд № 2
(Свобода - своя воля, простор, возможность действовать по-своему; отсутствие стеснения, неволи, рабства, подчинения чужой воле)
слайд № 3
Ещё раз прочитайте тему урока и значение слова свобода. Какую цель мы ставим на уроке? (ответы)
Молодцы, мы определили цель нашего урока - характеризуя Мцыри, мы должны доказать, что главный герой стремился к свободе.
2. Стадия осмысления
Для тог чтобы отследить уровень знаний по теме, предлагаю заполнить таблицу "Знаю - хочу узнать - узнал".
Запишите в первый столбик то, что вы знаете о Мцыри. Во второй столбик запишите то, что бы вы ещё хотели узнать по теме урока(читают записанное)
Для того чтобы рассмотреть образ Мцыри мы вернёмся к началу поэмы и проследим основные этапы жизни героя. Поразмышлять, дать характеристику Мцыри, объяснить выбор жизненного пути, помогут шесть шляп, потому что мыслить можно шестью разными способами, обозначенными цветными шляпами.
Слайд № 4
"Белая шляпа" - точно и конкретно вы называете только точные даты, цифры, перечислите события, связанные с Мцыри.
Слайд № 5
"Жёлтая шляпа" - похвалите героя, назовите его положительные стороны, черты характера.
Слайд № 6
"Чёрная шляпа" - отметьте отрицательную сторону героя, поругайте его за поступки, которые он совершил. Укажите, с чем вы не согласны.
Слайд № 7
"Красная шляпа" - вам, ребята, нужно охарактеризовать героя, указав, какие чувства и эмоции он переживает.
Слайд № 8
"Зелёная шляпа" - судьба героя в ваших руках, доскажите свой, возможно, счастливый конец произведения.
Слайд № 9
"Синяя шляпа" - вы должны подвести итог работы всех шляп, сделать выводы.
слайд № 10
Внимание! Третий столбик вы заполняете в течение всего урока после выступления каждой группы.
3. Рефлексия
(у каждой группы компьютер, в котором расположены папки с названием шляп с индивидуальным заданием
(Учащиеся выполняют работу группой, но отвечать будет один от каждой группы, учитель корректирует ответы, направляет в нужное русло, активизируя мыслительную деятельность)
По ходу ответов записываете себе в тетрадь черты характера Мцыри.
Чтобы понять характер Мцыри, нужно всё пережить вместе с ним: неволю, радость свободы, отчаяние оттого, что не попал в родную страну, а помогут нам шесть шляп.
Задание "Белой шляпы"
Подготовьтесь к выразительному чтению отрывков из текста
1.
Однажды русский генерал
Из гор к Тифлису проезжал;
Ребёнка пленного он вёз.
Тот занемог, не перенёс
Трудов далёкого пути;
2.
Он был, казалось, лет шести...
Из жалости один монах
Больного призрел, и в стенах
Хранительных остался он,
Искусством дружеским спасён.
1. Объясните, как Мцыри попал в монастырь.
2. Сколько было лет герою, когда его нашли на дороге?
3. Что случилось с его родными?
4. Какое будущее ждало в монастыре? (прочитайте сноску стр.232)
5.Сколько было лет Мцыри, когда он должен был принять обет?
6. Какое событие резко изменило его будущее?
7. Чем закончился побег?
8. Назовите ключевое слово (о ком мы говорили)
Выступление "Белой шляпы"
(ответы детей, записываю на доске: 1.Мцыри)
Ребята, что мы узнали из выступления этой группы? (отвечают)
Запишите в тетрадь.
Вывод учителя после выступления "Белой шляпы" - рожденный среди вольного народа он был обречён на жизнь в неволе.
Задание "Жёлтой шляпы"
Подготовьтесь к выразительному чтению отрывка из текста
Какой-то зверь одним прыжком
Из чащи выскочил и лёг,
Играя, навзничь на песок.
То был пустыни вечный гость -
Могучий барс.
1. С какой целью автор создаёт этот эпизод?
Подготовьтесь к выразительному чтению отрывков из текста
1. Почему Мцыри не умер в детстве? Как к нему относились монахи?
Из жалости один монах
Больного призрел, и в стенах
Хранительных остался он,
Искусством дружеским спасен.
2. О чём говорится в данном отрывке? Который раз монахи спасли Мцыри?
Его в степи без чувств нашли
И вновь в обитель принесли.
Он страшно бледен был и худ
И слаб, как будто долгий труд
3. Какую черту характера Мцыри можно назвать, читая отрывок.
Старик! я слышал много раз,
Что ты меня от смерти спас -
Зачем?
4. Как характеризуют героя следующие строки?
Увы! теперь мечтанья те
Погибли в полной красоте,
И я как жил, в земле чужой
Умру рабом и сиротой.
5. Можно ли назвать поступок разумным?
