Александр Грин - писатель солнечный и, несмотря на через все его произведения побед но проходит глубокая и светлая вера в человека, в добрые начала человеческой души, вера в любовь, дружбу, верность и осуществимость мечты: И каждый прочитавший его становится чем-то богаче и чище. (В.Кетлинская)
:Когда душа таит зерно пламенного растения - чуда, сделай ему это чудо, если ты в состоянии: (А.Грин)
ЦЕЛИ УРОКА:
- Познакомить обучающихся с биографией А. Грина, помочь понять замысел писателя; уловить, в чём своеобразие гриновского творения, поверить в мечту, способствовать осмыслению того, что человек в порыве к счастью способен своими руками творить чудеса; показать душевную чистоту главных героев. Найти черты романтизма в феерии.
- Развивать устную и письменную речь обучающихся, логическое и образное мышление.
- Воспитывать чувства любви, уважения к личности А. Грина, его произведениям, осмысленному отношению к жизни; учить видеть прекрасное в жизни, пытаться делать чудеса своими руками.
ОБОРУДОВАНИЕ:
- Портрет Александра Грина.
- Выставка рисунков учащихся.
- Биография А. Грина в картинках (презентация к уроку)
- Рисунок корабля с алыми парусами, рядом размещены возможные ассоциации к сочетанию "алые паруса".
Оформлены стенды с материалами к уроку:
- Кроссворд по феерии "Алые паруса";
- Литературные игры:
- "История далёкая и близкая",
- "Продолжи фразу",
- "Выбери одно",
- "Внимательный ли ты читатель.
- Музыка с шумом моря, звуками скрипки.
ТИП УРОКА: урок-размышление.
ХОД УРОКА
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ.
(СООБЩЕНИЕ ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ УРОКА)
(Вступительное слово учителя произносится на фоне музыки).
Жил на свете гордый и одинокий человек. Он любил море, мечту и людей. Море лежало перед ним, как дорога в огромный таинственный и прекрасный мир, полный приключений, подвигов и чудес.
По камушкам морским он радости учился,
Весь застлан синевой, - уж ты ему прости,
Что в жизни из него моряк не получился.
Умевшему летать к чемушеньки грести:
(Б. Чичибабин)
Имя его - Александр Грин: Александр Степанович Гриневский, чей портрет перед вами. И сегодня на уроке мы будем говорить об этом человеке и его феерии "Алые паруса". Попробуем затронуть круг вопросов, связанных с формированием личности человека. Ответим на вопрос: "Нужно ли делать чудеса своими руками".
(несколько секунд ещё звучит музыка, затем медленно стихает)
Итак, тема сегодняшнего урока "Делать чудеса своими руками".
Вглядываясь в лицо человека на портрете, невольно обращаешь внимание на печальные глаза, плотно сжатые губы, морщинки и бесконечную грусть, которая словно окутала весь его облик. Александр Грин на портретах и фотографиях практически никогда не улыбается: почему?! Может быть истоки этого кроются в его жизни, в его биографии: Попытаемся же понять и разобраться в этом.
СООБЩЕНИЕ УЧЕНИКА ПО ТЕМЕ "СТРАНИЦЫ БИОГРАФИИ А. ГРИНА"
(Выступление продолжается 3-4 минуты и сопровождается презентацией см. диск "Уроки литературы 6-10 классы. Мультимедийное приложение к урокам")
БЕСЕДА
Как вы думаете, почему А. Грин в жизни редко улыбался? (Александр Грин прожил трудную жизнь, но не утратил веру в человека, и как верно звучат слова В. Кетлинской, которые взяты эпиграфом к уроку. (чтение эпиграфа)).
Литературное наследие Александра Степановича Грина очень богато и разнообразно. Он сочинял рассказы, новеллы, романы, стихи, фельетоны и даже басни.
Как вы думаете, сколько всего произведений написал Грин?
(С 1906 года, за последние 25лет, Грин создал свыше 400 произведений, но наследие его до сих пор полностью не собрано. К сожалению, Александр Степанович никогда не отличался бережливостью к своим черновикам, наброскам, незаконченным произведениям. Поэтому часть его рукописей, вероятно, затерялась навсегда.)
