Цель: научиться правильно анализировать произведение, выявлять авторскую позицию, главную мысль произведения.
Задачи:
- проанализировать произведение искусства (Е.И.Носов "Кукла");
- определять тему, идею и проблему произведения;
- уметь выразить свою позицию по отношению к сформулированной проблеме, привести аргументы;
Тип урока: урок анализа произведения.
Оборудование: компьютер, видеопроектор, карточки.
Ход урока
1. Организационный момент
- Добрый день, ребята, уважаемые гости, присутствующие на уроке! Я рада приветствовать вас на уроке литературы. Я надеюсь, что у вас хорошее настроение и мы сможем плодотворно поработать!
2. Актуализация
Какой проблемный вопрос звучал на последних уроках литературы? (мы говорили о достоинствах и недостатках человека, об его отношении к миру.)
Предлагаю вам прослушать стихотворение «Старая кукла» и подумать над вопросом: Какой будет тема нашего сегодняшнего урока?
Вероника Тушнова
КУКЛА
Много нынче в памяти потухло,
а живет безделица, пустяк:
девочкой потерянная кукла
на железных скрещенных путях.Над платформой пар от паровозов
низко плыл, в равнину уходя...
Теплый дождь шушукался в березах,
но никто не замечал дождя.Эшелоны шли тогда к востоку,
молча шли, без света и воды,
полные внезапной и жестокой,
горькой человеческой беды.Девочка кричала и просила
и рвалась из материнских рук,—
показалась ей такой красивой
и желанной эта кукла вдруг.Но никто не подал ей игрушки,
и толпа, к посадке торопясь,
куклу затоптала у теплушки
в жидкую струящуюся грязь.Маленькая смерти не поверит,
и разлуки не поймет она...
Так хоть этой крохотной потерей
дотянулась до нее война.Некуда от странной мысли деться
это не игрушка, не пустяк,—
это, может быть, обломок детства
на железных скрещенных путях.
- Какие чувства вызывает у вас это стихотворение?
- Какой будет тема нашего урока? (Сила внутренней, духовной красоты человека)
- Что общего между этим стихотворением и произведением Е.И.Носова "Кукла" (И то, и другое о бережном и ответственном отношении к куклам)
- Какую цель вы поставите для себя на уроке? (научиться анализу произведения)
3. Шкалирование
Оцените знания по данной теме по 10 бальной шкале. Где сейчас находятся ваши знания?
4. Подготовка к анализу
- Какие ассоциации возникают у вас, когда слышите слово «Кукла»? Для ответа на вопрос, составьте, пожалуйста, кластер. (человеческий образ)
Давайте узнаем, как раскрывается значение слова Кукла в словаре Ожегова.
(Зачитает ученик)
По-японски КУКЛА - НИНГЁ, то есть «образ человека».
5. Анализ
Итак, тема нашего урока: "Рассказ Евгения Ивановича Носова «Кукла»".
Дома вы смотрели ролик про произведение Е.И.Носова "Кукла" и на уроке мы обратимся непосредственно к анализу этого произведения.
Что такое рассказ? (рассказ - это небольшое эпическое произведение, повествующее об одном или нескольких событиях в жизни человека).
Начать анализ произведения мне хотелось бы с притчи, хорошо известной вам:
Притча о старом шляпнике.
Давным-давно,жил на свете старый мудрый Шляпник. Он не был богат, но зато мастерил чудесные шляпы, дававшие людям нечто большее, чем мог бы дать простой головной убор.
Шли годы. И старый Шляпник покинул этот мир, оставив своим шестерым сыновьям мастерскую и... шесть разноцветных шляп — белую, черную, желтую, красную, зеленую и синюю. Подумав, сыновья разделили их между собой.
Белую взял старший сын. Он считал, что она поможет попасть в высшее общество.
Черную взял второй сын, ведь черная шляпа всегда уместна и он будет выглядеть достойно в любой ситуации.
Третий сын сказал, что желтая шляпа хоть и требует особого костюма, подарит ему радость солнца и улыбку.
Четвертый сын воскликнул, что всегда хотел бы выделяться из толпы, быть заметным и взял красную шляпу.
Пятый сын оценил оригинальность зеленой шляпы.
Шестому же, самому младшему, досталась синяя шляпа. Оказалось, что именно ее он и хотел получить.
И вот сыновья забрали наследство, попрощались и разошлись в разные стороны. Прошло немало времени, прежде чем они вновь собрались все вместе. Сидя у огня, каждый из них рассказал свою историю. Все были поражены тому, как наследство шляпника повлияло на них.
Сын, взявший себе белую шляпу, стал важным человеком, он занял высокий пост советника в одной могущественной стране. Он был четок и беспристрастен, излагая свою историю жизни, он перечислял факты и события, опуская переживания.
Хозяин черной шляпы стал остроумным и язвительным. Рассказывая о людях, он метко и красочно описывал их слабости и пороки, создавая гротесковые портреты. Он занял неплохую должность, потому что сумел предупреждать ошибочные решения местного бургомистра.
Желтая шляпа сделала третьего сына Шляпника неисправимым оптимистом. Оказывается, он живет в лучшем в мире городе, жители которого замечательные люди. Он радуется восходам и закатам, бегает трусцой, разводит цветы и занимается благотворительностью.
Все слушали сдержанно, лишь один из братьев постоянно нетерпеливо вскакивал, радостно аплодировал, в отчаянье заламывал руки и раздраженно бросал свою красную шляпу. Оказалось, четвертый сын Шляпника стал актером. Он был очень знаменит, но в обычной жизни ему так и не удалось научиться сдерживать свои чувства.
Пятый сын Шляпника молча разложил на столе фотографии. Братья взглянули и увидели его в обществе знаменитых людей. Хозяин зеленой шляпы был образован в различных областях, прекрасно рисовал, сочинял стихи и музыку, ко всему, за что он брался, он подходил очень изобретательно.
И вот последний из сыновей Шляпника снял свою синюю шляпу. И все братья увидели, сколько знания, мудрости и любви излучают его глаза. Он стал Учителем, многие приходили к нему за советом, а король доверил ему воспитание наследника...И сыновья старого мастера поняли, какое удивительное наследство оставил им отец. И захотелось каждому снять свою шляпу, ведь она уже многому их научила, и примерить шляпы друг друга. Так они развили в себе новые качества, что позволило им стать счастливыми.
С тех пор прошло много времени, но разноцветные шляпы переходят из рук в руки, и позволяют себя надевать тем, кто хочет научиться чему-то новому...
Хочется: примерить шляпы...
Групповая работа.
1 группа - Белая шляпа (факты)
2 группа - Красная шляпа (эмоции)
3 группа - Черная шляпа (минусы)
4 группа - Желтая шляпа (плюсы)
5 группа - Зеленая шляпа (эксперты)
6 группа - Синяя шляпа (актуальность)
- Какие бы шляпы вы хотели примерить? Попробуйте!
6. Рефлексия
Работа с карточками Flickers (ответы да/нет)
А) автор произведения Евгений Иванович Носов.
Б) повествование ведется от 1 лица.
В) Акимыч - это рассказчик.
Г) Акимых - школьный сторож.
Д) Жанр произведения - рассказ.
7. Шкалирование
- Оцените свои знания после анализа произведения по 10 балльной шкале.
- Что понравилось вам на уроке? Что запомнилось больше всего?
- Отметки за урок по итогам работы с карточками.
8. Домашнее задание
Посмотреть ролик по следующему произведению Е.И.Носова.