6. Назовите основную черту характера, которая позволила бездумно покинуть монастырь (одно прилагательное)
Выступление "Жёлтой шляпы" (ответы детей, записываю на доске: 2.Мужественный (любое прилагательное)
Ребята, что мы узнали из выступления этой группы? (отвечают)
Запишите в тетрадь.
Вывод учителя после выступления "Жёлтой шляпы" - жажда подвига, удаль, смелость, отвага заставляют выжить в природе и одержать победу в смертельной битве. Лермонтов подчёркивает, что Мцыри чужой среди людей, но в мире дикой природы он чувствует себя своим.
Задание "Чёрной шляпы"
Подготовьтесь к выразительному чтению отрывков из текста
1. Почему Мцыри не умер в детстве? Как к нему относились монахи?
Из жалости один монах
Больного призрел, и в стенах
Хранительных остался он,
Искусством дружеским спасен.
2. О чём говорится в данном отрывке? Который раз монахи спасли Мцыри?
Его в степи без чувств нашли
И вновь в обитель принесли.
Он страшно бледен был и худ
И слаб, как будто долгий труд
3. Как характеризуют героя следующие строки?
Увы! теперь мечтанья те
Погибли в полной красоте,
И я как жил, в земле чужой
Умру рабом и сиротой.
4. Можно ли назвать побег разумным?
5. Назовите основную черту характера, которая позволила бездумно покинуть монастырь
(одно прилагательное)
Выступление "Чёрной шляпы" (ответы детей, подписываю безрассудный к слову мужественный)
Ребята, что мы узнали из выступления этой группы? (отвечают)
Запишите в тетрадь.
Вывод учителя после выступления "Чёрной шляпы" - заканчивается поэма грустно - умирает главный герой, он готов пожертвовать ценой жизни ради свободы. Можно, конечно, сказать, что Мцыри совершил бездумный поступок - лишил себя самого прекрасного на земле - жизни.
Задание "Красной шляпы"
1. Послушайте фрагмент "Встреча с девушкой" (см. папку "Красная шляпа"
2. С какой целью автор придумал сюжет "Встреча с грузинской девушкой". Подготовьте выразительное чтение отрывка
Держа кувшин над головой,
Грузинка узкою тропой
Сходила к берегу. Порой
Она скользила меж камней,
Смеясь неловкости своей.
И беден был ее наряд;
И шла она легко, назад
Изгибы длинные чадры
Откинув. Летние жары
Покрыли тенью золотой
Лицо и грудь ее; и зной
Дышал от уст ее и щек.
3. Опишите три поступка Мцыри, которые его характеризуют (три глагола)
Выступление "Красной шляпы (ответы детей)
Вывод учителя после выступления "Красной шляпы" - только человек с богатым внутренним миром способен на любовь, дружбу, способный так восхищаться и любоваться природой.
Выступление "Зелёной шляпы"(ответы детей)
Ребята, что мы узнали из выступления этой группы? (отвечают)
Запишите в тетрадь.
Вывод учителя после выступления "Зелёной шляпы" - к сожалению, Мцыри не обрёл Родину, семью. Но он боролся за свою жизнь до последнего, идя против Бога, судьбы.
Выступление "Синей шляпы" (ответы детей)
Ребята, что мы узнали из выступления этой группы? (отвечают)
Запишите в тетрадь.
Вывод учителя после выступления "Синей шляпы" - только сам человек может определить свой жизненный выбор, и каждый человек имеет право на независимость.
Ребята, работали вы в разных шляпах, то есть рассматривали образ героя с какой-то одной стороны. Но в итоге у нас получился целостный образ героя (на доске записан синквейн)
Мцыри
- Свободолюбивый, сильный
- Тоскует, убегает, умирает
- Жертвует жизнью ради свободы.
- Герой
Чтобы лучше усвоить тему урока, предлагаю ответить на вопросы интерактивного теста (отвечают)
- Кто ответил на все вопросы теста верно?
- Кто допустил ошибку? (фронтально корректирую ошибки, допущенные в тесте)
- Какова тема урока? (образ Мцыри)
- А что вы узнали нового о Мцыри, прочитайте то, что вы записали в третий столбик "Узнал"
Оцениваю тех учащихся, которые отвечали индивидуально от каждой группы. Оцените себя. А сейчас оцените друг друга за работу в группах. (называют свои отметки)
Домашнее задание
- 1 группа - написать мини-сочинение "Жить в понимании Мцыри"
- 2 группа - описать черты характера главного героя
- 3 группа - пересказ "Жизнь Мцыри в монастыре"
Закончить наш урок я хочу словами Александра Радищева: "Я то же, что и был и буду весь мой век: не скот, не дерево, не раб, но человек!
Я пожелаю вам, ребята, чтобы вы всегда слушали своё сердце, не совершали безрассудных поступков, всегда оставались людьми.
Спасибо за урок. Урок окочен.