Он жил среди нас, этот сказочник странный,
Создавший страну, где на берег туманный
С прославленных бригов бегут на заре
Высокие люди с улыбкой обманной,
С глазами, как отзвук морей в январе,
С великою злобой, с великой любовью,
С солёной, как море, бунтующей кровью,
С извечной, как солнце, мечтой о добре.
В. Саянов
Как вы думаете, о какой стране говорится в стихотворении В. Саянова?
(Грин создал свою загадочную страну с морями, материками, бухтами, архипелагами, проливами, с замечательными городами с мужественными и сильными людьми, умеющими любить, мечтать и смело вступающими в борьбу со злом. Критик К. Зелинский назвал эту страну Гринландией).
Кроме известных романтических произведений перу А.Грина принадлежит цикл антивоенных рассказов, есть в его писательском багаже и романы с историческими героями.
В литературоведении остаётся почти не раскрытой тема "Поэзия Грина". Мало кто знаком с его стихами, потому что они мало печатались (за исключением 2-3 стихотворений). Только в 1991 году 27 стихотворений вошли в третий том собрания сочинений А. Грина.
Особенно поэтично звучат стихи, посвященные любви, в них любовь возвращает человека к жизни, помогает поверить в себя:
Придёшь ты - и счастье повеет
В жилище моём.
Уйдёшь - и незримо тускнеет лазурь за окном.
Без мысли, улыбки и силы я жить не хочу:
Но образ твой близкий и милый, подобен лучу.
Но глаз твоих нежных сиянием я крепок в борьбе.
И радости кроткой желание, и мысль, и улыбки тебе.
Все произведения А. Грина так или иначе связаны с мечтами об "ослепительном случае" и радости, но больше всего - его феерия "Алые паруса".
РАБОТА НАД АНАЛИЗОМ ФЕЕРИИ "АЛЫЕ ПАРУСА" А. ГРИНА.
История создания книги "Алые паруса"
Писатель "вынашивал" это произведение несколько лет. Замысел в
Возник в 1916 году. Было это в Петрограде. Однажды в витрине магазина игрушек Грин увидел лодочку с острым парусом из белого шелка, который от лучей солнца показался писателю алым. Это поразило Грина. "Эта игрушка мне что-то сказала, но я не знал ЧТО. Тогда я прикинул; не скажет ли больше парус красного, а лучше того - алого цвета, потому что в алом есть яркое ликование. И вот, развёртывая из этого, беря волны и корабль с алыми парусами, я видел цель его бытия", - писал А.Грин.
Грин начал писать в Петрограде в 1920 году, когда после сыпного тифа бродил по обледенелому городу и искал каждую ночь "нового ночлега" у случайных, полузнакомых людей. "Алые паруса" - это поэма, утверждающая силу человеческого духа, просвеченная любовью к жизни, верой в то, что человек способен совершать чудеса. Алые паруса стали для Грина символом красоты, символом претворённой мечты.
Беседа с учащимися:
Какие ассоциации возникли у вас с сочетанием "алые паруса"? На доске "плавают" ассоциации, которые возникли у вас до прочтения книги. Они очень разные.
(учитель зачитывает ассоциации, возникшие у детей до чтения феерии). Что вы можете сказать сейчас?
Вы знакомы с содержанием феерии "Алые паруса". Какие впечатления произвело на вас это произведение? Что запомнилось? Какие строки вы выписали, чем они примечательны?
(ответы уч-ся, проверка домашнего задания.)
Слово "ФЕЕРИЯ", а в некоторых изданиях "роман-феерия" следует сразу же за названием произведения. А как вы думаете, какое значение имеет слово "феерия"?
(Уч-ся говорят, строя свои высказывания на данных толковых словарей, словаря иностранных слов. (Проверка дом. задания)).
Итак, феерия - сказочное, волшебное действие. "Алые паруса" автор "подносит и посвящает своей любимой женщине, жене - Нине Николаевне Грин".
Язык этого произведения звонкий, прозрачный, как капельки росы на траве. И в каждой капле отражается весь мир. Вот и попытаемся открыть для себя этот мир. Волшебно, сказочно звучат слова: "Не знаю, сколько лет пройдёт: (до слов) чтобы поздравить её с приездом". (отрывок из текста читает учитель).
Убедились, насколько волшебно звучат слова?!
Однако эта феерия не волшебная сказка о неведомом мире, где таинственный принц принёс Золушке хрустальный башмачок. Это произведение о реальном мире, в котором есть не только добро.
Вспомните, как жила Ассоль, какие люди её окружали? Опишите деревушку, в которой прошло детство героини. (Мрачные люди живут в этом селении, много злых, но есть и добрые (угольщик, Лонгрен). В городе не поют песен, не рассказывают сказок, не любят людей. "Там не рассказывают сказок, не поют песен. А если рассказывают и поют, то эти истории о хитрых мужиках и солдатах, с вечным восхвалением жульничества, эти грязные, как немытые ночи, грубые, как урчание в животе, коротенькие четверостишия с ужасным мотивом:" "Там в работе, как в драке".
Лучше, чем Грин, о жителях Каперны сказать невозможно.
Почему Лонгрен и его дочь кажутся жителям Каперны чужими, ненормальными?
(Жители Каперны на способны их понять, а всё непонятное рождает недоверие, страх, презрение.)
Каким образом Грин наказывает Лонгрена за его поступок?
(За то, что Лонгрен не помог Меннерсу во время бури, а "стоял неподвижно, строго и тихо, как судья, выказав глубокое презрение к Меннерсу - больше, чем ненависть, было в его молчании, и это все чувствовали". Пытаясь понять и оправдать Лонгрена, Грин всё же наказывает его одиночеством, которое скрашивается присутствием дочери - доброго ангела.Но за поступок отца расплачивается и дочь.)
Как складываются отношения Ассоль со сверстниками?
(Дети с ней не играли, гнали, швыряли грязью, дразнили, били).
"- Э, Ассоль, разве они умеют любить? Надо уметь любить, а этого-то они не могут", - говорит Лонгрен, успокаивая Ассоль, которую обидели дети. Итак, надо уметь любит.
А что такое любовь? Что значит уметь любить? Как вы думаете? (Любовь - 1. Чувство самоотверженной, сердечной привязанности. Склонность, пристрастие к чему-либо. Самоотверженный - жертвующий своими интересами ради других, ради общего блага, героический, благородный.)
А умеет ли любить Ассоль?
(Да. Она жалеет людей, любит всё живое на земле.)
Вспомните, как Ассоль чувствует себя в лесу. Найдите, зачитайте строки, подтверждающие правоту ваших мыслей.
Чувствует себя как дома.
Здоровается с деревьями, как с людьми.
Называет людей "БРАТЦЫ".
Заглядывает в "лица" цветам.
Как вы думаете, счастлива ли Ассоль?
(Ответить однозначно трудно. Счастье - понятие многогранное, но важно, что Грин проводит очень верную и глубокую мысль: жизнь перед каждым ставит много вопросов, сталкивает с предательством, злобой, завистью. Счастлив тот, кто на зло не отвечает злом и творит добро. Грин сам испытал много горя, унижения, но не очерствел душой, писал о светлом и прекрасном. Такова и его героиня).
Что помогло остаться Ассоль доброй и мечтательной натурой? Зачитайте (см. гл. 1. Предсказание Эгля, Лонгрена).
Рядом и одновременно далеко с этой милой девушкой живёт ещё один герой феерии. Кто он? Расскажите об этом герое.
(Грэй родился с живой душой, жил в своём мире, в этом мире над всем возвышалась мечта. Он жадно читал книги, мечтал стать капитаном.)
Почему мечта Грэя осуществилась?
(Грэй очень хотел этого).
Грэй испытал на себе все тяготы корабельной жизни, изменился внешне "потерял слабость", стал широк в плечах, крепок мускулами, "в думающих глазах отразился блеск", речь стало "краткой и точной. Но Грэй не потерял самого главного - своей странной летящей души".
Духовный мир автора и его героя очень близки. Грин рассказывает о себе больше, чем в каком-либо другом произведении, наводит на размышления и похожесть инициалов. Александр Грин - Артур Грэй.
Как вы думаете, случайно ли произошла встреча Ассоль и Артура Грея?
(Думаю, нет. Сама судьба свела героев. Тревожное чувство теснило грудь Грэя, "его как бы позвал кто-то". Ассоль неожиданно услышала "нечто, подобное отдалённому зову", и это позвало её на берег.
Расскажите, как произошла первая встреча героев.
Что общего можно найти в героях, их жизни?
(1. Одиноки в детстве, лишены общения со сверстниками.
2. Они понимают, любят всё живое, близки к природе.
3. Добры и трудолюбивы.
4. Они верят в мечту.)
Почему Грэю захотелось воплотить в жизнь предсказание Эгля? (Ему нравится Ассоль, он чувствует душевное родство с этой девушкой. Ещё Грэй понял "нехитрую истину". Она заключалась в том, что нужно делать чудеса своими руками. "Когда для человека главное - получать дражайший пятак, легко дать этот пятак, но, когда душа таит зерно пламенного растения - ЧУДА, сделай ему это чудо, если ты в состоянии. Новая душа будет у него и новая у тебя". Именно часть данной цитаты взята эпиграфом к нашему уроку.)
Как вы понимаете, слова А.Грина?
И вот уже наяву видит Ассоль АЛЫЕ ПАРУСА. Какие чувства испытывает девушка? Найдите подтверждение правоты своих слов в тексте, зачитайте.
(Потрясение.)
Заслуживает ли Ассоль то счастье, ту любовь, которые дарит ей Грин в лице капитана Грэя?
(ДА, так как Ассоль всегда верила и никогда не пыталась предать свою мечту).
Рядом с героями феерии Грина на протяжении почти половины текста мы постоянно слышим звуки музыки.
Какую роль играет музыка в "Алых парусах" Грина?
(Музыка играет важную роль, способствует раскрытию внутреннего мира героя, через музыку мы видим душевную красоту, тончайшие струны души словно обнажаются перед читателями.
Использование музыки в феерии является ещё одним штрихом, доказывающим, что "Алые паруса" - это романтическое произведение.)
О каких музыкальных инструментах упоминает Грин?
(Скрипка, виолончель. Циммер говорит: "Виолончель - это моя Кармен". А Грэй добавляет: "Скипка: Ассоль".
Вы знаете, что на скрипке обычно играют люди с тонким музыкальным слухом. Таким тонким слухом, тонкой душой должен обладать и человек, полюбивший Ассоль. Таким человеком и был Артур Грэй.)
К какому выводу приводит нас Грин своим произведением "Алые паруса"?
(Творить чудеса нужно своими руками. Мечта может победить обыденность мира).
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ
Пусть Каперна, Грэй, Ассоль, корабль с алыми парусами - всё это плод фантазии художника. Но пока на земле будут жить хорошие люди - романтики, умеющие так любить и мечтать, всё это может осуществиться. Грин уверял, что корабль с алыми парусами рано или поздно приходит к каждому, кто умеет мечтать, кто всем сердцем верит, что мечты, желания обязательно сбудутся.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
Ассоль снились чудесные сны. Пофантазируйте немного и опишите один из таких чудесных снов. Придумайте, что могла видеть девушка во сне. Напишите сочинение-миниатюру объёмом до 1страницы.
ВЫВОД:
- Можно ли назвать феерию "Алые паруса" современным произведением?
"Алые паруса" Грина можно с уверенностью отнести к "современной классике", потому что это произведение победно прошло, как корабль Артура Грэя под алыми парусами, все штормы событий прошлого века и сохранило любовь и интерес читателей, спустя почти 100 лет после его написания.
"Алые паруса" Грина олицетворяют волшебную силу человеческой мечты. Плыть в жизни под алым парусом - значит ставить перед собой высокие цели, мечтать, стремиться осуществить задуманное.
Ребята нужно верить в чудеса,
Когда-нибудь весенним утром ранним
Над океаном алые взметнутся паруса,
И скрипка пропоёт над океаном.
Звучит музыка (солировать должна скрипка).